Остяки

80

Угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии. Разделяется на три группы. Северных О. — в Березовском округе, восточных — в Сургутском и в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских — в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т. Д. Название О. Придается также так называемым енисейским О., живущим в Томской губернии, на левом берегу Енисея и верхней Кети, но этот немногочисленный, вымирающий народец не имеет ничего общего с настоящими О. И должен считаться родственным коттам, койбалам и другим южно-самоедским, ныне отатарившимся народностям. К самоедам же относятся и "нарымские О." или "О.-самоеды".

Наоборот, весьма близки к О., если не тожественны с ними, вогулы (см.). Как те, так и другие говорят на почти одинаковых языках и называют себя одинаково манс или маньс. О. Называют себя, впрочем, больше по рекам, например Kondikhouï = "люди Конды", Ас-ях = "народ Оби". Из последнего имени производят и название "остяк", хотя другие объясняли его из татарского "уштяк" = варвар. Самоеды называют О. Яран, ярган (слово, подходящее к иртышско-остяцкому яра — "чужой"), с которым, может быть, в связи и название "югра", придававшееся русскими в древние времена приуральским вогулам. Эти югры или угры жили некогда, несомненно, гораздо далее на запад, и многие хорографические названия (особенно рек) в средней России объясняются скорее угорскими корнями, чем финскими.

Ветвью их были и те "угры", которые ушли тысячу лет тому назад на Дунай и дали начало венгерцам или мадьярам (язык которых более сходен с остяцким, чем с каким-либо другим). Теснимые русскими, югры постепенно отступали к Уралу. В Сибири они рано вынуждены были вступить в борьбу с самоедами, а потом подпали под власть татар. В XVI в., при завоевании Сибири, О. Оказывали упорное сопротивление русским, которые разрушили у них 41 городок. Теперь О. Живут разбросанными, небольшими деревнями (юрты), и общее число их не достигает и 25 тыс. Иртышских О. Было в 1887 г. 2508 душ, сургутских насчитывается около 6000, северных всего больше — тысяч около 15.По своему складу О. Среднего, даже ниже среднего роста (156—160 см), с черными или каштановыми (редко белокурыми), обыкновенно прямыми, длинными волосами (которые носятся или распущенными, или заплетенными), темными глазами, жидкой бородкой, смуглым цветом кожи, плосковатым лицом, несколько выдающимися скулами, толстоватыми губами и коротким, вдавленным при корне, широким и вздернутым на конце носом.

Вообще тип несколько напоминает монгольский, но глаза правильно прорезаны и череп чаще узкий и длинный (долихо- или субдолихоцефальный). Все это придает О. Особый отпечаток, и некоторые склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы. Женщины небольшого роста и в большей степени монголообразны, чем мужчины. Они еще сохранили отчасти национальный костюм — рубашку из крапивного холста, вышитую разноцветной шерстью, цветной корсаж и суконный кафтан, украшенный металлическими бляхами, монетами, бусами и т. Д., которые носятся также на лбу, шее и груди. Мужчины большей частью усвоили себе русский костюм, а зимой пользуются самоедским. Северные и восточные О. Ведут отчасти бродячую жизнь и живут летом в покрытых корой шалашах (чумах), а зимой — в землянках или плохих деревянных избах.

Южные (в Тобольском и южной части Березовского округа) живут более оседло, в обыкновенных избах, и только мужчины летом перебираются для рыбной ловли на берега рек, где имеют кое-как сколоченные балаганы.Рыболовство составляет главное занятие О., как непосредственно, так и путем отдачи в аренду русским рыболовных участков по берегам рек или поступления в работники к более богатым рыболовам. Зимой они промышляют охотой (на соболя, белок, выдр, лосей), осенью собирают кедровые орехи, держат также в небольшом числе коров и лошадей, но лишь немногие (на юге) занимаются земледелием. Народ вообще довольно бедный, непредприимчивый, простой, честный, добродушный, вследствие чего эксплуатируется русскими крестьянами, у которых О.

