Олег

92

Первый князь киевский из рода Рюрика. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему О., так как сын Рюрика, Игорь, был в то время малолетним. По предположению Соловьева, О. Получил власть не как опекун Игоря, а как старший в роду. Три года оставался О. В Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг. Сначала он занял Смоленск и посадил там своего мужа, потом перешел в землю северян и здесь, в Любече, также посадил мужа. Добровольно ли покорились О. Эти племена или после сопротивления — летопись не говорит. Когда О. Достиг Киева, там уже княжили Аскольд и Дир (см.). Летопись рассказывает, что О. Хитростью вызвал их из города и умертвил, а сам завладел Киевом и сделал его своей столицей, сказав.

"се буди мати градом русским". Он строил города, с целью удерживать в своих руках покоренные народы и защищать их от нападений кочевников. Им была наложена дань на ильменских славян, кривичей и мерю. Новгородцы должны были платить по 300 гривен ежегодно на содержание дружины из варягов. После этого О. Начинает расширять пределы своих владений, покоряя племена, жившие на восток и запад от Днепра. В 883 г. Покорены были древляне, находившиеся во вражде с полянами. На них была наложена дань по черной кунице с жилья. Северяне платили дань хозарам. О. Сказал им. "я враг хозарам, а вовсе не вам" — и северяне, по-видимому без сопротивления, согласились платить дань ему. Радимичей О. Послал спросить. "кому дань даете?". Те отвечали.

"хозарам". "Не давайте хозарам, а давайте мне" — велел сказать им О., и радимичи стали платить дань ему по два шеляга с рала, как раньше платили хозарам. Не все, впрочем, племена подчинялись так легко. По счету летописца, потребовалось 20 лет, чтобы покорить дулебов, хорватов, тиверцев, а угличей О. Так и не удалось покорить. В 907 г. О. Предпринял поход на греков, оставив в Киеве Игоря. Войско О. Состояло из варягов, ильменских славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев. Ехали на конях и кораблях. По словам летописи, кораблей было 2000, а в каждом корабле по 40 человек. Но, конечно, придавать абсолютное значение этим цифрам нельзя. Летопись украшает рассказ об этом походе разного рода легендами.

При приближении русских к Константинополю, греки замкнули гавань и заперли город. О. Вышел на сушу и стал опустошать окрестности, разрушать здания и храмы, мучить, избивать и бросать в море жителей. Велел затем поставить лодки на колеса и, при попутном ветре, двинулся к городу. Греки испугались и просили не губить города, соглашаясь давать дань, какую только О. Захочет. Задумали они затем избавиться от О. Отравой, но О. Догадался и не принял присланных ему греками кушаний и напитков. После этого начались переговоры. О. Послал к императору послов Карла, Фарлофа, Велмуда, Рулава и Стемира, которые потребовали по 12 гривен на корабль и уклады на города Киев, Чернигов, Переяслав, Полоцк, Ростов, Любеч и другие, так как в этих городах сидели мужи О.

Русские послы требовали, затем, чтобы Русь, приходящая в Царь-Град, могла брать съестных припасов сколько хочет, мыться в банях, для обратного пути запасаться у греческого царя якорями, канатами, парусами и т. П. Византийский император принял эти условия с некоторыми изменениями. Русские, пришедшие не для торговли, не берут месячины. Князь должен запретить русским грабить греческие села. В Константинополе русские могут жить только у св. Мамы. Император посылает чиновника переписать их имена, и тогда уже русские берут свои месячины — сначала киевляне, затем черниговцы, переяславцы и т. Д. Входить в город они должны без оружия, в количестве не более 50 человек, в сопровождении императорского чиновника, и тогда уже могут торговать беспошлинно.

