Салутати
Коллуччо (Colutius Salutatus, Colluccio Salutati, 1331—1406) — один из самых выдающихся итал. Гуманистов второго поколения, родом из Флоренции. Изучал юриспруденцию в Болонском унив., но скоро погрузился в гуманистические занятия и с жаром принялся отыскивать рукописи древних авторов. Петрарка ревниво берег собранные им рукописи и очень неохотно ссужал ими друзей. С., наоборот, старался привлечь молодежь к изучению классиков и щедро раздавал свои рукописные сокровища. Едва ли не он первый начал сравнивать различные рукописи, с целью установить лучшее чтению. При Урбане V (1362—70) С. Был апостольским секретарем авиньонской курии. Затем был избран канцлером республики во Флоренции и сохранял этот сан до конца жизни.
С. — наиболее характерная фигура среди гуманистов переходной эпохи. Ни у кого старое средневековое миросозерцание не сохранилось в такой яркой форме и вместе с тем никто до него не отдавался делу гуманистической образованности в такой степени, как он. Старые и новые элементы уживаются в его произведениях порою вопреки вопиющему противоречию. С. Иногда чувствует это и делает большие усилия, чтобы примирить элементы отживающего мировоззрения с молодыми веяниями Возрождения. В трактате "De fato et fortuna", напр., он, с одной стороны, выставляет божество как причину причин, проповедует провиденциализм и детерминизм, ссылается на средневековые авторитеты, как Боэций, Авиценна, считает благочестие высшей добродетелью.
С другой стороны, в том же трактате бросается в глаза преобладание этического интереса над метафизическим, столь характерное для гуманизма, глубокая и искренняя любовь к древности, заставляющая его идти даже на рационализм (напр. В вопросе о гаданиях), не говоря уже о проповеди свободы воли бок о бок с принципом детерминизма. Другой его трактат, "De seculo et reilgione", сделал бы честь любому из теоретиков аскетизма XI в. Мир есть поле диавола, арена искушений, фабрика зла и порока, печальное веселье, ложная радость. Безумное ликование, озеро несчастий, крушение добродетелей, слепой путь, тюрьма, театр бесчестия, дом горя и т. Д. Жена и дети — цепи, привязывающие человека к греховному миру. Собственность — источник прегрешений.
Общество порождает пороки. Идеал общества — естественное состояние (aetas prima). Средство для спасения — католическая церковь. Идеал человека — монах, идеал человечества — монашество. И наряду с этим встречаются чисто гуманистические идеи. Католическая церковь превращается в средоточие греха, богослужение — в жалкую комедию. Мир, который предавался проклятию, объявляется созданием Бога и полным красоты. Человек — среднее между ангелом и животным. В нем есть задатки бесконечного совершенствования. Человеческая воля не только свободна, но и наклонна к добру. Задача человеческой жизни сводится к борьбе со злом, обильно рассыпанным вокруг человека. То же соединение гуманистического элемента с аскетическим наблюдается и в других произведениях С.
Его небольшая речь о Лукреции, написанная под очевидным влиянием бл. Августина, проводит новый принцип. Честь дороже жизни, ценность человека — в его достоинстве. Средневековый аргумент, что тело не может согрешить без участия духа, объявляется несостоятельным. Дидактический трактат "De laboribus Herculis" написан на мифологический сюжет. В трактате "Quod medici eloquentiae studeant" доказывается, что медику не следует быть узким специалистом. Он должен стремиться к широкому общему образованию. Тут С. Пошел дальше Петрарки. Трактат "De tyranno" характерен для политических взглядов Возрождения. Идеал С., как и идеал Боккаччио, — народовластие. К тирании оба относятся отрицательно, но С. Исследует юридические условия возникновения тирании и убийства тирана.
Тирания имеет место, когда власть захватывается вопреки праву и когда ею пользуются вопреки справедливости. В первом случае убивать можно безусловно, во втором нужен суд. С. Принадлежит еще латинская поэма "О войне Пирра с римлянами", до нас не дошедшая, несколько мелких рассуждений и письма, представляющие ценный материал для истории тогдашних отношений. См. А-др Веселовский, "Вилла Альберти" (М., 1870). Salmi, "Biografia di С. S." (Лукка, 1879). Novabi, "La giovinezza di C. S." (Турин, 1888). Mezières, "Pétrarque" (П., 1868). M. Корелин, "Ранний итальянский гуманизм и его историография" (М., 1892).А. Дживелегов..
Дополнительный поиск Салутати
На нашем сайте Вы найдете значение "Салутати" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Салутати, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 8 символа