Самоубийство

152

(Suicidium, Selbstmord, Suicide, Selfmurder). — B обыденной жизни и по терминологии статистики под словом С. Подразумевается сознательное или бессознательное прекращение своего существования, совершаемое человеком или посредством действий, направленных на причинение организму смертельных повреждений, или через поставление его в такие физические условия, при которых жизненные отправления организма немедленно или постепенно угасают. С точки зрения юридической и религиозной, понятие С. Обнимает собою только те случаи насильственного прекращения своей жизни, когда оно совершается умышленно и самопроизвольно, т. Е. Является последствием самоопределения человеческой воли, не обусловленного ни неотразимым давлением превосходящей внешней силы (напр.

Голода), ни омраченным психической болезнью душевным состоянием. Новейшие социологи, рассматривая С. Как явление общественной, а не индивидуальной жизни, частью, подобно юристам и богословам, выделяют С. Душевнобольных в область психологии и психиатрии, частью расширяют понятие С. Подведением под него тех случаев насильственной смерти, когда посягательство на собственную жизнь заменяется вынужденным или добровольным согласием умереть от руки другого лица. К разряду этих явлений могут быть отнесены, прежде всего, случаи героического самопожертвования или бесстрашного исповедания веры перед гонителями, создавшего мучеников первых времен христианства, давшего в средние века много жертв на костры инквизиции и проявляющегося, хотя и не столь часто, даже в новейшее время среди католических миссионеров на Дальнем Востоке и среди христиан, попавших в рабство к среднеазиатским варварам.

Сюда же принадлежат и некоторые другие случаи убийств, совершаемых с согласия или по требованию самой жертвы, напр. Закапывание воином на поле битвы смертельно раненного товарища по его настоятельной просьбе (Gnadenstoss), а также видоизмененное коллективное С. Нескольких лиц, из которых одно по соглашению с остальными сначала убивает их, а затем лишает жизни самого себя. С. В смысле сознательного действия не встречается у животных. Все случаи, приводимые противниками этого мнения, являются либо поэтическим вымыслом (вроде передаваемой Аристотелем легенды о коне, который в отчаянии от совершенного им кровосмешения покончил жизнь, бросившись в глубокую пропасть), либо неправильными выводами из поверхностных наблюдений над жизнью животных.

Если скорпион, окруженный горящими угольями, вонзает свое ядовитое жало себе в тело, то это действие является простым рефлексом животного организма, корчащегося в предсмертных страданиях под действием убийственного для него жара. Точно так же и змея, в неволе нередко отказывающаяся от всякой пищи, действует таким образом не вследствие сознательного предпочтения ею смерти продолжительным страданиям в плену, а под влиянием патологического состояния организма. Сознательное С., составляя достояние исключительно только одного человека, не может считаться продуктом новейшей цивилизации. Оно несомненно существовало и в доисторические времена, когда отдельные личности и семьи начали соединяться в роды, племена и т.

Д. Предположение это, на которое имеются указания в истории, вполне подтверждается наблюдениями над общественною жизнью современных нам диких племен. Стремление к самоуничтожению далеко не чуждо дикарям, но оно имеет у них, по-видимому, преимущественно альтруистический характер, яснее всего выражающийся в С. Больных и престарелых с целью избавить семью или род от тягостных забот о их пропитании. Таким же характером отличаются отчасти самосожигание вдов после смерти мужей и самоубийство рабов на гробницах своих повелителей. Здесь, однако, едва ли можно отрицать влияние обычая, приобретающего обязательную силу. С переходом первобытных племен к более совершенным формам гражданственности стремление к самоуничтожению не только не ослабевает, но даже усиливается.

У всех народов, достигших значительной степени культуры, наряду с С. Альтруистическим развивается стремление к самоуничтожению под влиянием мотивов чисто эгоистического свойства — переутомления жизнью (taedium vitae римлян), горя, обид, физических страданий, стыда, страха, любви и т. П. Общераспространенность С. Ясно отразилась в правовых обычаях и в законодательствах древних народов. В Греции С. Не считалось бесчестным деянием, но оно допускалось лишь с разрешения народного правительства, так как жизнь гражданина являлась как бы собственностью государства. Память ослушника-самоубийцы подвергалась бесчестию (атимия). Труп его лишался почетного погребения. В Риме С. По благородным мотивам признавалось похвальным и было даже возведено стоическою школой (Сенека) на степень добродетели.

