Ренан

123

I(Жозеф-Эрнест Renan) — знаменитый французский филолог и историк, родился в небольшом городке Бретани, в 1823 г. Его отец, небогатый моряк, умер, когда Р. Было 5 лет. Наибольшее влияние на Р. В детстве оказывала его старшая сестра, Генриетта, с которой он сохранил дружбу до самой ее смерти. Мать Р., имея в виду посвятить его церкви, отдала его в местную духовную семинарию, откуда он перешел в 1838 г. В парижскую семинарию св. Николая (St.-Nicolas du Chardonnet), которой управлял тогда знаменитый впоследствии Дюпанлу (см.). Это было небольшое, но блестящее и модное учебное заведение, куда поступали избранные ученики, по большей части из знатных фамилий. Здесь Р. Впервые познакомился со светской литературой. Мишле, В.

Гюго и Ламартин произвели на него особенно сильное впечатление. Так как в семинарии св. Николая не было философского класса, то Р. Перешел в 1842 г. В Исси (Issy), в отделение большой семинарии св. Сульпиция. Знакомство с немецкой философией нанесло первый удар его прежним верованиям. С этих пор "вечное fieri", метаморфоза без конца стала казаться ему законом мира — но он оставался еще католиком по чувству и намеревался сделаться священником, утверждая, что для этого нет надобности веровать во все то, чему будешь учить. В 1843 г. Он поступил, для изучения богословия, в семинарию св. Сульпиция и увлекся изучением еврейского языка, под руководством аббата Ле-Гира (Le Hir). В следующем году ему было поручено преподавание еврейской грамматики в семинарии и позволено слушать в университете лекции знаменитого археолога Катрмера.

Ле-Гир рассчитывал сделать из Р. Светило католической науки. Но занятия еврейским языком, положив начало научной карьере Р., привели к окончательному его разрыву с церковью. Историк, а не философ по натуре, Р., после ближайшего ознакомления с библейской критикой, окончательно признал невозможность для себя духовной карьеры, вышел из семинарии и не принял места преподавателя в духовной коллегии, только что основанной парижским архиепископом Аффром для сближения церковной науки со светской. На этот раз Р. Остался твердым в своем решении, несмотря на все увещевания своих прежних профессоров и руководителей. "Я не из тех, — читаем мы в его "интимных письмах", — которые решились никогда не изменять раз принятых воззрений, к какому бы научному результату они ни пришли.

Но в настоящее время я не могу верить в переворот, по крайней мере настолько сильный, чтобы привести меня к католической и священнической ортодоксальности". Чтобы как-нибудь материально устроиться, Р. Принял место репетитора в иезуитской подготовительной школе св. Станислава, но оставался там лишь три недели, так как руководители школы стесняли только что приобретенную им свободу мысли. Он перешел репетитором в пансион Крузэ, где близко сошелся с одним из своих учеников и почти сверстником, известным впоследствии ученым Бертело. Эта дружба не осталась без влияния на развитие Р. Несмотря на многочисленность занятий в пансионе, Р. Продолжал изучение восточных языков, в 1847 г. Сдал все университетские экзамены и получил место профессора философии в версальском лицее.

В том же году он представил в академию надписей рукопись своего первого ученого труда — "Истории семитических языков" ("Histoire générale des langues sémitiques"), который в свое время имел весьма важное значение не только по филологической эрудиции автора, но и как одна из первых попыток изучения народной психологии на основании языка. До 1848 г. Р. Мало интересовался политическими и социальными вопросами. Февральская революция произвела на него сильное впечатление, но не вызвала в нем особых симпатий к демократии. В книге. "Будущее науки" ("L'Avenir de la science"), составленной в конце 1848 и в 1849 гг., он проводит мысль, что нельзя желать торжества народа при его теперешнем состоянии, так как оно было бы хуже победы франков и вандалов.

Народ, однако, слишком силен, чтобы находиться в подчиненном положении. Поэтому необходимо поднять и просветить его. К этому времени относятся работы Р. "Eclaircissements tirés des langues sémitiques sur quelques points de la prononciation greque" (П., 1849) и "Sur l'étude du grec dans l'occident au moyen âge", за которые он получил от академии надписей командировку для научных занятий в Италию. К этому же времени относится первая мысль Р. О критической истории происхождения христианства. "Самая важная книга XIX столетия, — писал он тогда, — будет иметь заглавие. "Критическая история начал христианства" ("Histoire critique des origines de Christianisme"). Удивительный труд. Я завидую тому, кто его выполнит. Такая книга будет трудом и моего зрелого возраста, если только не помешает смерть или роковые внешние обстоятельства".

