Олимпийские игры

90

(τάΌλυμπια) — величайшие из эллинских национальных празднеств. Они происходили в Олимпии (см.) и, по древнейшему сказанию, возникли еще во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорожденного Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награжден за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев. Существовали еще и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе.

Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным, по крайней мере, в Пелопоннесе. Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это возобновление их царем Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии) еще во времена Павзания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 884, по другим — 828) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду (см.). Но, как хронологическая эра, в истории Греции был принят 776 до Р. X. Возобновляя О. Игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (έκεχειρία), которое объявлялось особыми герольдами (σπονδοφόροι), сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции.

Месяц перемирия назывался ίερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских областей согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было открывать военных действий. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области. В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии. Варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом смотреть на игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Число зрителей и исполнителей было очень велико.

Очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники, — чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты (θεωροί), которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города. Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, т. Е. Падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (άγών Όλυμπιακός, άέθλων άμιλλαι, κρίσις άέθλων), другая часть — религиозным обрядам (έορτή), с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. Состязания состояли из 24 отделов.

В 18 принимали участие взрослые, в 6 — мальчики. Никогда все отделы не исполнялись зараз. Павзаний (5, 9, 1-2) оставил нам следующий список состязаний. Бег на трех различных дистанциях, борьба, кулачный бой, ристания на колесницах, запряженных четверкой или парой коней или мулами, скачки, бег в оружии, скачки, при которых наездник должен был спрыгнуть на землю и бежать за лошадью, состязание герольдов и трубачей. По словам Павзания, до 472 г. Все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника. Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались Έλλανοδίκαι. Они были назначаемы по жребию из элейцев и заведовали устройством всего праздника.

Элланодиков было сперва 2, затем 9, еще позднее 10. Со 103 олимпиады (368 г. До Р. Х.) их было 12, по числу элейских фил, в 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец со 108-ой олимпиады до Павзания их считалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд άλύται, с άλυτάρκης во главе. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке (προγυμνάσματα) и дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком преступлении.

За 30 дней все желающие состязаться должны были в О. Гимназии предварительно показать свое искусство перед элланодиками. Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески(λεύκωμα). Перед состязанием все желающие участвовать в нем вынимали жребий для определения порядка, в каком они будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Наградой за победу служил венок из дикой оливы (κότινος). Победителя ставили на бронзовый треножник (τρίπους έπιχαλκος) и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо чести для себя лично, прославлял еще и свое государство, которое ему предоставляло за это разные льготы и привилегии. С 540 г. Элейцы разрешали ставить статую его в Альтисе (см.

Олимпия). По возвращении его домой, ему устраивали триумф, сочиняли в честь его песни и награждали различными способами. В Афинах О. Победитель имел право жить на казенный счет в Пританее.См. Krause, "Olympia" (В., 1838). Bötticher, "Olympia" (Б., 1886). Förster, "De hellanodicis Olympicis" (Лейпциг, 1879). Dissen, "Ueber die Anordnung der Olympischen Spiele" ("Kleine Schriften"). Mommsen, "Ueber die Zeit der Olympien" (Лейпциг, 1891). Förster, "Die Sieger in den Olympischen Spielen" (Цвиккау, 1891-92). Gardner a. Jevons, "A manual of Greek antiquities" (Л., 1895). Латышев, "Очерк греческих древностей" (ч. II, 1889).Н. О..

Значения в других словарях
Олимпиада, святая

Происходила из богатой и знатной константинопольской фамилии. По смерти своего жениха, Небридия, префекта столицы, О. Отказалась выйти замуж за родственника царского, Елпидия, и посвятила себя благотворительности. Была диаконисой, потом настоятельницей монашеской общины. Во время преследования почитателей Иоанна Златоуста, О. Была присуждена к уплате огромного денежного штрафа. Имения ее продавались с публичного торга или разоряемы были чернью. Позже она была заточена в Кизике, где и скончалась ..

Олимпий

Св. Мученик, вместе с Максимом пострадал в Кордуле (или Кордуве), в Персии, около 251 года. Память 30 июля.. ..

Олимпийский фут

По преданию, Геракл измерил О. Стадий своими шагами, причем оказалось в нем 600 футов длины. Фидон, будучи агонофетом О. Игр, в память Геракла установил навсегда размеры фута, так что О. Стадий, вследствие своего национального значения, сделался нормой для всякого линейного измерения. Поэтому греческий фут означал то же, что О. И составлял на нашу меру 11,6496 дюймов.. ..

Олимпиодор

(Olympiodorus) — имя нескольких греческих писателей. 1) историк, родом из египетских Фив, приближенный императора Гонория, в 412 г. Посылавшийся к гуннскому королю. Он написал "Ίστορικοί Λόγοι", заключавшие материалы по истории западной империи с 407 по 425 гг. После Р. Х. Фотий сохранил выдержку из него (у Диндорфа в "Hist. Graeci minores", I, Лейпциг, 1870). 2) Философ-платоник, при Юстиниане учитель философии в Александрии, автор биографии Платона и ценных комментариев к наиболее важным диало..

Дополнительный поиск Олимпийские игры Олимпийские игры

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Олимпийские игры" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Олимпийские игры, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 16 символа