Прибой

59

Морская волна, набегающая на берег при условии, что она вкатывается по отлогому дну. Ударяясь о дно и встречая в нем препятствие для свободного движения частиц воды вниз, но в то же время обладая большой живой силой, эта волна подымается на большую свою высоту. Местами, катящаяся с океана прибойная волна, достигает 10 саженей высоты. В Бискайской бухте, у берегов Тихого океана и Сибири встречаются места, где П., помимо необычайной высоты, необыкновенно красиво накатывается на берег и разбивается о разбросанные гряды камней и подводных утесов. Обыкновенно прибойная волна идет стройной грядой параллельно очертаниям отмели или берега и таким образом издали указывает морякам то место, где дно подымается к берегу и глубина, уменьшаясь, влияет на характер волнения.

Подошва этой волны в поступательном своем движении задерживается трением о песок дна, а верхушка волны, стремясь вперед, заворачивается к берегу шумящим, пенистым, спиралеобразным "барашком" (завитком). Морской П. Очень опасен для моряков, высаживающихся на берег. Однако дикари, живущие на берегах и островах Тихого и Индийского океана, очень ловко проходят эти опасные места на своих байдарках, пирогах и челнах. Если бы случилось им перевернуться в прибойной волне, то быстрым движением весла и туловища они выпрямляют шлюпку и снова держат направление — вразрез волне. Моряки всех стран, приближаясь к берегу попутным П. (самый опасный случай гребли), придерживаются следующих общих правил, предполагая, конечно, что гребут и правят на руле внимательно и хорошо.

А) при гребле к берегу с большим попутным П. 1) внимательно избегать каждого вала, т. Е. Стараться ставить шлюпку так, чтобы вал разбивался впереди или позади ее. 2) если волнение очень велико или шлюпка мала, следует табанить, т. Е. Подвигаться к берегу кормой, каждый раз грести вперед навстречу каждому большому валу, пока он не пройдет под шлюпкой. Тогда снова табанить к берегу. 3) если есть уверенность, что со шлюпкой можно благополучно достигнуть берега, идя носом вперед, то все-таки следует при приближении каждого вала замедлять ход шлюпки, табаня, или же выбросить за кормой трал, чтобы, буксируя его, постоянно удерживать корму против прибойной волны. В этом главная забота и умение. 4) главные тяжести должно перенести в оконечность шлюпки, обращенную к морю, однако, не очень загружая ее.

5) если шлюпка приближается к берегу под парусами, то не доходя П. Следует непременно убрать паруса и срубить мачты, чтобы пройти П. Под веслами, осторожно управляясь, как выше указано. Если имеются только паруса, то их следует значительно убавить, оставаясь под фоком или другим малым передним парусом. Б) При гребле от берега. 1) предполагая шлюпку хорошо управляемую — надо заботиться только о том, чтобы избегнуть встречи с прибойной волной, когда она заворачивает свой гребень и разбивается — иначе она зальет шлюпку. 2) идя против сильного ветра и большого П., следует налечь на весла и дать полный ход навстречу каждой прибойной волне, которой нельзя избежать. 3) на паровых шлюпках не следует давать самого полного хода против волны, чтобы не врезаться в нее, а, несколько уменьшая ход, дать волне плавно пройти под шлюпкой.

В) Приставая к отлогому берегу (передним или задним ходом), необходимо приложить все усилия к удержанию шлюпки в положении кормой прямо против волны, пока она не коснется килем отмели. После этого каждый набегающий вал будет приподымать ее и двигать к берегу, а гребцы, выскочив из шлюпки, тащат ее вручную к берегу. Г) Приставая к крутому берегу, следует поступать иначе. До самого берега иметь возможно большую скорость. Подходят ли под парусами или веслами, у самого берега круто поворачивают боком к волне, в сторону П. Шлюпку выбросит волной на берег. Обыкновенно на берегу собирается народ в этих случаях, который поможет как можно скорей утащить шлюпку вне действия волн, иначе ее может смыть обратно в море.

В подобном случае было бы опасно приближаться к берегу задним ходом, табаня. Здесь, напротив, надо сохранять полный ход вперед, чтобы вместе с волной достигнуть берега. Давать какие-либо общие наставления и правила для приставания к разбившемуся судну или к судну, идущему под парусами или парами — на большем волнении [Что также подходит под понятие о действии на шлюпку прибойной волны.], — очень трудно. Это дело практики, навыка и опытности рулевого и гребцов. Обычные же правила — приставание с подветренной стороны, крепление за вторую банку брошенного конца соответственной длины, управление рулем на ходу и т. Д. — должны быть известны каждому моряку и любителю.А. К..

Значения в других словарях
Прибина

См. Паннония.. ..

Приближение

(Approximation). — Известно из элементарной алгебры, что корень квадратный из неполного квадрата есть число несоизмеримое (см.), которое не может быть выражено никакой обыкновенной или периодической десятичной дробью. Этот корень вычисляют по П. С какой угодно степенью точности, так что искомое число будет заключаться между пределами, разность которых может быть сколь угодно малой. Так, приближенная величина корня из 2, отличающаяся от действительной величины меньше чем на одну десятитысячную до..

Прибор деривационный

(артиллерийский) — состоит из деревянного, клинообразной формы ящика, по концам которого к дну прикреплены поперечные деревянные бруски. К заднему бруску (2) привинчен участок градусной дуги (3) с делениями от 0 до 5° в каждую сторону. Наименьшее деление — 4'. Для измерения отклонения более 5° на среднюю дугу накладываются по концам два приставные участка (4 и 5) градусной дуги.Деривационный прибор.В передний брусок врезана медная втулка с отверстием для оси алидады. Деревянная алидада (6) на пе..

Дополнительный поиск Прибой Прибой

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Прибой" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прибой, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа