Пшавы

163

Грузины-горцы. В числе 9155 душ живут в Тионетском уезде Тифлисской губернии, занимая среднее течение Арагвы и оба берега Иоры, притока Алазани. Они большей частью высокого роста, с карими глазами и черными волосами. Известны в грузинской летописи буйным характером, непокорным духом и неустрашимой храбростью. Под именем "пховелей" они упоминаются как непобедимые противники римского полководца Помпея. Отрезанные от соседей ущельями и труднопереходимыми реками, П., в отличие от грузин, не знали ни сословий, ни крепостной зависимости. Они номинально подчинялись тионетскому моураву (наместнику) грузинских царей, оказывая последним помощь в случае опасности. Занимаются П. Скотоводством и отчасти хлебопашеством. Живут 12-ю обширными кровными союзами или родами.

Каждый из них имеет свои праздники, свои святыни, своих покровителей (ангелов-основателей). Над святыми отдельных родов возвышаются общий патрон всех П., "Латарис-Джвари", крест Георгия Лаша, царя грузин, и Тамарь-Мене — царица Тамара, причисленная у них к лику святых. П. Считаются православными, но вера их представляет смесь христианской религии с язычеством. Из святых им известны св. Георгий, Богородица и Архангел. Не меньшим уважением пользуются местные герои и создания фантазии. Копала, Яхсарт, Пиркута — олицетворенные силы природы, Главным духовным лицом является хевис-бери (= почетный старец ущелья), соединявший некогда права и обязанности языческого жреца и христианского священника. В его руках сосредоточивалась духовная и светская власть.

В военное время он предводительствовал, в мирное творил суд и расправу, а как духовное лицо венчал, крестил, погребал и причащал. Ныне хевис-бери не имеет более светской власти, но в духовной сфере он остается полным хозяином. Он выбирается по указанию "кадаги" (кликуши), служителя св. Георгия. Образ жизни хевис-бери и их помощников "дастури", которым принадлежит право резать жертвенных животных, отличается воздержанностью и строгостью. Публичное богослужение, органами которого являются хевис-бери, не устраняет весьма выработанного домашнего культа, стоящего в прямой связи с общественной организацией пшавов.Подобно большинству кавказских горцев, П. Живут кровными союзами, по родам. Род заключает в себе как членов одного происхождения, так и приемышей, вступление которых в общину сопровождается пиром.

Культ общего предка является выражением родового единства. Родовая организация не исключает обособленного существования семейной общины, включающей в себя нередко до 40 человек. Как религиозный союз, семья, во главе которой стоят "мамакаци" и "дедакаци" (большак и большуха), является очагом культа покойников (общение с ними, кормление и почитание их). В судоустройстве и процессе, в гражданском и уголовном праве оба принципа организации П. — родовой и религиозный — выступают наглядно. Первый сказывается в замене начала индивидуализма началом кровной солидарности, второй — в допущении сверхчувственной неземной силы к решению тяжб и совершению сделок. Солидарность родственников выражается в решительном преобладании общинно-родовой собственности над собственностью личной.

В безусловном подчинении женщины до замужества отцу и старшему в роду отца, а после замужества — мужу и старшему в роду мужа. В устранении женщин от наследования и в привилегированном положении ближайшего продолжателя рода — первенца. В уголовном праве характерны участие родственников в преследовании преступников и в платеже виры (композиции), непосредственное преследование целым родом преступных деяний, совершенных в родственной среде, и так называемое соприсяжничество. Религиозный принцип выступает в свадебном ритуале (приобщение к очагу равносильно приобщению к культу домашних божеств), в существовании особого суда Божия, в форме испытания обвиняемых кипящей водой, и в общераспространенности присяги — образом, светом зажженного огня, именем царицы Тамары и ее сына Лаша, наконец "матерью земли".

