Рогожское кладбище

94

(официальное название — Р. Богаделенный дом) — центр московской общины старообрядцев-поповцев. Основание Р. Кладбища относится к 1771 г., когда во время свирепствовавшей в Москве чумы старообрядцам-поповцам отведено было для погребения умерших место за Покровской заставой, на земле, принадлежавшей Андроновской слободе (между дорогами Владимирской и Коломенской), и дозволено было построить там часовню для отпевания умерших. В 1776 г. Была возведена каменная часовня, более значительных размеров, а в 1791 г. Приступлено к сооружению на месте первоначальной деревянной часовни каменного храма, и хотя план его не был выполнен до конца (не было дозволено увенчать здание пятью куполами), здание все же вышло весьма просторное.

В 1804 г. Выстроена была третья, каменная часовня. Внутри все эти молитвенные дома были весьма богато обставлены. Р. Кладбище сделалось молитвенным центром московского старообрядческого мира. В начале 90-х годов прошлого столетия кладбище насчитывало 20 тыс. Прихожан, живших в Москве и окрестностях, в 1822 г. Число прихожан увеличилось до 35 тыс., а в 1825 г. Достигло 68 тыс. В 1812 г. Р. Поп Иван Матвеевич Ястребов скрыл все церковное имущество кладбища в вырытых для того ямах и сам остался охранять его, а после ухода французов еще до возвращения разбежавшихся жителей все водворил на своих местах. В царствование императора Александра I на Р. Кладбище всегда бывало несколько бегствующих священников, а потому к Р. Кладбищу тяготел весь мир поповщины.

В ограде кладбища были возведены приют для призреваемых, сиротский дом, училище для "Р. Подкидышей", дом умалишенных, приют для приезжающих, здания кладбищенской конторы, канцелярии, библиотеки (богатой редкими изданиями) и архива, а также несколько домов, принадлежавших частным владельцам — богатым старообрядцам, которые проживали здесь в дни говения. На кладбище было также несколько женских обителей, собравших крупные средства. Отсюда высылали "читалок" в богатые старообрядческие семейства чуть ли не по всей России. С изданием при императоре Николае I запретительных указов о бегствующих попах Р. Кладбище очутилось в стесненном положении и стало приходить в упадок. В декабре 1853 г. Умер поп Иван Матвеевич, которому многим обязано было кладбище.

Вскоре после его смерти часть прихожан, с Сапелкиным во главе, изъявила желание обратиться в единоверие, вследствие чего одна из часовен обращена была (23 сентября 1854 г.) в единоверческий храм. Прихожане Р. Кладбища разделились на церковных и часовенных. Впоследствии, впрочем, оказалось, что в значительном числе случаев в основе обращений было стремление к записке в купеческое сословие, на что старообрядцы с 1 января 1855 г. Не имели права. Около трети обращений последовало 30 и 31 декабря 1854 г., т. Е. В последние числа, назначенные для объявления купеческих капиталов. Уже в следующем году возникло несколько дел о мнимом обращении, причем было обнаружено, что единоверческое духовенство в некоторых случаях выдавало лишь свидетельства обращавшимся, не совершая никакого церковного акта.

Вскоре после Сапелкина вступил в единоверие последний Р. Поп, Петр Русанов. Совершение службы в старообрядческих часовнях на некоторое время прекратилось. С 21 января 1856 г., после появления священства австрийского согласия, на Р. Кладбище возобновилось совершение церковных служб полным чином. Когда об этом обстоятельстве дошло до сведения правительства, алтари в часовнях были запечатаны. После издания закона 3 мая 1883 г. Старообрядцы поставили в часовнях походные алтари, где отправлялись службы попами австрийского священства, но эти алтари приказано было снять. Несмотря на это, Р. Кладбище вновь достигло известного процветания.См. Мельников, "Исторические очерки поповщины". "Из записок Сапелкина" ("Русский Вестник", 1864, т.

54). Субботин, "К истории Р. Кладбища" ("Прибавл. Твор. Святых Отцов", 1882, № 1). "Эпизод из истории московского Р. Кладбища" ("Христианское Чтение", 1887, № 19). "Об устроении и освящении церкви в прежней часовне Р. Богаделенного дома" (М., 1855 и 1856). Статьи в журнале "Братское Слово" (1883, № 10. 1885, № 14. 1891, № 2).К. X..

Значения в других словарях
Рогожка

См. Хлопчатобумажные ткани и Переплетение нитей в тканях.. ..

Рогожное производство

В 1881 г. Было 69 Р. Фабрик, производивших изделий на 536 тыс. Руб., при 4997 рабочих, в 1892 г. Фабрик было 52, производство — 381 тыс. Руб., при 4351 рабочем, в 1896 г. Р. Фабрик было 127, с производством в 1280 тыс. Руб., при 7514 рабочих. На последние цифры не следует, однако, смотреть, как на доказательство роста Р. Производства. Они являются скорее следствием применения лучшей системы регистрации промышленных предприятий, принятой в настоящее время департаментом торговли и мануфактур. Есть..

Рогоз

(Typha Tourn.) — родовое название растений из семейства рогозовых. Известно до 12 видов, растущих в болотах тропических и умеренных стран. Это — многолетние травы, имеющие подземные ползучие корневища и пучок прямостоячих стеблей, с влагалищными узкими, тесьмовидными, длинными темно-зелеными листьями, расположенными по стеблю в два ряда. Стебель заканчивается удлиненным цилиндрическим, темно-коричневым, иногда прерванным початком, обыкновенно торчащим из воды. Цветки однополые, в верхней части п..

Рогозина

(стар.) — большой рогожный куль, служивший мерой сыпучих тел. Вес его был разный в разных областях и изменялся от материала, которым его насыпали. В XVI столетии 554 Р. Ржи равнялись 800 бочкам белозерским и ценились в 224 руб., а 128 рогож соли стоили 117 руб. ("Акты Юридич.", 445). В XVII в. Р. Заключала до 17 пудов соли. В "Полном Собрании Летописей" (VI, 173) есть известие, что Р. Называли в XV в. И рогожную покрышку товара в санях.В. Р—в.. ..

Дополнительный поиск Рогожское кладбище Рогожское кладбище

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рогожское кладбище" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рогожское кладбище, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 18 символа