Восьмимесячное пребывание Р. В Италии возбудило в нем любовь к искусству и дополнило его развитие в эстетическом отношении, а научным результатом командировки была его докторская диссертация. "Averroës et l'Averroïsme" (П., 1852). Побывав около этого времени в Берлине, где его сестра была гувернанткой в одной семье, Р., по возвращении вместе с нею в Париж, получил место при национальной библиотеке. В 1855 г. Была издана его "История семитических языков". В следующем году он был избран членом академии надписей. За этот период времени он поместил целый ряд статей по морали и истории религии в "Journal général de l'instruction publique", в "Revue asiatique", в "Journal des Débats" и в "Revue des deux Mondes". Эти статьи были изданы им потом в двух сборниках.

"Etudes d'histoire religieuse" (П., 1857) и "Essais de morale et de critique" (П., 1859), создавших ему репутацию либерального философа. Около этого времени Р. Женился на племяннице известного художника Ари Шеффера и вступил в состав редакции "Journal des Débats". Журнальная работа не отвлекла Р. От научных занятий. Он перевел, с ученым комментарием, книгу Иова и Песнь Песней и написал "Nouvelles considérations sur le caractère général des peuples sémitiques" (П., 1859). В 1857 г. Умер Катрмер и в Collège de France освободилась кафедра еврейского языка и библейской экзегетики. Р. Был единственным возможным кандидатом на эту кафедру, но министерство не решалось предоставить ее заведомому еретику, и Наполеон III, взамен кафедры, поставил Р.

Во главе экспедиции, снаряженной для археологического исследования древней Финикии (1860). Результаты этой командировки, продолжавшейся около года, Р. Опубликовал в 1864 г. Под заглавием. "Mission de Phénicie". Его раскопки не особенно расширили наши сведения о Финикии. Но Р. Посетил Палестину, и под живым впечатлением виденных мест написал, во время экспедиции, "Vie de Jésus", в ее первоначальной форме, имея под руками только Новый Завет и сочинения Иосифа Флавия. По возвращении в Париж, Р. Был назначен профессором в Collège de France, но при условиях крайне для него невыгодных. Товарищи-специалисты считали его более литератором, нежели ученым, двор и церковь — еретиком, либералы — отступником, продавшимся Наполеону III.

Его вступительная лекция (изданная под заглавием. "De la part des peuples sémitiques dans l'histoire de la civilisation", П., 1862) была встречена враждебными возгласами, но окончилась шумной дружественной манифестацией слушателей, так как новый профессор смело и решительно изложил свои воззрения на начало христианства. Курс был приостановлен после первой лекции. Р. Протестовал особой брошюрой ("Chaire d'hébreu au Collège de France", П., 1862), но протест его остался без последствий. Тогдашний министр Дюрюи предложил ему променять кафедру на видное место в национальной библиотеке. Р. Отказался и был лишен кафедры императорским декретом (1864). Вскоре после того он напечатал несколько работ по еврейской эпиграфике, а также "Rapport sur les progrès de la littérature orientale et sur les ouvrages relatifs à l'Orient" (Париж, 1868).

В 60-х годах вышли и три первых тома его "Histoire des origines du christianisme", доставившей ему всемирную известность. "Vie de Jésus" (П., 1863), "Les Apôtres" (П., 1866) и "Saint Paul" (П., 1869). Как критик и исследователь, Р. Значительно уступает немецким ученым, на которых он весьма часто опирается. Его оригинальность, составляющая и сильную, и слабую сторону его произведений, состоит в художественной обрисовке деятелей и их среды. Опираясь на психологию современных религиозных людей и отчасти на свою собственную, тщательно изучив современную жизнь в Палестине (для этой цели Р. Совершил еще раз путешествие на Восток), Р. Пытается воссоздать в живой картине начало христианства и ранний период его истории.

Отсюда захватывающий интерес его книг, отсюда же и коренной их недостаток — крайний субъективизм и модернизация первоначального христианства и его деятелей. В конце 60-х годов Р. Сделал попытку вступить на политическое поприще. Он написал книгу, посвященную текущей действительности ("Questions contemporaines", П., 1868), и в 1869 г. Поставил в департаменте Сены и Марны свою кандидатуру в законодательный корпус. Как политик. Р. Был либеральным империалистом, в духе своего друга, принца Наполеона, и так резюмировал свою программу. "свобода, прогресс без революции и без войны". Избран он не был. В это время, со смертью Мунка, снова освободилась кафедра еврейского языка в Collège de France, и Р. Во второй раз поставил свою профессорскую кандидатуру, но безуспешно.

Это не помешало ему за несколько месяцев до падения Наполеона издать книгу ("Monarchie constitutionelle en France", П., 1870), в которой он решительно защищает конституционную империю. Война 1870 г., с ее последствиями для Франции, нанесла тяжелый удар Р., но не излечила его политического идеализма. Воспитавшись на немецкой философии, проникнутый глубоким уважением к немецкой науке, Р. Считал возможным примирение с Германией и в открытом письме к Дав. Штраусу, протестуя против отнятия у Франции Эльзас-Лотарингии, настаивал на необходимости совместного действия против общего врага цивилизации — славян, преимущественно русских. Штраус перевел письмо Р. И издал его, со своим ответом, в пользу немецких раненых, причем, подобно многим другим представителям немецкой науки, обнаружил такое настроение, при котором не могло быть и речи о примирении.

Под влиянием этого разочарования Р. Радикально изменил свою точку зрения по отношению к немцам и русским. С другой стороны, исход войны не уничтожил в Р. Доверия к либеральному цезаризму, который, по его мнению, лучше всего мог излечить раны Франции. Самым подходящим для этого человеком ему казался принц Наполеон. Коммуна усилила в Р. Глубокое недоверие к демократии. Свои политические впечатления Р. Изложил в книге "Réforme intellectuelle et morale" (П., 1871), самой характерной для Р., как политика. Во время коммуны Р. Жил в Версале и там обдумал свои "Dialogues philosophiques", с их презрением к толпе и требованием господства избранных, с их верой в торжество идеала, который будет богом и в то же время результатом эволюции.

Философия Р. Стоит не выше его политики. Отправившись в Рим, он написал здесь 4-й том своих "Origines" — "Antéchrist", за которым вскоре последовали и три остальных тома ("Les Evangiles", "L'église chrétienne", "Marc-Aurèle"), в которых сильно заметно влияние на автора последних событий, заставивших его обратить особенное внимание на социально-политическую сторону истории христианства. Между тем еще правительство национальной обороны назначило Р. На кафедру в Collège de France, что заставило его интенсивнее заняться историей древних евреев. Плодом этих занятий были. "Corpus inscriptions semiticarum (первый выпуск которого появился еще в 1867 г.), перевод Екклесиаста, с введением и комментариями, и "История народа израильского" (Histoire du peuple d'Israel", 5 том., П., 1893), второе главное основание всемирной известности Р.

Это последнее произведение отличается теми же достоинствами и недостатками, как и "Les Origines du christianisme". То же художественное воспроизведение прошлого в блестящей форме, тот же произвольный субъективизм в характеристиках, та же модернизация явлений прошлого. Как критик и исследователь, Р. И здесь значительно уступает немецким историкам, но превосходит их как художник. В 1879 г. Р. Был избран членом французской академии, в 1882 г. — президентом азиатского общества, в 1884 г. — администратором Collège de France. В 1883 г. Появились его "Souvenirs d'enfance et de jeunesse", очень важные для его ранней биографии и весьма характерные для его настроения в старости. Такое же значение имеют его "Feuilles détachées".

Между 1878 и 1886 гг. Появились его "философские драмы" ("Caliban", "L'Eau de Jouvence", "Le prêtre de Némi", "L'Abbesse de Jouarre"), в которых выразились его политические, религиозные и этические воззрения. Самые характерные черты этих драм — крайний скептицизм по отношению к некоторым нормам нравственности (в "L'Abbesse de Jouarre") и примирение с Калибаном, т. Е. С демократией. "По существу Калибан, — говорит Р., — оказывает нам более услуг, чем это сделал бы Просперо, реставрированный иезуитами и папскими зуавами". Р. Умер 2 (14) октября 1892 г.См. Pons, "Ernest R." (П., 1882). M-me Darmesteter, "La vie de E. R." (П., 1898).M. Корелин.В русском переводе из сочинений Р., помимо заграничного издания "Жизни Иисуса", имеются лишь мелкие произведения его, частью в виде отдельных брошюр ("О происхождении языка", Воронеж, 1886.