По законодательству римских императоров преступным считалось только С., совершенное с целью избежания заслуженного наказания, и С. Воинов из низменных побуждений. Оно влекло за собой наказание в виде конфискации имущества, лишения почетного погребения и недействительности духовного завещания. Не только в отдаленные эпохи жизни древнего Востока, но и у нецивилизованных народов начала средних веков — германцев и славян — С. Считалось доблестью. Только христианство провело в жизнь воззрение на С. Как на богопротивное и потому безнравственное деяние, запрещенное заповедью Господней. "не убей". Отцами церкви оправдывалось лишь С., совершенное по Божьему велению (Самсон), и извинялось С. Девственницы, лишившей себя жизни для спасения целомудрия.

Все остальные случаи С. Влекли за собой лишение церковного погребения и отлучение от церкви. Строгие постановления церковных правил проникли и в средневековые законодательства Европы, считавшие С. Тяжким преступлением, и в особенности в практику того времени, изобретшую даже особое позорное наказание — предание земле трупа самоубийцы вместе с падалью (sepultura asinina seu canina). Строгие начала, проводившиеся средневековыми законодателями по отношению с самоубийцам, уступили после продолжительной борьбы только дружному напору философов XVIII стол. (Беккария). В настоящее время все западноевропейские государства, кроме Англии, окончательно исключили из числа преступлений как С., так и покушение на С. Соображения, вызвавшие такой поворот в правовом сознании народов, сводятся к следующим коренным положениям.

С. Не составляет нарушения прав государства, так как свободная личность человека не может быть предметом собственности. Преступлением называется нарушение чужих прав, а так как человек не может находиться в правоотношениях к самому себе, то соединение в одном лице субъекта и объекта преступления немыслимо. Наконец, исполнение наказания возможно только над живыми, а умершие вообще не подлежат суду человеческому. В допетровской России дела о самоубийцах, к категории которых относились также опившиеся вином, погибшие по собственной неосторожности и убитые при совершении разбоя или воровства, ведались в судах духовных. Наказание, налагавшееся за С., заключалось в запрещении отпевания и погребения на кладбищах и у церквей.

Воинский и морской уставы Петра Великого квалифицировали это наказание тем, что труп самоубийцы либо вешался за ноги, либо отдавался палачу, который волок его на "бесчестное место" и там закапывал. Солдаты и матросы, покушавшиеся на С. Из "подлых" мотивов, подлежали даже смертной казни. Доныне действующему законодательству оконченное С., коль скоро оно совершено не в безумии, сумасшествии или беспамятстве, влечет за собою недействительность духовного завещания и лишение христианского погребения (ст. 1472 Улож. О наказ, и 2 п. 1017 ст. 1 ч. Х т. Св. Зак.), а покушение христианина на С. Наказуется церковным покаянием по усмотрению духовного начальства (ст. 1473 Улож.). Лицо, склонившее к С. Или участвовавшее в нем доставлением к тому средств, подлежит, как пособник к предумышленному убийству, ссылке в каторжные работы на 10—15 лет (ст.

1475 Улож.). С., противореча прирожденному всем живым существам чувству самосохранения, давно уже поражало умы мыслителей своей противоестественностью, но только в XIX стол. Оно сделалось предметом строго научного изучения как в отношении к психическому состоянию отдельной личности, так и в качестве общественного явления. Долго господствовавшее мнение, будто бы С. Исключительно является последствием душевной болезни, окончательно подорвано новыми исследованиями психиатров, установивших, что значительная, если не большая часть С. Совершается в здравом уме и твердой памяти. Точно так же отвергнуто наукой излюбленное прежде выделение психопатических С. В особый вид душевной болезни (Selbstmordmonomanie) и установлено, что С.

Может быть последствием самых разнородных душевных заболеваний независимо от того, проявляются ли они в виде острого умопомешательства (напр. Белая горячка) или же и форме меланхолии и ипохондрии. Первый толчок к изучению С. В качестве явления общественной жизни дала наука средних величин, т. Е. Статистика. С поразительной ясностью она доказала, что в течение настоящего столетия количество С. В Европе повсеместно возрастает и притом как бы в заранее определенной прогресии. Так, во Франции на 1 миллион жителей приходилось С. В период времени с 1827 по 1830 г. По 54 в год, с 1856 по 1860 г. — по 110, с 1886 по 1890 г. — по 216, в 1892 г. — 242. То же самое установлено и для всех других государств Западной Европы, и даже весьма неполные и отрывочные статистические сведения о самоубийствах в России могут служить только подтверждением приведенного наблюдения.

Это явление не находит объяснения в естественном приросте народонаселения, так как последнее сравнительно с числом С. Увеличивается гораздо медленнее. В поступательном движении С. Каждый народ неизменно сохраняет свою особую прогрессию. Статистические цифры, собранные в одиннадцати государствах за время с 1866 по 1878 г., показывают, что в Италии в течение 13 лет коэффициент ежегодного увеличения числа С. Был значительно меньше, чем в прочих государствах. 2-е и 3-е место в этом отношении занимали попеременно Англия и Бельгия, 10-е оставалось постоянно за Данией, а 11-е — за корол. Саксонским, где, таким образом, наклонность к С. Прогрессирует всего быстрее. Ввиду важного значения С. В жизни современных обществ юная наука социологии поставила себе задачей изучение причин, влияющих на возрастание числа С., и законов, управляющих этим явлением.

Но выработанные социологами по настоящее время положения имеют, за некоторыми исключениями, лишь характер более или менее правдоподобных гипотез. Основываясь на том факте, что С. Достигает наибольшей напряженности в умеренно холодном поясе Зап. Европы (в России тенденция к С. Также всего выше в губерниях западных, столичных, прибалтийских и малороссийских, понижаясь в сев. И южных окраинах империи), Морзелли полагает, что С. Находится в зависимости от климата. Но это вывод безусловно ошибочный, так как полоса наиболее частых С. В течение исторического периода не всегда занимала упомянутое географическое положение и центры ее перемещаются даже у нас на глазах. Не менее шатки все выводы, опирающиеся на наследственных особенностях четырех племенных типов, населяющих Европу.

Хотя германские народности как будто более склонны к С., нежели славяне, но и среди последних заметны самые резкие колебания. В Чехии на 1 милл. Жит. Лишают себя жизни 158 чел., а в Далмации — всего 14, т. Е. В 11 раз меньше. Точно так же не может быть объяснено племенной наследственностью то поразительное различие, которое наблюдается в скандинавских странах. На 1 милл. Жит. Приходится С. В Норвегии — 65, в Швеции — 125, в Дании — 251. Зависимость массовых и коллективных С. От влияния подражательности доказывается многочисленными случаями (самосожигание русских раскольников, С. Инвалидов во Франции и т. И.). Но заразительность примера в этом отношении проявляется лишь спорадически, в опредленной местности и в известные исторические моменты, так что ею нельзя объяснять увеличение общей тенденции к С.

Пьянство (алкоголизм) оказывает, по-видимому, только косвенное влияние на общее число самоубийств, увеличивая ряды душевнобольных и неврастеников, среди которых случаи С. Сравнительно часты. Наряду с приведенными явлениями, не имеющими заметного влияния на колебание статистических цифр С., существует ряд причин, от которых несомненно зависит число С. Сюда относятся. Пол и возраст. Быстрый рост населенных центров. Времена года и часы дня. Религия и образование. Брачный союз и семья. Экономические кризисы и улучшение народного благосостояния. Повсеместно в Европе число С. Между женщинами значительно меньше, чем между мужчинами. В России в 1870—73 г. На 100 самоубийц приходилось только от 19,6 % до 20,4 % женщин. Сравнительно с мужчинами тенденция женщин к С.

