Определение в философии

83

— так называется дедуктивный прием, логическая операция над понятием, служащая к раскрытию его содержания. Этим О. Отличается от разделения понятий, служащего для раскрытия объема понятия. Определять можно только понятия. Этим путем достигается указание места, которое известное понятие занимает в ряду других. Факт может быть объяснен, положение может быть доказано. Только понятие может быть определено. В известном смысле всякое суждение есть О., ибо во всяком утвердительном суждении логическое сказуемое (предикат) присоединяет к логическому подлежащему (субъекту) признак и этим выделяет его из ряда других понятий. То же самое делает и отрицательное суждение, ибо оно, отнимая известный признак у субъекта. Тем самым ставит этот субъект в неопределенную группу понятий, не имеющих известного признака.

Выражение Спинозы. "omnis determin a tio est negatio" можно и обратить, т. Е. Утверждать, что "omnis negatio est determinatio". Но в логике под О. Разумеют только те суждения, которые прямо указывают понятию его место среди других. Не все понятия могут быть определяемы, а только те, которые имеют над собой более общие понятия и под собой менее общие. Самые высшие понятия — категории, определяющие собой остальные, т. Е. Являющиеся условиями определения, — сами не могут быть определены. Точно также не могут быть определены и те конкретные элементы, из которых понятия получаются путем отвлечения. Понятие считается правильно определенным, когда указано ближайшее родовое понятие (proximum genus) и специальный видовой признак (differentia specifiса).

Указанием ближайшего рода понятие подводится под известную группу явлений, сближается с ними. Указанием видового признака понятие отличается от всех видов, входящих вместе с ним в определенный род (напр. Психология есть наука о душевных явлениях. Здесь наука — ближайшее родовое понятие, душевные явления — видовой признак). Наиболее высшие понятия не могут быть определяемы, потому что нельзя найти для них ближайшего родового понятия. Таковы например понятия бытия, долженствования, истины, вообще так называемые принципы наук, т. Е. Высшее понятие каждой науки. Для выяснения высших понятий мы прибегаем к сравнению их и указанию различий. Низшие понятия не могут быть определяемы, потому что нельзя подыскать соответствующего видового отличия.

Вместо О. Мы в таких случаях прибегаем к наивозможно полному описанию. Вообще говоря, между описанием и определением много общего. О. Можно назвать сокращенным описанием. Описание есть перечисление признаков предмета. Описание реального предмета полным не может быть, ибо вполне реальный предмет имеет бесчисленное множество признаков. Только предмет воображаемый (напр. Геометрическая фигура) может быть описан полно, т. Е. Перечислены все те признаки, которые должны необходимо быть мыслимы в нем. О. Имеет то преимущество перед описанием, что оно указывает путь методичному описанию. Когда к определяемому понятию присоединяется родовое понятие, то этим самым первому приписывается и все то, что мыслится в последнем. Существенная разница между описанием и определением заключается в том, что определение есть результат описания, как бы формула, которая может быть дана, когда перечисление признаков закончено.

Не во всех науках О. Играют одинаковую роль. В математических и этических науках прием О. Имеет первенствующее значение и играет туже роль, как в индуктивных науках — точная установка факта. Обыкновенно различают три вида О. Реальное или О. Предмета, номинальное или О. Понятия, и вербальное или О. Слова. В некоторых логиках отвергаются реальные О., на том основании, что всякое О. Имеет дело не с самим предметом, а лишь с представлением или понятием о нем. Тем не менее, различие между реальным О. И номинальным должно быть удержано. Номинальное О. Объясняет лишь общее значение понятия, реальное же дает полное его раскрытие. В начале всякого изложения науки дается номинальное О. Ее предмета (напр. Психология есть наука о душевных явлениях), реальное же О.

Получается тогда, когда достигнуто знакомство с содержанием науки (напр. В психологии — со всем разнообразным содержанием душевной жизни человека). Внешний признак, по которому можно определить правильность О., состоит в возможности чистого обращения (conversio pura), т. Е. В том, что О. Может быть поставлено на место определяемого понятия, и наоборот. Другими словами, всякое правильное О. Есть тождесловие. Если в логиках и говорится, что в О. Должно избегать тавтологии, то это требование должно понимать лишь в том смысле, что определяемое понятие не должно повторяться без всякого изменения в самом О. В некоторых сочинениях по логике (напр. У Лотце и в сочинениях математического направления) высказывается не лишенная основания мысль, что всякое категорическое утверждение заключает в себе тождесловие, т.

Е. Что субъект суждения равен предикату его. Отсюда само собою следует, что и О. Должно заключать в себе тождесловие и что возможность чистого обращения есть признак правильности суждения. Из вышесказанного ясно, в чем могут заключаться ошибки в О. Оно может быть слишком широким и слишком узким. Слишком широким — если выбрано не ближайшее родовое понятие, а отдаленное, слишком узким — если указан не специальный видовой признак, а такой, которым характеризуется лишь какой-либо индивидуальный объект. Наконец, следует избегать отрицательных О. Путем отрицания мы могли бы определить понятия только в том случае, если бы нам известны были все возможные понятия и их характеризующее содержание и путем отрицания выделялись бы все понятия, кроме одного определяемого.

Так как это допущение довольно невероятное, то прибегать к отрицательному О. И не приходится. Наконец, по отношению к О. Ставятся и чисто эстетические требования. Желательно краткое, красивое etc. О. Э. Р..

Значения в других словарях
Определение (юрид.)

См. Частное определение.. ..

Определение в грамматике

— О. Или атрибутом обыкновенно называется такая часть предложения, которая содержит в себе указания качества или свойства предмета, имя которого выражено в предложении существительным. При этом обыкновенно приводятся вопросы, по которым можно узнать О. Какой. Чей. Который. Сколько. При таком понимании О. Приходится считать не только прилагательные, но и существительные в родительном и других косвенных падежах, без предлогов и с предлогами, если такие выражения по своему значению могут ответить н..

Определение в химии

— см. Анализ химический.. ..

Определение в юриспруденции

— см. Частное определение.. ..

Дополнительный поиск Определение в философии Определение в философии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Определение в философии" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Определение в философии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 23 символа