Находятся обыкновенно в неоплатном долгу. Особенно сильно вредит О. Водка. И везде, где они живут в более близком и частом общении с русскими и зырянскими торговцами, среди них развито пьянство, сифилис, они беднеют и вымирают, и территория их все более колонизуется русскими.О. Считаются христианами, носят кресты и имеют образа, но сохранили еще и прежние, языческие верования, в смешении с христианскими. Высшее божество называется Турим или Турум — Бог, властитель мира. Помощником его в отношениях с людьми является его сын Пайрахта (Мир-сусне-хум — у вогулов). Затем следует ряд подчиненных духов, преимущественно злых (куль и менк), но отчасти и добрых (тонх), какая-то богиня огня и войны Тарн, священные или почитаемые звери и птицы (мамонт, медведь, лебедь, мифическая птица Тохтин Керис и т.

Д.). Предметами почитания служат идолы, сохраняемые в труднодоступных, лесных местах, вместе с приносимыми им жертвами (серебром, шкурками и т. Д.), и небольшие идольчики (изображения птиц и проч.), которые держатся в домах (в сундуках) или в амбарчиках при них. Посредниками в сношении с божествами являются шаманы, к которым обращаются в случае болезни и других важных обстоятельствах. У южных О. Они, впрочем, почти уже вывелись. В похоронных обрядах южных О. Осталось уже мало языческого, но у более северных сохранился еще обычай хоронить в лодке, воздвигать над могилой деревянный сруб и класть в него разные, нужные для путешествия на тот свет вещи. Свадебные обычаи представляют большую или меньшую смесь христианского с языческим.

Русские почти никогда не женятся на остячках, но О. Берет себе иногда в жены русских, и тогда потомство обыкновенно русифицируется. Народная поэзия у О. Малоразвита. Есть, однако, остатки героического эпоса (изображающего борьбу остяцких богатырей с самоедскими).Любопытные данные об О. Были записаны еще в начале XVIII в. Гр. Новицким. Язык их и отчасти быт был предметом изучения в 40-х годах известного финского ученого Кастрена, позже Альквиста и некоторых венгерских ученых. Их тип (пропорции тела, форма черепа) составлял предмет исследований итальянца Соммье, отчасти Чугунова и др. В новейшее время О. Занимались итальянец Гондатти (преимущественно вогулами), Патканов (языком, народной словесностью и бытом иртышских О.) и профессор Якобий (вопросом о вымирании О.).Д.

А..

Значения в других словарях
Остфрисландия

(Ostfriesland) — часть прусской провинции Ганновер. Земледелие, скотоводство, рыболовство. Промышленность малоразвита. О. Прежде распадалась на множество владений, с 1654 г. Была самостоятельным княжеством. В 1527 г. Здесь введена реформация. В 1744 г. О. Присоединена к Пруссии, Венским конгрессом 1815 г. Отдана Ганноверу и вместе с ним в 1866 г. Вновь вошла в состав Пруссии.Ср. Arends, "O. Und Jever" (1820). Friedländer, "Ostfries. Urkundenbuch" (1881). Klopp, "Gesch. O's" (1858). Franz, "O. Un..

Ость

Отросток на покровных чешуйках в цветах злаков.. ..

Осуга

1) река Тверской губернии, правый приток Тверцы, берет начало на границе уездов Осташковского и Новоторжского. Длина 135 верст, ширина до 20 саженей. О. Течет сначала по лесистой местности, в нижнем же течении — среди густонаселенных мест. Значительный сплав леса. 25 плотин, из них 20 для мельниц и 5 заводских. Главнейший приток — Поведь. 2) Река Тверской и Смоленской губерний, левый приток Вазузы. Длина около 100 верст, ширина 5—14 саженей. Значительный сплав леса.. ..

Осуна город в Испании

(Osuna) — город в Испании, в Андалузии. 19376 жителей. Готическая церковь (1534), 15 монастырей, коллегия (с 1549 по 1824 г. Университет), большой замок герцогов О. Изготовление шелковых и полотняных тканей, торговля оливками, вином, фруктами. При римлянах здесь был город Урзо (Genua Urbanorum), где был в сражении с карфагенянами убит Кн. Сципион (в 212 г. До Р. Х.).. ..

Дополнительный поиск Остяки Остяки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Остяки" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Остяки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 6 символа