Патриаршие домовые монастыри

78

(раньше митрополичьи) — так назывались монастыри, находившиеся на землях, принадлежавших не им самим, а митрополичьей, впоследствии патриаршей кафедре. Часть этих монастырей русские митрополиты получили после епископов владимирской и суздальской епархий, кафедры которых перешли в заведование митрополита. Другие монастыри были приобретены вместе с землями, на которых они находились, от частных лиц. Третьи были основаны митрополитами на собственной земле. Четвертые возникли из митрополичьих монастырских пустынь, разросшихся впоследствии в монастыри. В течение XIV—XVI вв. Количество домовых монастырей постепенно увеличивалось и ко времени учреждения патриаршества достигло 35. В смутное время число этих монастырей уменьшилось до 13.

Остальные исчезли. В течение XVII в. К патриаршей кафедре присоединены были новые монастыри. К концу XVII века П. Домовых монастырей было 24. Некоторые из них были многолюдны (Новинский, Благовещенский нижегородский) и заключали в себе 60—80 человек. Другие состояли из 3—7 человек братии (Райская пустынь, Флоренский монастырь около Галича, Запрудный около Костромы). Настоятель домового монастыря назначался и увольнялся патриархом. Другие должности в домовом монастыре замещались обыкновенно по выбору. Собор 1667 года постановил, чтобы епархиальный архиерей управлял всеми церковными установлениями, находящимися в его епархии. Этим была ослаблена зависимость домовых монастырей от П. Кафедры в епархиях, подведомственных не патриарху, а епархиальным архиереям.

На соборе 1675 г. Было постановлено, чтобы крестьянами и приходскими церквами, находящимися в П. Вотчинах разных епархий, ведал епархиальный архиерей в отношении церковного суда и управления. Домовые же монастыри оставлены были на прежнем основании. После смерти патриарха Адриана (1700 г.) домовые монастыри оставались в заведовании П. Дворцового приказа, назначавшего их настоятелей "по указу великого государя" из игуменов и архимандритов. Если назначаемого нужно было возвести в этот сан, то это происходило с ведома местоблюстителя П. Престола. С учреждением св. Синода домовые П. Монастыри перешли в его ведение. Некоторые из них вследствие незначительного числа монахов были закрыты, другие присоединены к более многолюдным монастырям (см.

Синодальные вотчины). О вотчинных отношениях домовых монастырей к П. Кафедре см. П. Вотчины в России. Ср. М. Горчаков, "О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и св. Синода" (СПб., 1871, стр. 177—191, 391—399, 537—542).Н. В..

Значения в других словарях
Патриаршие вотчины в России

Так как русский патриарх заменил собой митрополита, то на него перешли и все средства содержания последнего, в том числе и обширные вотчины, которыми владели митрополиты всероссийские (см. Митрополичьи вотчины в России). Теперь они стали называться П. Вотчинами и сложились в особый юридический институт в связи с окончательным прикреплением крестьян, которое совпадает со временем введения в России патриаршества. До этого времени земли, отданные крестьянам, считались неотъемлемой собственностью ка..

Патриаршие дворяне

См. Патриаршие вотчины в России.. ..

Патриаршие крестьяне

См. Патриаршие вотчины в России.. ..

Патриарший дворцовый приказ

См. Патриаршие вотчины в России.. ..

Дополнительный поиск Патриаршие домовые монастыри Патриаршие домовые монастыри

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Патриаршие домовые монастыри" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Патриаршие домовые монастыри, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 28 символа