Песнь Песней

96

Библейская книга (по-еврейски Шир-га-Ширим), принадлежащая к числу учительных книг Ветхого Завета. Предание приписывает ее Соломону, который выступает в ней главным действующим лицом. Эта небольшая по объему книга (8 небольших глав, 6 стр. В русской Библии) занимает совершенно исключительное положение среди других книг Св. Писания, будучи такой же загадкой в Ветхом Завете, какой является Апокалипсис в Новом Завете. Мнения о ней чрезвычайно разнообразны. По внешности это как бы совершенно светская поэма — настолько светская, что в ней ни разу не встречается даже имени Бога. Немало было, вследствие этого, попыток заподозрить ее духовный, канонический характер. С древнейших времен, однако, П. П. Составляла непременную часть ветхозаветного канона, откуда перешла и в церковь христианскую.

Как в синагоге еврейской, так и в церкви христианской она всегда пользовалась общим признанием и высоким уважением. По свидетельству раввина Акибы, "никто в Израиле никогда не сомневался в каноничности П. Песней, ибо течение веков не может соперничать с той древностью, когда дана была эта книга. Все кетувимы (учительные книги) священны, но П. Песней есть святая из святых". Того же мнения держались и древнейшие христианские экзегеты, как, например, Ориген, который говорит. "когда ты пройдешь все библейские песни, то должен подняться еще выше, чтобы воспеть с женихом П. Песней". Но и с признанием канонического характера книги не устраняются связанные с нею затруднения. В ней можно различать отдельные действующие лица, но они говорят и действуют настолько не по правилам искусственной драмы, что прилагать к ней это последнее название, значило бы злоупотреблять термином.

По своему содержанию П. П. Имеет двухсторонний характер. С одной стороны она изображает исторический факт из жизни счастливейшего и мудрейшего из царей — Соломона, в лучший период его жизни. Здесь именно изображается взаимная пламенная любовь жениха и невесты, завершившаяся брачным союзом. В женихе видят обыкновенно самого Соломона, а в невесте — одну из его жен, называемую в П. П. Суламитой (П. П., VII, 1) — дочь Фараона. Но видеть в П. П. Только этот буквальный смысл невозможно. Если бы в ней изображалась только одна плотская любовь, хотя бы самая возвышенная, то было бы непонятно, почему она внесена была в канон священных книг и пользовалась великим уважением даже у строжайших аскетов. Необходимо видеть в ней и другую, таинственную сторону.

И действительно, изображаемая в ней любовь так чиста, глубока и возвышенна, что никакое человеческое сердце неспособно воплотить ее всецело. Такая любовь во всей ее полноте возможна только для Божества, и христианские толкователи недаром усмотрели в П. П. Пророчественный образ любви Христа к Церкви, Божественного жениха — к Его земной невесте. Изображение союза Бога с людьми под видом супружеских отношений весьма обычно в Ветхом Завете. "как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой", говорит пророк Исайя Иерусалиму (Исайи, LXII, 5), а пророки Иеремия, Иезекииль и Осия в сильных выражениях упрекают свой народ в том, что он не сохранил верности своему Небесному Супругу (Иер., III, 1.

Иезек., XVI, XXIII. Осии, II и др.). В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа женихом, а себя — другом жениха (Иоан., III, 29. Ср. Матф., IX, 16 и др.). Содержание П. П. Весьма сходно с содержанием XLIV псалма ("Песнь о возлюбленном"), а последний св. Апостолом Павлом и отцами Церкви относится к Иисусу Христу (Евр., I, 8—9).Литература. Herder, "Lieder der Liebe, die edelsten u. Schönsten aus d. Morgenlande" (1778). H. Ewald, "Hohelied Salomonis" (1826). F. Delitsch, "Das Hohelied" (1851). Graetz, "Schir-ha-Schirim" (1871). Проф. А. А. Олесницкий, "Книга Песнь Песней и ее новейшие критики" (Киев, 1882). А. П. Лопухин, "Библейская история при свете новых исследований"..

Значения в других словарях
Песнопения в православных храмах

Составляют необходимую принадлежность богослужения, как и у христиан почти всех других вероисповеданий, от самого начала церкви Христовой. Отрывки из церковных П. Сохранились еще от времен апостольских в Св. Писании (Ефес., V, 14. 2 Тим., II, 11. 1 Тим., III, 16. Апокалипсис, V, 9. XI, 15. XV, 3. XXI, 13). Несколько П., в том числе "Свете тихий...", "Хвалите отроцы Господа", "Благословен еси, Господи...", находятся в "Постановлениях апостольских". Затем следуют П. Гимнологов, уже известных по им..

Песнопения в римско-католической и протестантской церквах

См. Церковная музыка (история).. ..

Песня

(музык.) — см. Русская песня.. ..

Песня как явление литературное

— Словом П. Обозначают своеобразную древнюю форму художественного творчества, представляющую собой соединение поэзии с музыкой и оркестикой (также мимикой), или поэзии с музыкой. Обе формы живут и до сих пор еще в народе, почему иногда слово П. Употребляется как синоним народной П. Вместе с тем П. Называется и один из видов так называемой искусственной поэзии (многие стихотворения Некрасова, Кольцова, Бернса, Гейне и др. Носят название П.). Древнейшая форма П. Несомненно первая, так как в ней, ..

Дополнительный поиск Песнь Песней Песнь Песней

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Песнь Песней" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Песнь Песней, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 12 символа