Портрет

96

Изображение того или другого человка, произведенное средствами живописи, гравирования или скульптуры (а также фотографическое). П. Может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этого требования входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется даровитыми мастерами, влагающими в копирование действительности свой личный вкус и чувство природы. Смотря по величине изображения, живописные портреты могут быть головные (когда изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и во весь рост.

В отношении позы представленной фигуры, они бывают профильные, "с лица" (en face), в три четверти поворота направо или налево (en trois quarts) и так наз. Au profil perdu, т. Е. Изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля. Такое же разделение существует и для П., рисованных карандашом, писанных акварелью, гравированных и вылепленных высоким или низким рельефом (как, напр., на медалях и монетах). Собственно же скульптурные П. Делаются в виде гермов (одна голова с шей), бюстов (голова и верхняя часть туловища) и статуй (целая фигура, с головы до ног). Портретное искусство возникло в глубокой древности. Еще за много веков до Р. Хр. Оно было в большом употреблении у египтян, как о том свидетельствуют деревянные и каменные статуи, найденные в значительном числе в погребальных постройках этого народа.

У древних греков долгое время П. В строгом смысле слова на существовало. Хотя и было в обычае награждать победителей на играх постановкой их статуй на публичных местах, однако, то были идеальные фигуры, лишь в общих чертах. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические П., находя их могущими развивать в гражданах тщеславие и противоречащими принципу равенства между ними. Только в V в. До Р. Хр. Впервые явились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла. Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре при Александре Македонском, благодаря Лизиппу и его брату, Лизистрату, который первый стал формовать маски с натуры.

Впоследствии П. Размножились не только в пластике, но и в живописи, причем в последней достигли уже до большего совершенства, как мы можем судить о том по многочисленным доскам с изображением лиц покойников, находимых при саркофагах греко-египетских мумий. Из Греции любовь к П. Перешла к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, статуе и герму, прибавили новый род — бюст. От римской эпохи дошло до нас огромное количество портретных изваяний реалистичных и идеальных, исполненных приезжими в вечный город греческими художниками и их римскими учениками, в том числе поражающих своей экспрессивностью и совершенством технического исполнения (каковы, напр., две сидящие статуи поэтов Менандра и Позидипа, статуи Эврипида, Демосфена, полководца Фокиона, имп.

Августа и др. В Ватиканском музее, Софокла, в Латеранском музее, Аристокла и Помпея, в Палаццо-Спада, Пиндара и Анакреона, в вилле Боргезе, в Риме, и пр.). В средние века портретный род как скульптуры, так и живописи находился почти в полном упадке, и только с наступлением эпохи Возрождения занял видное место среди других художественных отраслей. В Италии его воскресили прежде всего скульпторы — Дезидерио да Саттиньяно, Мино да Фьезоле, Росселлино, Л. Делла Роббиа, Донателло и пр., быстро достигшие блестящих результатов в своем стремлении воспроизводить человеческую физиономию верно с действителностью, определенно выражать характеры и, в то же время, соблюдать благородство стиля. Значительно позже их вступили на тот же путь живописцы, но зато, в период полного расцвета итальянского искусства, явилась целая фаланга даровитых и гениальных художников, которые возвели П.

На степень высокоизящной картины, увековечивающей всю сущность характера данного лица в момент самого яркого ее выражения. Рафаэль, С. Дель Пьомбо, Тициан, Джорджоне, Тинторетто и толпа других мастеров прославились столько же своими П., сколько и историческими картинами. Еще раньше, чем итальянцы, в XV ст., весьма успешно возделывали П. В натуралистическом духе нидерландские живописцы, во главе которых стоят братья ван Эйки и Г. Мемлинг. В следовавшем после них развитии нидерландской живописи и по разделении ее на самостоятельные фламандскую и голландскую школу, П. Приобретал все большее и большее значение в деятельности художников и в связи с общим направлением этих школ совершенствовался, главным образом, в отношении колорита и светотени.