Императоры Лев и Александр целовали крест при заключении этого договора, О. Же и мужи клялись, по русскому обычаю, оружием, богом своим Перуном и скотьим богом Волосом. Летопись передает, далее, что О., возвращаясь домой, велел русским сшить паруса шелковые, а славянам — полотняные, и что воины, в знак победы, повесили свои щиты на вратах Царя-Града. О. Возвратился в Киев с золотом, дорогими тканями, овощами, винами и всяким узорочьем. Народ дивился ему и прозвал его "вещим", т. Е. Кудесником, волхвом. "бяхо бо людие погани и невеголоси", заключает летописец. В 911 г. О. Послал своих мужей в Константинополь утвердить договор, заключенный после похода. Были посланы 5 мужей, присутствовавших при заключении первого договора, и, сверх того, еще 9.

Инегельд, Гуды, Руальд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труан, Бидульфост — имена, большей частью звучащие не по-славянски и показывающие, что дружина состояла тогда в большинстве из скандинавов. Послы, от имени О., других князей, бояр и всей русской земли, заключили с византийским императором такой договор. При разборе дела о преступлении, нужно основываться на точных показаниях. Если кто -заподозрит показание, то должен поклясться по обрядам своей веры, что оно ложно. За ложную клятву полагается казнь. Если русин убьет христианина (т. Е. Грека) или наоборот, то убийца (если будет застигнут) должен быть убит на месте, где совершил убийство. Если он убежит и оставит имущество, то, за выделом из него части, следующей по закону, жене, все остальное поступает родственникам убитого.

Если бежавший имущества не оставит, то он считается под судом до тех пор, пока не будет пойман и казнен смертью. За удар мечом или чем-нибудь другим, виновник, по русскому закону, платит 5 литр серебра. Если заплатить всей этой суммы он не в состоянии, то должен внести столько, сколько может, снять затем то платье, в котором ходит, и поклясться, по обрядам своей веры, что у него нет никого, кто бы мог за него заплатить. Тогда иск прекращается. Если русин украдет у христианина или наоборот, и вор будет пойман на месте, то хозяин украденного, в случае сопротивления вора, может его убить безнаказанно. Если же вор отдастся без сопротивления, то его следует связать и взять с него втрое за украденное. Если кто-нибудь из русских или христиан станет кого-нибудь мучить, допытываясь, где имущество, и насилием возьмет что-нибудь, то должен заплатить за взятое втрое.

Если греческий корабль будет выброшен на чужую землю, а там случатся русские, то они должны охранять корабль с грузом, отослать его в землю христианскую, провожать через всякое страшное место, пока он не достигнет места безопасного. Если корабль сядет на мель или его задержат противные ветра, то русские должны помочь гребцам проводить его в землю греческую, если она окажется близко. Если несчастье это случится вблизи земли русской, то корабль проводят в последнюю, груз продается и вся вырученная сумма приносится в Царь-Град, когда русские будут идти туда для торговли или с посольством. Если же кто окажется на корабле том убитым, или прибитым, или что-нибудь пропадет, то виновники подвергаются указанному выше наказанию.

Если русскому или греку случится быть в какой-нибудь стране, где будут невольники из русских или греков, то он должен выкупить их и доставить в их страну, где ему будет выплачена выкупная сумма. Военнопленные также возвращаются на родину, а взявший их в плен получает обыкновенную цену невольника. Русские могут добровольно поступать на службу к греческому императору. Если русские невольники будут приведены на продажу к грекам или наоборот, то они продаются по 20 золотых и отпускаются на родину. Если раб будет украден из Руси, сам уйдет или будет уведен насильно, а господин его станет жаловаться, и жалоба будет подтверждена самим рабом, то последний возвращается на Русь. Гости (купцы) русские, потерявшие раба, могут искать его и взять обратно.

Кто не дает у себя делать обыска, тот тем самым проигрывает дело. Если кто-нибудь из русских, находящихся на службе у византийского императора, умрет, не распорядившись своим имуществом, то оно отсылается к родственникам его на Русь. Если распорядится, то оно поступает к тому, кому завещано, причем наследник получает имущество от земляков, ходящих в Грецию. Если взявшийся доставить имущество утаит его или не возвратится с ним на Русь, то, по жалобе русских, он может быть насильно возвращен в отечество [Проф. М. Ф. Владимирский-Буданов эту статью толкует иначе. Если преступник убежит, избегая наказания, из Руси в Грецию, то да будет возвращен. Когда в таком случае Русь заявит жалобу греческому правительству, то это последнее должно схватить его и возвратить силой в Русь.

В летописи это место передано так. "аще злодей везвратится в Русь, да жалуют Русь христьянскому царству, и ят будет таковый и возвращен будеть не хотяй в Русь". Мы придерживались перевода С. М. Соловьева.]. Так точно и русские должны поступать относительно греков. После заключения договора, император византийский одарил русских послов золотом, одеждой, тканями и, по обычаю, приставил к ним мужей, которые водили их по церквам, показывали богатства и излагали учение Христовой веры. Затем послы были отпущены домой, куда и возвратились в 912 г. Осенью того же года, по сказанию летописи, О. Умер и похоронен в Киеве на Щековице ("П. С. Р. Лет.", I, 16). Место погребения О. Занесено в летопись по преданию, не вполне достоверному.

Есть и другое предание, по которому О. Умер во время похода на север и похоронен в Ладоге (Архангел. Лет., стр. 10-11). Со смертью О. Связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения Пушкина. "Песнь о вещем О.". По счету летописца, О. Княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912 г. Но хронология первых страниц начальной летописи крайне спутана и неточна.Критическую оценку летописных сведений об О. См. У Соловьева, Иловайского и Бестужева-Рюмина. Договора русских князей с греками вызвали обширную литературу, которая указана у М. Ф. Владимирского-Буданова, в "Хрестоматии по истории русского права" (вып. 1-й). Мнения Эверса и В. И. Сергеевича относительно значения этих договоров — см. Игорь Рюрикович.Н.

В-ко..

Значения в других словарях
Олевиан

(Каспар Olevianus, 1536 — 1587) — немецкий реформатор. Получил образование в разных французских университетах. В 1559 г. Стал читать лекции в Трире и основал здесь евангелическую общину, вследствие чего подвергся гонению и должен был перейти в Гейдельберг. Вместе с Урсином (см.) О. Был устроителем пфальцской церкви, в которой, своим гейдельбергским катехизисом (см.) и курпфальцским церковным устройством, ввел строгий кальвинизм. В 1576 г. О. Был выслан из Пфальца, после чего вводил реформацию, п..

Олевск

Мст. Волынской губ., Овручского у., при р. Уборти. Жит. 2070, церкви православная и рим.-катол., еврейская синагога. 6 ярмарок.. ..

Олег Владимирович

Сын Владимира Глебовича рязанского. После того как умерли братья Роман, Игорь и Владимир Глебовичи, княжившие вместе в земле рязанской (см. Игорь Глебович), последняя была разделена между их наследниками. О. И брат его Глеб Владимирович остались недовольными и обратились к великому князю владимирскому Всеволоду Большое Гнездо с жалобой, но удовлетворения, кажется, не получили. По их доносу Всеволодом были схвачены шесть рязанских князей (см.). О., Глеб и Изяслав Владимировичи рассчитывали получи..

Олег Иванович

Великий князь рязанский с 1350 г., сын великого князя Ивана Александровича. В первый раз летопись упоминает об О. 22 июля 1353 г., когда рязанцы ворвались в московские пределы и захватили город Лопасню. "князь же их О. Иванович тогда был еще млад". Лопасня осталась за Рязанью. В следующие года в Москве начинается какое-то брожение. Часть бояр переезжает в Рязань, что обострило отношения между княжествами. В 1358 г. Из Орды явился в Рязань царевич Мамат-Хожа для разграничения между Москвой и Ряза..

Дополнительный поиск Олег Олег

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Олег" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Олег, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 4 символа