Прозелиты

126

Слово прозелит (еврейск. Гейр и гейрим, от гур — пребывать, странствовать, приютиться, обитать где-либо) означает чужеземца, иностранца, странника, пришельца, поселенца (Быт., XXIII, 4. Исх., II, 22. XXII, 21. Числ., IX, 14. XV, 29—30. XXXV, 15. 1 Пар., XXIX, 15. Псал., XXXVIII, 13. Иер., XXII, 3. Зах., VII, 10). У семидесяти толковников слово это переводится различно, в особенности же словом προσήλυτος и другими подобными (πάροικος, παρεπίδημος, ξένοςγειώρας, ίουδαϊζοντες). Προσήλυτος (от προσέρχομαι — прихожу) — собственно пришелец, потом всякий переходящий из одной земли в другую, от одной общины к другой, особенно из одной веры в другую, новообращенный в какую-либо веру. Так в особенности назывались новообращенные в веру иудейскую из язычников (Матф., XXIII, 15.

Деян., II, 10. VI, 5. XIII, 43 и др.). Пришельцы и иноземцы жили среди иудеев или израильтян со времени самого исхода их из Египта (Исх., XII, 38. Лев., XXIV, 10—16. Числ., XI, 4. 1 Нав., VI, 24. VIII, 35). В последующее время, при возрастающем благосостоянии Израиля, число их увеличивалось (2 Пар., II, 17). Некоторые из П. Принимали обрезание и потому могли участвовать в жертвоприношениях и праздновании Пасхи, со временем они вступали совершенно в общество израильское (Исх., XII, 44, 48. Числ., XV, 14—16). П., всецело принявшие веру иудейскую, назывались П. Правды, П. Сынами завета, совершенными израильтянами. Другие пришельцы пользовались покровительством законов, служили в войске, при дворе, в числе телохранителей царских (ср.

2 Цар., XI, 6. XV, 18. XXIV, 16. 1 Пар., XI, 39, 46 и пр.), но, по-видимому, не принимали всецело закона Моисеева (Числ., X, 29. Суд., I, 16. IV, 11. 1 Цар., XV, 6. Иерем., гл. XXXV). По преданиям иудейским, этим П. Вменялось в обязанность соблюдать так называемые Ноевы законы. Они не принимали обрезания, но вместе с иудеями посещали храм иерусалимский, приносили жертвы через священников и пользовались некоторыми правами. Такие П. Назывались П. Врат. Название это, может быть, заимствовано из выражения "пришлец, который в жилищах твоих", по-еврейски — "во вратах твоих" (Исх., XX, 10. Второзак., XIV, 21. XXIV, 14), а может быть, произошло от того, что эти П. Могли доходить только до врат притвора храма. Прозелитизм усилился, когда между иудеями стало ослабевать соблюдение отечественных законов и распространились нравы языческие, как это было после смерти Симона Праведного (умер в 1981 г.

До Р. Х.), при первосвященнике Иасоне, когда много являлось отступников от веры (1 Маккав., I, 11. 2 Маккав., IV, 7—20). Такое отступничество должно было возбудить усиленную ревность в истинных поклояниках Иеговы. Со времен Маккавеев особенно сильно стала расти ревность к обращению язычников в иудейскую веру, и число П. Стало умножаться. Так, Иоанн Гиркан принудил идумеев принять обрезание, Аристовул — итуреев. Так же действовал Александр Ианней. К этому же времени относится и ревность фарисеев к обращению язычников, но она большей частью происходила не из чистых религиозных побуждений и делала обращенных лицемерами. И. Христос называет их сынами геенны, худшими самих фарисеев, обративших их (Матф., XXIII, 15). По свидетельству Иустина Мученика, они были самыми жестокими врагами и преследователями христиан.

Примером может служить Ирод Идумеянин с его семейством. Были, однако, среди иудеев и такие, которые имели благотворное влияние на язычников. В Св. Писании они называются людьми богобоязненными, набожными, благочестивыми. Ко времени пришествия Христа Спасителя, многие благомыслящие язычники, не находя удовлетворения ни в религиозных обрядах, ни в языческой философии, страстно жаждали божественной истины, сокрытой в Ветхом Завете, хранителями которой были иудеи. Общение с иудеями, особенно благочестивыми, знакомство через них со священными книгами, с пророчествами о Мессии — все это имело благодетельные последствия для язычников, тем более, что тогда далеко уже распространилось ожидание Искупителя (ср. Матф., II, 1 сл.

Иоан., XII, 20—21. Деян., VIII, 27—28. XV, 21). В великие праздники такие язычники приходили в Иерусалим на поклонение. Внешний двор храма для них был открыт (ср. Деян., XXI, 28). Они посещали и синагоги (Деян., XIII, 42—44). Сотник, построивший иудеям синагогу, вероятно, был из подобных чтущих Бога язычников (Лук., VII, 2—10). Христианская вера усваивалась ими особенно легко (Деян., II, 7—12. VIII, 27, сл. X, 1, сл. XI, 19—21. XIII, 42—44. XVII, 4, 12, 17. XVIII, 4, 7 и др.). См. Прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. III, СПб., 1883)..

Значения в других словарях
Прозвища

В большом ходу в крестьянском быту, особенно в Малороссии, где при фамильном прозвании почти всегда бывает одно и иногда даже два уличных П. Они возникают в силу стремления к отчетливому различению лиц по характерным их особенностям, при чем во внимание принимаются выдающиеся черты физические или нравственные. По давности П. Весьма различны. Иные идут от прадеда, деда, иные чуть не вчера даны. Наиболее обычны П. От имени родителей (Петровы, Петренки, Ганченки от матери Агафьи и пр.), по месту жи..

Прозектор

(в буквальном смысле производящий вскрытие или упражняющий учащихся в производстве их) — ученая должность, соответствующая ассистентству, при кафедрах, связанных с изучением анатомии, хирургии, гистологии, зоологии и др. При больших больницах полагаются по штату П. Для вскрытия трупов с целью проверки прижизненного диагноза и для производства гистологических исследований.. ..

Прозенхима

В анатомии растений ткань, состоящая из клеток, вытянутых в одном направлении и заостренных на концах. Если клетки имеют приблизительно одинаковые размеры по всем направлениям или хотя бы и вытянуты односторонне, но на концах не заострены, то такую ткань называют паренхимой. Оба слова чаще всего употребляют в форме прилагательных (прозенхиматический и паренхиматический), для обозначения указанного свойства самых различных тканей растения.. ..

Прозерпина

(Proserpina) — в римской мифологии богиня подземного царства, жена Дита (Плутона), дочь Цереры. Имя ее не что иное как латинизированное греческое имя Персефона (см.). По другому толкованию, так называлась римская богиня, способствовавшая произрастанию (proserpere) семени и слившаяся позднее, по введении греческих культов, с богиней Персефоной.Н. О.. ..

Дополнительный поиск Прозелиты Прозелиты

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Прозелиты" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прозелиты, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 9 символа