Преображенское кладбище

69

Под этим названием известно общежитие, основанное федосеевцами в Москве в 1771 г. И сделавшееся главным средоточием федосеевщины. Во время свирепствовавшей в Москве чумы жители столицы покидали свои дома и толпами бежали в соседние города и села. Следовало устроить карантины, потому что бежавшие легко могли разнести чуму по окрестностям. Этим обстоятельством воспользовались федосеевцы (точнее — купец И. А. Ковылин. См.). Вызвавшись устроить за собственный счет карантин и при нем кладбище для погребения умерших от чумы, они испросили у правительства для этого землю близ П. Заставы, поставили заставу, построили несколько шалашей и стали задерживать всех, кто выходил из Москвы. Ковылин прилагал все старание, чтобы прокормить одних, успокоить других, утешить третьих.

Слух об этом, разнесшийся в Москве, привлекал к нему толпы несчастных. Ковылин встречал каждого и каждому внушал, что бедствия посланы в наказание за "никонианскую" веру. Чаны, нарочно для того приготовленные, беспрестанно наполнялись водой для перекрещивания желающих. Умиравшие и больные делали в пользу кладбища значительные пожертвования. Затем Ковылин приступил к устроению общины и сделался по общему желанию ее настоятелем. Имущество жертвователей было обращено в деньги. Вместо бедных шалашей выстроены богатые молельни и трапезные. Желая придать своей общине вид иноческой обители, Ковылин назвал ее монастырем и ездил на Выг и Ветку, чтобы заимствовать оттуда для нее правила общежития. На основании этих правил обитатели П.

Кладбища должны были употреблять только постную пищу, носить особого рода одежду, соблюдать порядок в трапезе и молельнях и проч. Мужчины и женщины были помещены на двух особых дворах. В 1808 г. Ковылин, желая упрочить существование П. Кладбища и на будущее время, составил "правила", которые от лица "московскнх старообрядцев" поверг на высочайшее утверждение. В 1809 г. (15 мая) состоялся именной высочайший указ императора Александра I московскому военному генерал-губернатору, где "заведению" федосеевцев присвоено название "П. Богадельного дома" с предоставлением ему всех тех прав, какими пользуются подобные частные благотворительные заведения под зависимостью законов и местного начальства. Узнав о таких привилегиях, выхлопотанных Ковылиным, выборные от иногородных федосеевских общин явились в Москву благодарить его за оказанные им услуги.

Ковылин взял с них обещание, чтобы наставники во всех федосеевских общинах в России были поставляемы не иначе, как с утверждения настоятеля и попечителей П. Кладбища, от которых и должны получать грамоты на это звание. Таким образом в зависимость от кладбища стали федосеевские общины в губерниях Ярославской, Тверской, Новгородской, Лифляндской, Нижегородской, Саратовской, Казанской, Симбирской, а также на Дону и Кубани. На самом П. Кладбище число насельников возросло с 500 до 1500, а число прихожан — от трех тысяч до десяти. Слухи о беспорядках на П. Кладбище вызвали ряд правительственных мер. В 1834 г. Последовало высочайшее повеление о зачислении подкидышей на П. Кладбище в военные кантонисты с правом оставлять их на кладбище лишь до исполнения трехлетнего возраста.

В 1838 г. Велено было продать все недвижимые имения кладбища с отдачей в его пользу вырученных денег. В 1847 г. Состоялось распоряжение о подчинении П. "богаделенного дома" ведению Московского попечительного совета заведений общественного призрения, а в 1853 г. — ведению совета Императорского человеколюбивого общества с присвоением этому дому значения временного, до смерти или выбытия призреваемых в нем, благотворительного учреждения. В 1877 г. Министерством внутренних дел был составлен особый устав для этого заведения. Заведование им вверено Попечительному совету заведений общественного призрения, а ближайшее управление — особому комитету из шести членов и попечителя (председателя), избираемых прихожанами кладбища из своей среды.

За передачей мужского двора "богаделенного дома" единоверцам (1866 г.) в распоряжении федосеевцев остался бывший женский двор. Здесь в настоящее время в шести каменных двухэтажных зданиях, занимаемых призреваемыми из беспоповцев, имеется шесть молелен. Седьмая, самая обширная, стоит посреди двора. Для совершения служб имеется до 180 певцов и певиц, живущих вне стен кладбища. Для заболевающих из числа призреваемых есть две больницы, в которых, сверх того, и приходящим больным из окрестных жителей оказывается медицинская помощь, советами и лекарством. Основной капитал "богаделенного дома" простирается до 120000 руб., годовой бюджет — до 40000 руб. В Москве есть еще скиты числом до 10, являющиеся как бы отделениями главного федосеевского "учреждения".

"Отцы", состоящие при каждом ските, ежедневно отправляют службы. Экономы ведают хозяйственные дела. Ср. П. Смирнов, "История русского раскола старообрядства" (изд. 2, СПб., 1895, стр. 105 — 108). Проф. И. Нильский, "О П. Московском кладбище" ("Христианское чтение", 1863, ч. 2, стр. 13—66). Митроп. Моск. Макарий, "История русского раскола, известного под именем старообрядства" (изд. 3, СПб., 1889, стр. 296—301). И. Стрельбицкий, "История русского раскола, известного под именем старообрядчества" (Одесса, 1889, стр. 115—121)..

Значения в других словарях
Преображенский приказ и канцелярия

Основание П. Приказа относится к началу царствования Петра I. Он существовал уже в 1697 г. И сначала представлял род особой канцелярии государя, действовавшей под непосредственным его наблюдением из села Преображенского. В указе 1702 г. Вместо Преображенского приказа именуются съезжая изба в Преображенском и генеральный двор в Преображенском. Кроме дел по заведованию регулярным войском, П. Приказу предоставлено было заведовать продажей табака, а в 1702 г. Повелено было присылать в П. Приказ всех..

Преображенский Федор Петрович

Писатель, священник. Учился в московской духовной академии. Главные его труды. "В чем истинное счастье. Опыт выяснения вопроса с христианской точки зрения" (М., 1898). "Граф Л. Н. Толстой, как мыслитель-моралист" (М., 1893). "К вопросу о счастье, мнимый пессимизм ветхозаветного "Суета сует" (М., 1898). "Учение Л. Н. Толстого о смысле жизни по суду христианства" (М., 1898).. ..

Преображенское село близ Москвы

— село близ Москвы, на берегу реки Яузы. Основано царем Алексеем Михайловичем, построившим здесь дворец, а потом и "комидийную хоромину". Театральные представления продолжались и при Федоре Алексеевиче. После смерти Алексея Михайловича в П. Проживала царица Наталья Кирилловна с сыном Петром. Здесь Петр завел свои потешные полки, один из которых получил название П., и построил "потешный городок" — крепость "Пресбург". Потешные оставались в П. И после 1689 г. Возле потешного городка возникла "Поте..

Преображенское, село

Село близ Москвы, на берегу реки Яузы. Основано царем Алексеем Михайловичем, построившим здесь дворец, а потом и "комидийную хоромину". Театральные представления продолжались и при Федоре Алексеевиче. После смерти Алексея Михайловича в П. Проживала царица Наталья Кирилловна с сыном Петром. Здесь Петр завел свои потешные полки, один из которых получил название П., и построил "потешный городок" — крепость "Пресбург". Потешные оставались в П. И после 1689 г. Возле потешного городка возникла "Потешн..

Дополнительный поиск Преображенское кладбище Преображенское кладбище

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Преображенское кладбище" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Преображенское кладбище, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 23 символа