"Что такое нация", СПб., 1886. 2 изд., 1888. "Ислам и наука", М., 1888. "Место семитских народов в истории цивилизации", М., 1888. "Разорение Иерусалима", М., 1886) или журнальных статей ("Древние религии", в "Эпохе", 1864, № 7. "Конец античного мира", из "Marc Aurèle et la fin du monde antique", в "Деле", 1882, №№ 5 и 6. "Марк Аврелий" в "Заграничном Вестнике", 1882, № 1. "Иудаизм как раса и как религия", в "Восходе", 1883, № 4), частью в виде сборников ("Исторические очерки", под редакцией В. Чуйко, СПб., 1886. "Сборник мелких статей и речей", перевод В. Штейна, СПб., 1895), а также некоторые его рассказы ("Бретонка" в "Северном Вестнике", 1890, № 7. "Трепальщик льна", в "Русском Обозрении", 1893, № 5. "Эмма Козилис", ib., № 6).Литература о Р.

Desportes et Bournand, "Ernest Renan, sa vie et son œuvre" (П., 1892). E. Grant Duff, "Ernest R., in memoriam" (Л.,1893). Séailles, "Ernest R., essai de biographie psychologique" (П., 1894). G. Monod, "Les maîtres de l'histoire. R., Taine, Michelet" (П., 1894). Zeller, "Strauss und R." (в его "Histor. Vorträge und Abhandlungen", т. I). Allier, "La philosophie d'Ernest R." (П., 1895). Князь С. Н. Трубецкой, "Р. И его философия" ("Русская Мысль", 1898, № 3). Статьи Н. Страхова (в его "Борьбе с Западом"), А. Волкова ("Православный Собеседник", 1877, № 4), С-на ("Русское Обозрение", 1892, №№ 9 и 10), Л. Слонимского ("Вестник Европы", 1892, №№ 11 и 12). Характеристики Э. Зола ("Вестник Европы", 1878, № 5), Брандеса (перевод в "Деле", 1882, № 3), Леметра (перевод в "Русской Мысли", 1888, № 4).

Л. Слонимский, "Философские драмы Р." ("Вестник Европы", 1893, № 1). Статьи К. Арсеньева о "Калибане" ("Вестник Европы", 1879, № 1), об "Антихристе" (1875, № 12), о "Souv. D'enf. Et de jeun." (1883, № 9) и об "Истории Израильского народа" (1888, № 6 и 1891, № 5). Ю. Николаев, "Р., как беллетрист" ("Русское Обозрение", 1893, № 6). Аббат Гетэ, "Опровержение на выдуманную жизнь Иисуса Христа, соч. Э. Ренана" (пер. С французского, СПб., 1865). Берсье, "Царское достоинство Иисуса Христа, ответ Э. Ренану и Л. Толстому" ("Православное Обозрение", 1889, № 4). И. Яхонтов, "Изложение и историко-критический разбор мнения Р. О происхождении еврейского единобожия" ("Прибавления к Творениям св. Отцов", 1884, ч. XXXIII). С. Годлевский, "Р., как человек и писатель" (СПб., 1895).II(Эрнест, дополнение к статье)После изменения цензурных условий на русском языке появился в России ряд переводов книг Р.

"Жизнь Иисуса" — во многих изданиях. Единственный пока (сент. 1906 г.) полный перевод Святловского — изд. Пирожкова (СПб., 1906)..

Значения в других словарях
Рен-ле-Бэн

(Rennes-les Bains) — курорт во французском департаменте Оды. 5 железистых и соляных источников.. ..

Ренальдини

(Карло) — итальянский математик и физик (1615—1698). В молодости был инженером папской армии, потом профессором философии пизанского университета. В 1657 г. При основании во Флоренции Accademia del Cimento избран в число девяти ее членов. В 1667 г. После закрытия ее перешел в падуанский университет профессором математики и философии. В области математики обращают на себя внимание его труды по доставлению методу исчерпывания более общей и более систематической формы. Многих современников занимала..

Ренан (дополнение к статье)

(Жозеф Эрнест) — после изменения цензурных условий на русском языке появился в России ряд переводов книг Р. "Жизнь Иисуса" — во многих изданиях. Единственный пока (сентябрь 1906 г.) полный перевод Святловского — изд. Пирожкова (СПб., 1906).. ..

Ренанус

(Беатус Rhenanus, собственно Бильд из Рейнау в Эльзасе, 1485—1547) — один из наиболее выдающихся немецких гуманистов. Учился в Париже, долго жил в Базеле, где вступил в тесную дружбу с Эразмом. Позже поселился в Шлетштадте. Поддерживал оживленную переписку с выдающимися учеными своего времени. Подобно Эразму, Р. Относился к реформации весьма сдержанно. Как филолог, Р. Не только разыскивал новые рукописи древних авторов и определял их значение, но делал также конъектуры в случае недостаточности т..

Дополнительный поиск Ренан Ренан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ренан" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ренан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 5 символа