Величайшими портретистами между фламандцами были Рубенс и ван Дейк, а между голландцами — Рембрандт. Ф. Гальс, ван дер Гельст и Терборх. Из старонемецких живописцев особенно знамениты как портретисты А. Дюрер и Г. Гольбейн Мл. Наиболее выдающимися представителями П. В цветущую пору испанской школы были Веласкес и Карреньо де Миранда. С исходом XVII ст. Манерность и условность, водворившиеся вообще в искусстве помешали П. Удержаться на достигнутой им вымоте и даже отодвинули его на второй план как в живописи, так и в скульптуре. Тем не менее, конец XVII и XVIII ст. Произвели таких замечательных портретистов, как П. Миньяр, Г. Риго, Детруа и Н. Ларжильер во Франции, Купецкий, Р. Менгс и А. Граф в Германии, Рейнольдс, Лауренс и Гайнсборо в Англии, Гойя в Испании, Левицкий и Боровиковский в России.

В это время распространилась любовь к гравированным П., а также и исполненным пастелью и миниатюрно-акварельным, по части которых явилось много весьма искусных мастеров, что продолжалось до 50-х годов настоящего столетия — до той поры, пока изобретение светописи не сократило запроса на труд этих художников, и общедоступные по своей дешевизне фотографические П. Не стали все более и более входить в обращение вместо дорогих рисованных, писанных и гравированных от руки. При всем том, и в настоящее время портретная живопись как масляными красками, так и акварелью, не перестает быть отраслью искусства, доставляющей образцовые произведения. Из живописцев XIX в., особенно замечательными портретистами выказали себя.

Французы Давид, Жерар, Энгр, П. Деларош, Эбер, Винтергальтер, Бонна, Каролюс Дюран, Дюбюф, Ландель. Немцы — Вах, Магнус, Гензель. Г. Рихтер, Ю. Шрадер, К. Бегас, О. Бегас, Амерлинг, Ангели, Ленбах, Фр. Каульбах. Англичане — Милле, Оулес, Геркомер, Пойнтер. Русские — Варнек, Кипренский, К. Брюллов, Тропинин, Зарянко, Перов и Крамской..

Значения в других словарях
Портовые сборы

Iили корабельные — взыскиваются с торговых судов, заходящих в порты для нагрузки и выгрузки товаров. Суда, заходящие в порты не для торговых действий, а, напр., по причине бури, повреждения и т. П., освобождаются от платежа корабельных сборов. Освобождены от них также, по закону 1887 г., суда, предназначенные исключительно для укладки и содержания в исправности подводных телеграфных кабелей. П. Сборы бывают. Правительственные, поступающие в доход казны, и частные, или городские, взимаемые в поль..

Портовые сборы (дополнение к статье)

— Законом 8 июня 1901 г. Произведено коренное преобразование П. Сборов, в видах устранения разнообразия и неравномерности этих сборов в различных портах. С 1 января 1902 г. Все взимаемые с судов и товаров П. Сборы (кроме составляющих плату за услуги, например за пользование лоцманами и особыми П. Приспособлениями) заменены двумя сборами. Корабельным и попудным. Корабельный. ..

Портсмут (дополнение к статье)

— город в сев.-амер. Шт. Нью-Гампшир. Жит. 10637. В последнее время получил известность как местопребывание конференции по заключению мирного договора. ..

Портсмут город в Англии

(Portsmouth, римск. PortusMagnus) — приморский порт и главная морская станция в Англии, в графстве Гамишир, на юго-зап. Оконечности о-ва Портси, сильная крепость и военно-морская гавань, на СВ от о-ва Байта, в 150 км от Лондона, с которым П. Соединен 3 железными дорогами. Образован из 4 городов. Собственно П. И Саутси на Ю, Портси и Ландпорт на С. К этим городам примыкает еще Госпорт, по ту сторону гавани. Морское училище, астрономическая обсерватория, кораблестроительная школа, театр, философск..

Дополнительный поиск Портрет Портрет

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Портрет" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Портрет, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа