Павел апостол

285

Величайший проповедник христианства в I в. Среди язычников, вследствие чего называется "апостолом язычников". П. Сын зажиточных иудейских родителей, принадлежавших к партии строгих ревнителей Моисеева закона — фарисеев (Деян. XXIII, 6). В юности он получил хорошее образование в знаменитой школе Гамалиила, который отличался от других законников широтой воззрений, доходившей до признания значения и за языческой литературой. В этой школе Павел не только основательно изучил весь закон Моисеев со всеми тонкостями его талмудического истолкования, но и познакомился с греческой литературой, как это обнаружилось в его знаменитой речи перед афинским ареопагом, где он приводил места из греческих поэтов (Деян. XVII). Первоначальное имя его было Савл или Саул — очевидно в честь израильского царя Саула, принадлежавшего к одному с ним колену — Вениаминову.

Даровитый юноша, обладавший обширной ученостью, не мог остаться равнодушным к начавшемуся в его время великому движению, и он, подобно многим израильтянам, жаждал пришествия Мессии, но вместе с другими фарисеями — ожидал увидеть в нем могущественного царя, который восстановит царство еврейское во всем блеске его древнего величия. Велико было его изумление и негодование, когда часть иудеев и еще больше язычников признали Мессией безвестного учителя из презренного Назарета, преданного позорной смерти на кресте. По его мнению, это было безумием. Он пробовал вступать в споры с христианами, но встречался с непреодолимым убеждением, которое доводило его до ожесточения. Тогда он начал прямо преследовать христиан, как вредных сумасбродов, и был одним из ближайших участников побиения камнями первомученика Стефана (Деян.

VII и VIII, 1). Не довольствуясь кровью одного мученика, Савл решил произвести общее гонение на христиан и с этой целью, заручившись полномочиями, отправился в Дамаск. Но на пути туда с ним совершился тот чудесный перелом, который превратил Савла из яростного гонителя в великого проповедника христианства — ап. П. (Деян. IX, XX, XXVI). После обращения, жизнь ап. П. Представляет собой историю непрерывных миссионерских трудов, которые он неустанно совершал на всем громадном пространстве, от глубины Азии до столицы мира — Рима, и даже, по преданию, далее — до берегов Атлантического океана в Испании и Британии. Благодаря его проповеди образовались центры христианства и в Азии, и по всему северному прибрежью Средиземного моря, по которому он совершал несколько плаваний и терпел неоднократно кораблекрушения.

Он служил своей идее с изумительным самоотвержением, пренебрегал всеми затруднениями и опасностями. Свою жизнь ап. П. Закончил в Риме, где он, по преданию, осужденный Нероном на обезглавление, был казнен вместе с ап. Петром в 29 день июня, когда церковь и чтит их память. По общепринятой хронологии это было около 65 г. По Р. Хр. Деятельность ап. П. Выражалась не только в миссионерских трудах, но и в писательстве, и он является одним из плодовитейших писателей апостольского века. Ему принадлежат 14 посланий, которые были написаны в различное время и по различным обстоятельствам, но которые все составляют яркое выражение его религиозного и нравственного миросозерцания, как и отражение религиозно-нравственного состояния мира в то переходное время (см.

Послания апостольские). В его посланиях мы видим первую чисто богословскую систематизацию христианского учения, и систематизация эта в руках даровитейшего и образованнейшего из апостолов отличается такой смелой самобытностью, что дала повод немецкой критике даже видеть в его богословии нечто отличное от первоначальнго Христова учения, так называемый павлинизм, как нечто совсем иное, чем простой христианизм. Но большинство богословов полагает, что это воззрение основывается на недоразумении, смешивающем форму с сущностью, что в действительности в посланиях апост. П. Истинное первоначальное христианство нашло себе лишь гениальное литературное выражение и что благовестие ап. П., по существу, тождественно с благовестием Христовым.

Жизнь и послания ап. П. Служат предметом громадной богословской литературы, из которой можно отметить только наиболее выдающиеся произведения. Из жизнеописаний наиболее известны. Conypeare and Howson (Л., 1850—52, в 2 томах), имевшее много изданий. Фаррара, "Жизнь и труды св. Ап. П." (в перев. А.Лопухина, СПб., 1888, несколько изданий). Иннокентия, "Св. Ап. П." и др. Из богословских исследований. G. Meyer, "Entwicklung. D. Paul. Lehrbegriffs" (1801). Scholsten, "D. Paulinische Evangelium" (1881). Pfleiderer, "Der Paulinismus" (1873). На русском языке проф. Глубоковского, "Евангелие ап. П. И раввинское богословие" (СПб., 1897). Из комментариев на послания П. Известны комментарии Meyer'a, De-Wette, Lange, Schaff'a, Ellicott'a и мн. Других.А. Л..

Значения в других словарях
Павел Александрович

Великий князь, младший сын императора Александра II, род. 21 сент. 1860 г., с 1893 г. Генерал-майор. Состоял в супружестве с 4 июня 1889 г. С греческой королевной Александрой Георгиевной (1870—1891). От этого брака родились дети. Вел. Князь Дмитрий в 1891 г., великая княжна Мария в 1890 г. Временно командовал лейб-гвардии Гусарским Его Величества полком, был командиром лейб-гвардии Конного полка, ныне — командующий 1-й гвардейской кавалерийской дивизией. Состоит шефом лейб-гв. Гродненского гусар..

Павел Алеппский

Архидиакон, сын антиохийского патр. Макария († около 1670 г.), автор важных в историко-этнографич. Отношении записок о России, Молдавии и Валахии, которые П. Вместе с Макарием посетил в половине XVII в. Написанные на арабском яз., записки переведены на языки английский ("The travels of Macarius", Лондон, 1836), русский ("Путешествие антиох. Патр. Макария", М., 1896—1899) и румынский. Оценка записок в "Живой Старине" (1900, кн. IV, 583 —589, А. Яцимирского) и "Convorbire Literare" (XXIV, Пападопу..

Павел археолог

(Подлипский, умер в 1861 г.) — археолог, воспитанник СПб. Духовной академии. Был ректором Владимирской семинарии, епископом Костромским и архиеп. Черниговским. Им составлены "историко-статистические описания" монастырей. Костромского Ипатского (М., 1832), переяславского Данилова (М., 1834), Макариева Унженского (М., 1835), костромского Крестного (М., 1835), луховского Николаевского (М., 1836).. ..

Павел архимандрит

(Предтеченский, умер 1803 г.) — архимандрит. Образование получил в Ярославской семинарии (1781), был в ней учителем философии, затем префектом Александро-Невской семинарии и Московской акд. В конце жизни был ректором семинарии во Владимире. П. Был известен как знаток латинского языка. Ряд проповедей его напечатан в "Ярославских Епарх. Ведомостях" 1892 г.. ..

Дополнительный поиск Павел апостол Павел апостол

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Павел апостол" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Павел апостол, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 13 символа