Палея

93

Самое название (ή παλαία, т. Е. Διαθήκη — ветхий завет) П. Уже до известной степени намечает содержание памятника. Перед нами изложение ветхозаветных событий, но отличающееся от изложения библейского. П. Бывает двух типов. 1) историческая и 2) толковая. П. Историческая известна в русской письменности в списках поздних XV—XVII вв. И обыкновенно в рукописях озаглавливается иначе. "Очи палейные", "Книга бытия небеси и земли". Русские списки восходят к южно-славянским оригиналам, заключавшим в себе среднеболгарские особенности, и, очевидно, памятник этот появился не очень рано, может быть в конце домонгольского периода. Греческий оригинал существует в рукописях венской библиотеки. Ни в нем, ни в славянских переводах имя автора не находится.

О времени происхождения греческого оригинала можно судить по тем авторам и сочинениям (сверх библейских и апокрифических книг), на которых делаются ссылки. Канон Андрея Критского, каноны на Рождество Христово и Воздвижение, сочинения Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иосифа Флавия, житие Моисея. Из этих ссылок видно, что П. Историческая на греческой почве не могла возникнуть раньше конца IX в. Содержание П. Представляет краткий исторический очерк ветхозаветной истории с апокрифическими вставками от сотворения мира до царствования Давида включительно. Таких вставок в общем немного, напр. О Лоте рассказывается, что он, после греха с дочерьми, по приказанию Авраама, посадил три головни и поливал до тех пор, пока они не дали ростков и таким образом Лот узнал, что его грех прощен.

Говоря о Моисее, автор упоминает о том, как фараон, с которого дитя Моисей снял корону, испытывал его, чтобы узнать, сделал он это по неразумию или осмысленно. Моисею подали огонь и драгоценный камень, и он, схватив огонь, показал свое неразумие. Кое-где автор полемизирует, напр. Произносит проклятие на тех, кто думает, что Адам еще в раю вступил в брак с Евой. П. Толковая известна в списках, начиная с XIV в. Списки XIV и XV вв. Менее обширны по объему, чем позднейшие (со второй половины XV в.). Так как в них нет некоторых рассказов об Адаме, Аврааме, Моисее, Соломоне. На греческой почве П. Возникла не ранее VIII в. Содержание толковой П. — ветхозаветная история от сотворения мира, в одних списках доведенная до царствования Соломона и оканчивающаяся пророчествами пророков и языческих философов о Христе, в других доведенная до Саула, в третьих до пришествия Христа.

Здесь перед нами не простое изложение событий, но сопровождаемое толкованиями, что Ветхий Завет есть прообраз Нового, и обличениями евреев и магометан. Автор поэтому берет из Библии не все рассказы, а лишь те, которые нужны для его толкований и обличений. Начинается П. Шестодневом, т. Е. Рассказом о сотворении мира с обширными толкованиями. Шестоднев этот представляет компиляцию из подобных же произведений Севериана Гевальского, Василия Великого, Иоанна, экзарха болгарского, из толкований на книгу Бытия Иоанна Златоуста, из сочинений Епифания Кипрского, но особенно близок, местами даже буквально совпадая с Шестодневом Иоанна, экзарха болгарского. Повествуя о сотворении мира, автор П. Сообщает самые разнообразные сведения о явлениях природы, о животных, о частях и процессах человеческого тела.

При этом не забываются и полемические цели. Злонравной птице жегзуле (наша кукушка), кладущей яйца в чужие гнезда, уподобляются евреи. По поводу рыбы мюрамы, соединяющейся с ядовитым змеем, автор полемизирует с магометанами, которые, оставляя своих жен, содомски смешиваются друг с другом. В дальнейшем изложении событий мы также находим ряд дополнений к Библии, преимущественно в первой части П. Между прочим, здесь вставлены небольшая статья, известная под названием "Лествица", и апокриф "Заветы 12 патриархов". П. Историческая издана А. Н. Поповым в "Чтениях Общества Истории и Древностей" (1881, кн. 1). П. Толковая по списку 1406 г. Издана учениками проф. Тихонравова, а по списку 1477 г. Издается Обществом Древней Письменности.

Исследования. Успенский, "Толковая П." (Казань, 1876) и статья Сперанского об исторической П. ("Труды Сербской Королевской Академии", XVI вып.). См. Также А. И. Соболевский, "Древнерусская переводная литература" (СПб., 1892—93, литографир.).Н. Тупиков..

Значения в других словарях
Палецкие

Княжеский род, отрасль князей Стародубских. Родоначальником их был младший сын князя Андрея Федоровича Стародубского, жившего в половине XIV в., кн. Давыд П. (XV колено от Рюрира). Федор Иванович П., в 1497 г., вместе с князем Холмским был послан в Казань для возведения на царство Абдул-Летифа, приверженца Москвы. Когда казанцы возмутились, П. Состоял в армии Дмитрия Ивановича, брата великого князя, и участвовал с ним в нескольких делах. Убит в 1506 г. На Арском поле во время вылазки казанцев. И..

Палечек Осип Осипович

Известный чешский певец, род. В 1842 г., музыкальное образование получил в Праге в органной школе, в которой занимались известные России Направник, Черни, Воячек. После весьма успешного дебюта на пражской оперной сцене в роли Зороастра в "Волшебной флейте" Моцарта, П. В 1872 г. Переселился в СПб. После дебюта в Мариинском театре в роли Мефистофеля в "Фаусте" Гуно успех не покидал П. Вскоре П. Перешел и на русские партии, пел Сусанина в опере "Жизнь за Царя" Глинки и пр. Репертуар П. Был большой...

Пали

(Pâli) — один из среднеиндийских диалектов, потомок древнеиндийского языка, сделавшийся священным языком южных буддистов. На нем написана та рецензия буддийских канонических книг, которая в половине III в. До Р. Хр. Была перенесена на остров Цейлон царевичем Магендрой, сыном царя Ашоки (см.), а позже водворилась и в Бирме и Сиаме. Рецензия дошла до нас в том виде, который был придан ей на соборе (243 до Р. Хр.), созванном Ашокой, хотя закрепление ее в письменности произошло только в первой полов..

Палибины

(в старину Полибины) — дворянский род, восходящий к началу XVII века. Богдан Федорович П. Был окольничим (1682—92), а брат его Артемий — думным дворянином (1686—92). Род П., разделившийся на несколько ветвей, внесен в VI и II ч. Род. Кн. Пензенской, Псковской, Рязанской, Смоленской, С.-Петербургской и Тверской губ. (Гербовник, IV, 104).. ..

Дополнительный поиск Палея Палея

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Палея" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Палея, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа