Посолонь

75

(по Солнцу), посолонное хождение — первое упоминание о П., как церковном обряде, относится к последней четверти XV стол. В 1478 г., при освящении Моск. Успенского собора, митрополит Геронтий ходил с крестами вокруг церкви "не по солнечному всходу". "Неции прелестницы" наклеветали вел. Кн. Иоанну Васильевичу, что митрополит поступил не по правилам. Великий князь счел жалобу очень важной, заметив, что за это гнев Божий приходит. В следующем году началось расследование вопроса. Для решения его стали наводить справки в богослужебных книгах, но желанных подтверждений законности П. Нигде не нашли. Одни из споривших (архимандриты и игумены) стояли за владыку, другие были на стороне князя. Последний нашел себе сторонников в лице чудовского архимандрита Геннадия и ростовского владыки Вассиана.

Митрополит и его сторонники указывали на то, что и другие некоторые церковные кругохождения в России и на Афоне совершаются против Солнца. Защитники П. Вдавались в запутанные умствования и на них только и основывались. Скоро вопрос проник в среду мирян и вызвал в ней бесконечные толки. Отвлеченный на время татарским нашествием, вел. Князь в 1482 г. Возобновил свою распрю с митрополитом, которая теперь едва не кончилась полным разрывом. И глава государства, и глава иерархии упорно отстаивали свои мнения. Митроп. Геронтий удалился в Симонов монастырь, приняв намерение и вовсе отказаться от митрополии, если князь не оставит требование ходить по Солнцу. Великий князь целый год не дозволял освящать новых церквей и если, наконец, уступил, то лишь потому, что на стороне митрополита были почти все — и духовные, и миряне.

Вопрос о хождении по Солнцу или против Солнца остался открытым. Решили делать так, как было в старину. Когда и откуда явился на Руси обычай ходить по Солнцу — сказать трудно. Один из памятников XVI в. (Пергаменный Служебник 1532 г.), писанный на Афоне, называет П. Латинским обычаем. В продолжение всего XVI века вопрос о П. Не возникал. Стоглав вовсе не упоминает о хождении П. Несмотря на то, что в конце XV в. Противосолоние одержало верх, с течением времени оно стадо уступать П. Когда открылось книгопечатание, требование П. Было занесено в Требник 1602 г. В чине венчания, в Устав 1610 г. — в наставления, как осенять крестом в праздник Воздвижения, в Требник 1623 г. — в чине освящения церкви. Внесенное в церковно-богослужебные книги, П.

Вместе с другими церковными обрядами получило характер неприкосновенности, вследствие усвоения обрядам значения догматической неизменности. Поэтому, когда патриарх Никон предпринял исправление прежних обрядов, он нашел себе противников в лице видных и влиятельных протопопов, попов, настоятелей м-рей, начетчиков, которые в отмене прежних обрядов видели нарушение догматов, а во введении новых — латинские ереси. С этого времени П., равно как и другие отмененные при патриархе Никоне обряды (двоение аллилуйи, седмипросфорие, двуперстие и др.), становится принадлежностью раскола старообрядства и одним из основных пунктов его учения.См. С. Смирнов, "История русского раскола старообрядства" (изд. 2, СПб., 1895).

Н. Ивановский, "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола" (ч. I и II, Казань, 1887). Митроп. Макарий, "История русского раскола, известного под именем старообрядства" (изд. 3, СПб., 1889). И. Стрельбицкий, "История русского раскола, известного под именем старообрядчества" (Одесса, 1889). П. Знаменский, "Руководство к русской церковной истории" (Каз., 1888)..

Значения в других словарях
Посол (дипл.)

(ambassadeur) — дипломатический агент 1-го ранга. Полный титул его — "чрезвычайный и полномочный П.". О правах и преимущесвах послов см. Дипломатические агенты. Россия вмеет послов в Австро-Венгрии, Англии, Германии, Италии, Испании, Турции, Франции и, с 1897 г., в Сев.-Амер. Соед. Штатах. Эти державы представлены в России послами же.. ..

Посол рыб

См. Рыба.. ..

Посольский приказ

О начале его мнения историков различны. В. О. Ключевский утверждает, что он возник в 1565 г. И назывался с тех пор в актах П. Палатой, П. Избой или П. Приказом, но оставался еще "подвижным учреждением", вроде "походной канцелярии государя по иностранным делам" ("Боярская дума древней Руси", М., 1883). Н. П. Лихачев ("Разрядные дьяки XVI в.", СПб., 1888), опираясь на мнение автора статьи "Московские старинные приказы" (в "Древн. Росс. Библиоф.", XX) и проф. Успенского ("Опыт повествования о древн..

Посольский-Спасо-Преображенский мужской 2 класса монастырь

Забайкальской области, Верхнеудинского округа, при селе Посольском. Основан в 1681 г. До 1879 г. В монастыре имели пребывание викарии иркутской епархии. При монастыре училище для инородческих детей (с 1862 г.).. ..

Дополнительный поиск Посолонь Посолонь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Посолонь" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Посолонь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа