Притчи евангельские

95

Особая форма проповеди, которой И. Христос пользовался для изложения и объяснения истин своего учения. По своему существу П. Есть вообще образная форма выражения мыслей. Она свойственна всем народам на первоначальной ступени развития, но высшего развития достигла у народов семитической расы. Под словом П. (машал) евреи разумели всякую форму выражения, в которой отвлеченная мысль облекалась в образ или сравнение, например "вы свет миру", "вы соль земли", "если два слепца поведут друг друга, то оба упадут в яму" и пр. Позже П. Развилась в целый рассказ. Мысль изображалась наглядно в повествовании о целом событии, совершенно воображаемом или таком, которое имеет в своей основе историческую действительность. Оба рода притч встречаются уже в Ветхом Завете (см.

Например Исх., V, Иезек., XVII, 2 Цар., XII, Суд., IX), но верх совершенства и красоты эта форма речи получила в устах И. Христа, Который посредством притч делал доступными глубочайшие тайны своего учения для самых простых умов. Притчами в собственном смысле Христос начал поучать только после окончательного избрания апостолов и стал так широко пользоваться этой формой поучения, что удивились даже сами Его ученики и просили у него объяснения. Из объяснения, данного Христом (Матф., XIII. Марк., IV. Лук., VIII), видно, что эта форма проповеди стала необходимой ввиду неспособности народа воспринять новые евангельские истины в их отвлеченной прямоте, тем более, что многие из них, сказанные прямо, возбуждали даже недоумение среди слушателей, а в предубежденных — ожесточение и отрицание.

Форма П., облекая истины в общедоступные образы, тем самым легче пролагала для них путь в сознание слушателей и, сглаживая их необычность, смягчала ожесточение предубежденных. Пораженный красотой этих общедоступных рассказов, народ слушал их до забвения о пище, неотступно следовал за божественным проповедником и с восторгом говорил, что Он проповедовал так, как никто еще из сынов человеческих, и во всяком случае не как фарисеи и книжники с их сухой моралью, не производившей никакого впечатления на слушателей. Всех притч в четвероевангелии насчитывается до 30, которые могут быть подразделены на три группы по их внутреннему смыслу и отношению к проповеди о царстве Божием. К 1 группе могут быть отнесены шесть притч, в которых рассматривается царство Божие в период его подготовления в Ветхом Завете.

О виноградаре (Матф., XXI, 33—41), о браке царского сына (Матф., XXII, 1—14), о большом ужине (Лук., XIV, 16—24), об узких вратах (Лук., XIII, 24—30), о бесплодной смоковнице (Лук., XIII, 6—9) и о двух сыновьях (Матф., XXI, 28—32). В них изображается, как часто избранный народ оказывался неверен своему призванию и тем самым подготавливал свое отвержение. Вторая группа состоит также из 6 притч, в которых царство Божие рассматривается в истории его основания и распространения на земле. Сюда относятся П. О сеятеле (Матф., XIII, 3—8, 18—23. Марк., IV, 3—8, 14—20. Лук., VIII, 5—8, 11—15), которая, по-видимому, была первым образцом этой формы проповеди, о горчичном зерне (Матф., XIII, 31, 32. Марк., IV, 30—32. Лук., XIII, 18, 19), о закваске (Матф., XIII, 33.

Лук., XIII, 20—21), о неводе (Матф., XIII, 47—50) и о неправедном судье (Лук., XVIII, 1—8). Последняя группа состоит из 18 притч, в которых рассматриваются разные условия осуществления царства Божия на земле, о блудном сыне (Лук., XV, 11—32), о мытаре и фарисее (Лук., XVIII, 9—14), о добром самарянине (Лук., X, 25—37), о богатом и Лазаре (Лук., XVI, 19—31), о талантах (Матф., XXV, 14—30), о десяти девах (Матф., XXV, 1—13) и др. Во всех этих притчах заключается неисчерпаемое богатство религиозно-нравственного назидания. Некоторые из них могут считаться высокозамечательными также с внешней, литературной стороны (например П. О блудном сыне). См. Vitring, "Schriftmässige Erklärung d. Ev. Parabeln" (1717). Lisco, "Parabeln Jesu" (1832).

Trench, "Notes on the Parables of our Lord" (1841. Более 15 изданий. Переведено и на русский язык — 2-е изд., 1890, под ред. А. П. Лопухина).А. Л..

Значения в других словарях
Притчард Чарльз

(Charles Pritchard, 1808—1893) — астроном, доктор богословия. Долгое время был преподавателем в средних учебных заведениях и только 62-х лет начал астрономическую карьеру, заняв место профессора и директора обсерватории в Оксфорде. Его деятельность почти исключительно была посвящена астрофотографии и фотометрии. П. Первый применил фотографии к исследованию либрации Луны и определению параллаксов звезд. Он улучшил устройство клинового фотометра, получившего теперь широкое применение. Результатом ..

Притчард, миссионер

(Pritchard) — протестантский миссионер, великобританский консул на Таити, известный своей ролью в конфликте между Англией и Францией по поводу обладания этим островом. Французский адмирал Дюпети-Туар во время беспорядков на острове решился изгнать П. (в 1843 г.). Это чуть не привело к войне между Англией и Францией. Чтобы избежать столкновения, Людовик-Филипп согласился уплатить изгнанному 25000 франков вознаграждения. Уступчивость короля вызвала сильное общественное негодование во Франции. Депу..

Притчи Соломона

Ветхозаветная библейская книга, помещающаяся в славянской русской Библии вслед за Псалтирью и состоящая из 31 главы. По своему характеру это книга поэтически-дидактическая, в поэтических формах излагающая возвышенные религиозно-философские истины с вытекающими из них нравственными положениями. В начальных словах книги прямо говорится, что эта "П. Соломона, сына Давидова, царя Израильского". Но затем в других местах авторство приписывается другим авторам, например неизвестным Агуру и царю Лемуилу..

Притычка

См. Позолота.. ..

Дополнительный поиск Притчи евангельские Притчи евангельские

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Притчи евангельские" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Притчи евангельские, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 19 символа