Равняется во Франции 1/3, в Англии 1/3—1/2, в Испании 2/5. Что касается влияния возраста, то статистика установила поразительную закономерность в движении цифр. Начиная с 16 лет и до 80 тенденция к самоуничтожению постоянно возрастает. Во Франции (1835—44 гг.) 16—20-летний возраст давал на 2 милл. Жит. Обоего пола 88,2 С., а 70—80-летний возраст — 409,1, в корол. Саксонском в 1847—58 гг. На 295 молодых самоубийц приходилось 1214 случаев С. Стариков и старух от 70 до 80 лет. У детей С. Встречается сравнительно редко. За время с 1869 по 1878 г. Насчитывалось в Петербурге 57, в Москве 40 случаев С. Детей в возрасте от 8 до 16 лет. В виде исключения в больших городах Западной Европы наблюдались отдельные случаи С. Даже 5-летних детей.

Быстрый рост густонаселенных городов имеет вредное влияние не только на детей, но и на взрослых. Тенденция к С. В столицах за 1875—78 г. Превышала общую тенденцию всего государства. В Лондоне на 22 %, в Берлине на 83 %, в Вене на 119 %, в Париже на 151 %, в Петербурге почти на 263 %. Данные о С. По временам года и часам дня указывают нам на какую-то связь между космическими законами, управляющими нашей планетной системою, и колебаниями в напряженности тенденции к С. Для всей Европы установлен тот факт, что начиная с января месяца по июнь пропорция С. Постепенно возрастает, а с июля падает, достигая минимума в декабре. Так как самое жаркое время приходится на июль и август, а не на июнь, и самое холодное — на январь, а не на декабрь, то из этого следует, что разница в летней и зимней температуре не оказывает никакого влияния на тенденцию к С.

Между тем при сравнении изменений этой тенденции зимою, весною, летом и осенью с продолжительностью дня и ночи в разные времена года оба явления поражают своим параллелизмом. Не только период наиболее напряженной наклонности к С. Совпадает с самыми продолжительными днями в году, но даже самая быстрота увеличения пропорции С. Точно соответствует более быстрому приросту дня с января по апрель и менее быстрому с апреля по июнь. То же самое совпадение, но в обратном смысле обнаруживается в периоды медленного и быстрого сокращения продолжительности дня. Влияние количества светлых часов в сутки на напряженность наклонности к С. Подтверждается еще тем наблюдением, что во все времена года более 3/4 всех С. Совершается днем и ранним вечером и только около 1/4 ночью (в Париже.

Днем 2094 С., вечером 766, ночью 658). При распределении С. По третям месяца и по дням недели оказывается, что большая часть С. Приходится на начало, а меньшая — на конец означенных периодов. Статистикой давно отмечено, что различные вероисповедания дают далеко не одинаковый процент С. В Австрии на 1 милл. Жит. Приходится 642 С. Между протестантами, 590 между православными, 524 между католиками и 159 между евреями. В Швейцарии независимо от принадлежности населения к тому или другому племени католические кантоны дают в 4 раза менее С., чем протестантские. В России нет достоверных сведений по этому предмету, но тем не менее не подлежит сомнению, что православные менее склонны к С., чем раскольники, среди которых и по настоящее время бывают случаи коллективного С.

(см. Самоистребление). При всем том всякие выводы о непосредственном влиянии религии на наклонность к С. Потому уже сомнительны, что распространенность разных вероисповеданий в отдельных государствах часто соответствует большему или меньшему развитию в них народного образования. Но и народное образование, как высшее, так и первоначальное (интенсивное и экстенсивное), не может считаться причиной, действующей на пропорцию С. Хотя в королевстве Саксонском, где количество учащихся превысило число детей школьного возраста, С. Действительно приняло ужасающие размеры, но, с другой стороны, у французских и германских евреев, опередивших в стремлении к образованию даже саксонских немцев, вовсе не замечается увеличенной наклонности к самоуничтожению.