Хотя семья П. Построена на началах моногамии, но бесплодие жены и боязнь остаться без потомства, вызываемая религиозными мотивами (угрозой вечного скитальчества в загробной жизни), побуждает бездетного супруга, с согласия жены, взять в дом любовницу, дети от которой считаются законными. Бесплодие может служить поводом к отпущению жены мужем, сопровождаемому передачей ей личного ее имущества и вознаграждения в размере пяти коров. Обыкновенным явлением в семье, где нет законных детей мужского пола служит усыновление. На усыновленного распространяется право и обязанность кровной мести. Кровная месть применяется в случаях убийства, увечий и прелюбодеяний. Похититель чужой собственности отвечает только своим имуществом.

В гражданских и уголовных делах П. Обращаются к выбору посредников или так называемых "шуакаци", обыкновенно в числе одного или двух с каждой стороны. Свидетельство женщин, в новейшее время, принимается при невозможности достигнуть установления судебной истины иным путем. К исполнению обязанностей соприсяжников они не допускаются. Женщина у П. Считается существом нечистым. В период менструации ее загоняют на неделю в хлев. Она рожает безо всякой посторонней помощи, в особой плетенке, устроенной за пределами деревни. Несмотря на это уничиженное положение, женщина пользуется значительной свободой имущественной и личной. Первая выражается в существовании особого вида частной собственности, частью приобретенной личным трудом, частью перешедшей от матери.

Личная свобода женщин, продолжающаяся до брака, сказывается в праве каждой девушки выбрать из аульной молодежи своего "цацалу" — нареченного брата, который спит с ней на одной постели. Лучшие песни П. Посвящены восторженным описаниям женской красоты. Одаренные богатой фантазией и чуткой впечатлительностью, П. Воспевают в своих легких и звучных "лексах" все проявления повседневной жизни, с ее радостями и печалями. Они вспоминают с благоговением царицу Тамару и царя Ираклия II, поют историю убийства Ростемом собственного сына Зураба.Литература — см. Грузины. Сверх того. М. Ковалевский, "Пшавы" (этнографический очерк в "Юридическом Вестнике", 1888, февраль). А. Хаханов, "О пшавах" ("Этнографический Сборник", под ред. В.

Ф. Миллера", вып. III, М., 1888). "Сборник песен пшавов", на грузинском языке, изд. Д. Хизанашвили (1887). Р. Эристов, "О тушино-пшаво-хевсурском округе".А. Хах—ов..

Значения в других словарях
Пчелы

(Apini) — подсемейство жалоносных перепончатокрылых насекомых (Hymenoptera Aculeata) семейства пчелиных (Apidae, см.), отличающееся от прочих подсемейств отсутствием конечного шипа на задних голенях. Сюда относятся три современных рода. Melipona (141 вид), Apista (1 вид) и Apis (185 видов). Род Apis характеризуется тремя почти одинаково большими кубитальными клеточками и очень длинной лучевой (длина ее в четыре раза больше ширины) на передних крыльях, очень длинным языком, вытянутым брюшком, вол..

Пшавия

Горная местность на склонах главного Кавказского хребта, к востоку от Казбека, орошаемая притоками Арагвы (пшавская Арагва) и населенная пшавами (см.). Входит в состав Тионетского уезда.. ..

Пшада

Горная речка Черноморской губернии. Вытекает из Главного Кавказского хребта вблизи горы Папай и впадает в Черное море между Новороссийском и Туапсе. На берегах П. Расположены Пшадская и Береговая станицы. П. Течет в лесистой местности, принимает в себя множество горных речек. Длина П. Около 60 верст.. ..

Пшат

(Elaeagnus angustifolius L.) — кустарник (до 6 м. Высоты) из семейства пшатовых (см.). П. Дико растет на Кавказе, в Закаспийской области. Разводится ради серебристой зелени, в садах, парках. На юге (например, в Херсонской губернии) дичает. Киргизы готовят из плодов П. Муку и употребляют П. От поноса.С. Р.. ..

Дополнительный поиск Пшавы Пшавы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пшавы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пшавы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа