Остромирово Евангелие

99

Один из древнейших памятников церковно-славянской письменности и древнейший памятник русской редакции. Писано в 1056—57 гг. Для новгородского посадника Остромира (в крещении Иосифа) диаконом Григорием. Остромирово Евангелие — отлично сохранившаяся пергаменная рукопись красивого письма (длина 8 вершков, ширина немного менее 7 вершков) на 294 листах, из которых на трех помещены живописные изображения евангелистов Иоанна, Луки и Марка, а два остались не записанными. Евангельский текст писан в 2 столбца, по 18 строк в каждом, крупным уставом. Средним уставом писаны оглавления евангельских чтений и календарь, мелким — послесловие. О. Евангелие — апракос (недельное). Евангельские чтения расположены в нем по неделям, начиная с Пасхи.

Надпись "Евангелие Софийское апракос" указывает на то, что О. Евангелие принадлежало новгородскому Софийскому собору. Около 1700 г. Оно хранилось в Воскресеннской ризнице мастерской Оружейной палаты. В 1720 г. Было вытребовано в СПб. И в 1806 г. Было найдено Я. В. Дружининым в покоях Екатерины II. Александр I повелел хранить его в Императорской Публичной библиотеке. Первое известие в печати об О. Евангелии появилось в журнале "Лицей" (1806, ч. 2). С 1814 г. О. Евангелие стал изучать Востоков. До издания О. Евангелия источниками для изучения церковно-славянского языка были сборник Клоца, изданный Копитаром, и Фрейзингенские статьи. В вышедшем в 1820 г. Знаменитом "Рассуждении о славянском языке" Востоков впервые привлек к изучению филологические данные Остромирова Евангелия и уяснил, руководствуясь им, значение юсов в древнецерковнославянском языке.Оригинал О.

Евангелия, по всей вероятности, был югославянского происхождения. Русский переписчик отнесся к своему труду с замечательной аккуратностью. Этим объясняется большая выдержанность правописания памятника, которое Григорий старался сохранить. В О. Евангелии мало заметно влияние русского говора. Ввиду этого О. Евангелие долго играло первостепенную роль при обнаружении свойств староцерковнославянского языка. Но даже и теперь, с открытием других современных О. Евангелию памятников церковно-славянской письменности так называемой "паннонской редакции" (как Евангелия Зографское, Мариинское), значение его в филологическом отношении велико. То обстоятельство, что переписчик очень тщательно отнесся к употреблению юсов, к несвойственному русскому языку начертанию ръ, лъ, рь, заставляет думать, что далеко не все особенности, отличающие О.

Евангелие от современных ему других старославянских памятников, могут быть отнесены на счет русского влияния. К несомненно древним особенностям О. Евангелия, бывшим в его оригинале, относятся. 1) сохранение глухих ъ и ь, которые пропускаются очень редко. 2) употребление ть в 3 единств. И множ. Чисел в спряжении глаголов. 3) постоянное употребление эпентетического л (земли, приступль). С другой стороны, по сравнению с "паннонскими памятниками", О. Евангелию незнакомо, например, употребление простого и сложного нетематического аористов. Число русизмов в правописании и в формах О. Евангелия невелико. Сюда принадлежат. 1) немногие ошибки против употребления юсов и замена их через у, ю, я. 2) смешение е и . 3) употребление ж вместо жд.

4) написание ър, ъръ и т. П. 5) 3 случая полногласия, из которых два приходятся на послесловие и только один на самый текст О. Евангелия. Миниатюры, изображающие апостолов, принадлежат скорее всего руке приезжего грека. Они не вклеены, а исполнены на том же пергаменте, что и само О. Евангелие. Художник усвоил и внес в свои изображения технику так называемой инкрустированной эмали, бывшей тогда в исключительном употреблении в Византии. Быть может, эти миниатюры — только копии византийских миниатюр. Переписчику (а не художнику) принадлежит исполнение ряда заставок и многочисленных заглавных букв.В первый раз, по поручению академии наук, О. Евангелие издано Востоковым ("О. Евангелие, с приложением греческого текста евангелий и грамматических объяснений", СПб., 1843).

Издание Ганки (Прага, 1853) в научном отношении неудовлетворительно. Есть два факсимильных издания И. Савинкова ("О. Евангелие, хранящееся в Императорской Публичной библиотеке", 1-е изд., СПб., 1883. 2-е. Изд., СПб., 1889). О языке О. Евангелия писали. Востоков (в изд. 1843. Перепеч. В книге "Филологические наблюдения" Востокова, СПб., 1865). Л. И. Срезневский, "Древние славянские памятники нового письма" (СПб., 1868). M. M. Козловский, "Исследование о языке О. Евангелия" (в "Исследованиях по русскому языку", изд. Академии наук, т. I, СПб., 1895, и отдельно, СПб., 1886). А. А. Шахматов и В. Н. Щепкин (дополнения по языку О. Евангелия к "Грамматике старославянского языка" Лескина, перевод с немецкого, М., 1890). О "Миниатюрах О. Евангелия" см. Ст. К. Герца в "Летописях русской литературы", 1860, т.

III.А. Ляшенко..

Значения в других словарях
Остролист

См. Падуб.. ..

Остромир

(в крещении Иосиф) — четвертый по списку новгородский посадник, заказчик древнейшей из дошедших до нас датированной кирилловской рукописи, известной под именем "Остромирова евангелия". В 1054 г. О. Был поставлен посадником в Новгороде вел. Князем Изяславом Ярославичем, которому приходился свойственником. В 1055 г. О. Ходил с новгородцами на Чудь. По одним летописным известиям, поход этот кончился неудачно и сам О. Был убит, а по другим, подтверждаемым записью 12 мая 1057 г. Писца Остромирова ев..

Остромысленский

(Евфимий Андреевич) — писатель (1803—1887). По окончании курса в киевской духовной академии состоял преподавателем орловской духовной семинарии, затем был кафедральным протоиереем. Поместил в "Страннике". "Архимандрит Макарий, алтайский миссионер" (1860, кн. 1 и 8), "Воспоминание о высокопреосвященном Филарете, митрополите киевском и галицком" (1862, кн. 1), "Обозрение источников и средств к улучшению быта сельского духовенства" (1863, кн. 9), "О средствах к призрению бедных духовного звания" (1..

Остропальцевые лягушки

(Oxydactylia) — противополагаются дископальцевым (Discodactylia). У последних пальцы заканчиваются дискообразными присосками, а у первых — без оных и заостряются к концу. К Discodactylia относятся древесные лягушки (Hylidae), a все прочие — к О. Обе группы вместе составляют явноязычных (Phaneroglossa) и противополагаются безъязычным (Aglossa).. ..

Дополнительный поиск Остромирово Евангелие Остромирово Евангелие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Остромирово Евангелие" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Остромирово Евангелие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 21 символа