Поминки

85

Представляют собой одно из проявлений древнего культа мертвых и состоят в особом торжественном столовании, имевшем некогда значение жертвоприношения умершему, которое и теперь еще сохраняется у так наз. Диких племен. С течением времени П. Утратили всякий реальный смысл и обратились в простое переживание древнего обряда. Переживание это встречается среди всех почти культурных народов. П. Бывают двух родов. Частные, имеющие в виду одного какого-нибудь умершего, и общие, устраиваемые для всех покойников. В основе тех и других лежит, с одной стороны, представление о бессмертии человеческой души, с другой — представление о продолжении земных отношений за гробом. Загробное существование конструировалось в первобытные времена по типу земного.

Смерть изменяла только форму жизни, но не касалась большинства ее функций. Этим объясняются отдельные черты культа мертвых (см. Погребение). Отношения родственные поддерживались и с мертвыми. Усопший находился в непосредственных сношениях со своими родичами. Он покровительствовал им, если они, в свою очередь, почитали его. Душа усопшего пребывала главным образом в могиле или же в своем прежнем земном жилище. Обязанностью живых было поддерживать существование умерших, кормить их. Первобытный человек старался быть в этих случаях возможно более точным, так как иначе умерший мог оскорбиться невниманием к нему и отомстить виновному. К культу мертвых родичей присоединился и культ душ умерших вообще, которые также имели большую власть над живущими.

Этот новый момент в развитии религиозного культа отвечал известному расширению бытовых реальных отношений, развитию социальных элементов жизни. П. Имеют в виду уже и последнюю черту. Усопшие принимают как бы действительное участие в П. Иногда их прямо приглашают на погребальное пиршество. Частные П. У славян совершались в известные дни после смерти (см. Поминальные дни), затем периодически — в день смерти усопшего. Весной или около времени жатвы (время возвращения душ на землю) повсюду совершаются общие П. Так, напр., персы в последние дни года призывали своих fravashi и приносили им жертвы. Часть пищи после П. Оставляют иногда на могиле или, если П. Совершаются в доме, ставят на стол перед местами, оставленными нарочно для умерших, которые, по общему верованию, приходят на такие поминальные трапезы.

Культ мертвых в широком смысле (не одних родичей) отражается при этом в том, что остатки пищи бросают либо под стол, либо за окно. Этим кормятся души сирот, о которых некому заботиться.Со славянскими П. Не следует смешивать тризну (см.), которая представляла Собой военный обряд прощания с умершим ( = греч. Αγών) и существовала, кроме славян, у германцев, у гуннов и др. Факты, относящиеся к П., собраны и освещены у Тэйлора, Спенсера, Липперта, Фюстель де Куланжа ("Гражданская община древнего мира"), Вейнгольда ("Das altnordische Leben"), Афанасьева ("Поэтические воззрения славян на природу"), А. Котляревского ("О погребальных обычаях у древних славян"). Библиографию, кроме указанных работ, см. У Chantepie de la Saussaye, в его "Lehrbuch der Religionsgeschichte" (Фрейбург, 1887.

Печатается новое издание)..

Значения в других словарях
Поминальные дни

Дни поминовения умерших существовали и существуют во всех религиях и у всех народов. У язычников такими днями были 3-й, 7-й, 9-й, 20, 40, 70 по смерти поминаемого лица и годичный день его смерти. Особенно чествовался 40-й день. У древних евреев такими днями были 3, 7, 14, 30, 40 и день кончины. В христианской церкви П. Днями служат 3-й, 9-й и 40-й (Апост. Постан.) по кончине умершего и день самой смерти. Никифор Каллист, а за ним и древние русские синодики (напр., древний синодик Иосифова Волоко..

Поминанье

Небольшая тетрадка или переплетенная книжка, которую каждый желающий православный подает в церкви священнику, на проскомидии, для молитвенного повиновения вписанных в нее живых и умерших.. ..

Поминовение

Молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви, за литургией, основанное на вере в силу и действенность этого П. Перед Богом для вечного блага и спасения поминаемых. П. Это делается или самим причтом, по имеющимся в церкви спискам (древние диптихи и синодики. Вечное поминовение), или по особому каждый раз желанию того или другого лица, которое подает с этою целью свое "поминанье" (см.).. ..

Поминовение усопших

Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, который связывали живых с умершими во время земной жизни последних. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном П. Усопших. По евангельскому учению, Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы (Лук. XX, 38). Свящ. Писание удостоверяет, что спасительная сила молитвы неисчерпаема, если мы просим по воле Сына Божия (1 Иоан. V, 14 — 15). Христос умер и воскрес, чтобы обладать мертвыми и живыми, и Сам ..

Дополнительный поиск Поминки Поминки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Поминки" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Поминки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа