Печерский Патерик

72

Один из известнейших памятников нашей древнецерковной письменности. Подобно другим патерикам (см.), он представляет собой сборник нескольких отдельных произведений. Назван П. По месту своего происхождения (Киево-Печерский монастырь). Ядром сборника послужили два послания, написанные в XIII в. Первое из них — послание бывшего киево-печерского инока, позже епископа владимирского и суздальского, Симона, к своему ученику и другу, киево-печерскому иноку Поликарпу. Последним — блаж. Поликарпом — написано второе послание, обращенное к киево-печерскому архимандриту Акиндину. Симон имел целью путем повествования о чудесной жизни прославивших печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости.

Заключительные главы повести Симона посвящены истории создания и украшения обители (о зодчих, живописцах). Послание Поликарпа также содержит рассказы об иноках обители, слышанные им от своего "господина", епископа Симона. Впоследствии к обоим посланиям собиратели присоединяли сказания о начале Киево-Печерского монастыря, о первых киево-печерских подвижниках и т. Д. Затем в состав сборника вошли разные другие статьи, имеющие известное отношение к предмету П., а иногда и без всякой связи с ним. В некоторых списках встречаются ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и пр. Редакций П. Патерика много. Древнейшие — XV в., позднейшие — XVII в.

Отличаются они друг от друга по степени полноты, а также по изменениям в порядке расположения материала сборника. Главнейшие рукописные редакции. 1) Арсеньевский список, составленный в 1406 г. Для новгород. Епископа Арсения тверского. 2) две Кассиановские (1460 и 1462), составленные по приказанию киево-печерского клирошанина, позже уставника, инока Кассиана. В Арсеньевской редакции из обоих посланий сохранены только рассказы о святых и Симонова повесть о создании печерской церкви Пресв. Богородицы, а все остальное выпущено. В списках кассиановой редакции произведения Симона и Поликарпа помещены вполне, в своем первоначальном виде. Только повесть о создании церкви раздроблена на 2 части. Первая, собственно о церкви, помещена в самом начале патерика, а другая, об оковании раки Феодосия — после жития св.

Феодосия. В 1635 г. Появляется в Киеве первое печатное издание П. Патерика под редакцией епископа Сильвестра Коссова, на польском языке, с значительными изменениями, повредившими первоначальный характер сборника, написанного простым, безыскусственным языком. Составители первопечатного патерика брали из различных частей патерика сказания об известном святом и затем соединяли их в одно целое, давая ряд отдельных жизнеописаний. Прибавлены также статьи чисто светского содержания. В приложение вошли жития Нестора, Симона и Поликарпа. В 1661 г. В Киеве появляется на славянском языке новое печатное издание патерика, в следующие два десятилетия повторенное трижды. В основу нового П. Патерика, напечатанного в типографии московской синодальной конторы (1759), положено издание киевское, тщательно пересмотренное.

Из него признано было необходимым выключить ряд отдельных мест, которые "подлежат к сумнительству", по несогласию их с учением православной церкви, причем для обоснования своих взглядов составители приводили особые "резоны" против каждого места, исключаемого из П. Патерика. Выпущены были также все изображения, которыми были украшены прежние печатные издания патерика. Отдельные составные части переведены на русский язык. В 1870 г. Издан в Киеве прекрасный перевод П. Патерика на современный русск. Яз. Рано умершей Марии Александровны Викторовой (рожденная княжна Микулова). См. А. М. Кубарев, "Исследование о П. Патерике" в "Чтениях Общества истории и древностей российских" (1847 г., № 9 и 1858, № 3). Преосвященный Макарий, в "Известиях Академии наук" (т.

V). М. Викторова, "Составители Киево-Печерского патерика и позднейшая его судьба" (Воронеж, 1871). Г. Георгиевский, "Печатный П. Патерик" (в "Русском обозрении", 1893, кн. 5 и 6)..

Значения в других словарях
Печерская лавра

См. Киево-Печерская лавра.. ..

Печерский

Андрей — псевдоним П. И. Мельникова (См.).. ..

Печеры Старые

(Печерь) — слобода Нижегородской губ. И уезда, в 2 вер. От Нижнего Новгорода, на правом берегу реки Волги. Мужской монастырь 1-го класса Вознесенско-Печерский. Жителей 1500, занимаются преимущественно садоводством и огородничеством.. ..

Печи

(техн.) — см. Топки. Об устройстве и действии некоторых П. Специального назначения — см. Соответствующие их названия или при соответственных производствах, напр., П. Ваграночная — см. Вагранка, П. Генераторные — см. Генераторный газ, П. Доменные — см. Доменное производство, П. Коксовальные — см. Кокс, П. Галерная — см. Крепкая водка, П. Стеклоплавильные — см. Стеклянное производство, П. Муфельные — см., напр., Пробирное искусство, Сульфат, Цинк. П. Обжигательные — см. Глина, Известь, Кирпичное п..

Дополнительный поиск Печерский Патерик Печерский Патерик

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Печерский Патерик" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Печерский Патерик, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 17 символа