Большинство исследователей признают более слабую тенденцию к С. Между лицами живущими в браке, чем между безбрачными (отношение 10:16). Но, по мнению Дюркгейма, предохранительное действие брака проявляется с большей силой в многочленных семьях, чем в бездетных супружествах, и ограждает в большей степени мужа, чем жену. Постоянно увеличивающаяся неустойчивость экономической жизни культурных народов имеет весьма сильное влияние на тенденцию к С. Не только во времена неожиданных торговых и промышленных кризисов, но и в периоды внезапного подема народного благосостояния замечается быстрое увеличение процента самоубийств. Венский кризис 1873—74 г., крах французского банка Бонту, точно так же как и быстрое развитие промышленности и торговли в Италии — после занятия Рима, а в объединенной Германии — после получения от Франции 5-миллиардной контрибуции повлекли за собою быстрое повышение уровня С.

Крупные политические события и перевороты оказывают различное влияние. В распадающейся Древней Греции, в Риме времен императоров, во Франции накануне революции стремление к С. Увеличилось. Наоборот, в годины народного испытания, какими для Дании была война с Австрией и Пруссией, для Франции — война с Германией, наблюдалось противоположное явление. Весьма странным и до сих пор не разъясненным следует признать тот несомненный факт, что во всех европейских войсках, в особенности между офицерами и унтер-офицерами, стремление к С. Значительно сильнее, чем в остальном населении данного государства. Уровень С. В военном сословии в 1876—90 г. Превышал уровень их в остальном населении во Франции в 1 ¼ раза, в Италии в 5 1/5 раза, в Австрии даже в 10 раз.

По устаревшим данным о России, у нас наблюдалось то же самое (332 С. На 1 милл.). При тщательном, хотя еще далеко не законченном изучении приведенных статистических данных социология весьма скоро пришла к убеждению, что, несмотря на кажущуюся их разнородность, между ними все же имеется внутренняя, неразрывная связь, указывающая на существование общего закона, который, управляя всеми колебаниями в наклонности к самоуничтожению, наглядно отражается в явлениях, подсчитываемых статистикой. Так как все христианские вероисповедания в равной степени осуждают С., а наука изыскивает и находит новые средства к сохранению жизни человека, то усиленная тенденция к С., замечаемая у протестантских народов, не может находиться в причинной зависимости ни от религии, которую они исповедуют, ни от высокой сравнительно степени образования, на которой они находятся.

К аналогичному выводу пришла социология, исследуя все остальные мнимые причины усиления наклонности к С. — влияние пола и возраста, космических условий, экономических кризисов и т. Д. Все эти причины низведены в настоящее время на степень простых явлений, дающих, однако, богатый материал к изучению, путем индуктивного метода, физиологического и патологического состояния социальных организмов. Социологи согласны в том, что общественный организм в настоящее время переживает период хронического заболевания и что причину этого заболевания следует искать в ненормальном состоянии нашей современной цивилизации. Под влиянием небывалого развития торговли и промышленности, при постоянно усложняющейся дифференциации общественных отношений, в быстро вращающемся круговороте противоположных интсресов и стремлений, требующих крайнего напряжения умственных и физических сил, вековая борьба за существование обострилась до крайних пределов и стала для многих непосильной.

В этой неравной борьбе слабохарактерные и малоэнергичные заранее обречены на верную гибель — и они либо гибнут медленно, от нищеты, от физических и душевных болезней, либо находят быстрый исход в С. Этою беспощадностью нашего социального строя объясняются почти все разнородные явления, отмеченные статистикой С. Женщины, в особенности дети, принимают менее участия в борьбе за существование, нежели мужчины и взрослые, — и, следовательно, должны давать и дают меньший процент С. Летом и днем совершается наибольшее число С. Именно потому, что пульс коллективной жизни в это время бьется сильнее и продолжительней. По той же причине С. Насчитывается более в культурных, чем в малокультурных странах, в больших городах — чем в деревне, во время внезапного упадка или подъема народного благосостояния — чем при ровном течении экономической жизни и т.

П. Изучая вредное влияние социального строя на тенденцию к С., социологи задались мыслью изыскать средства к уврачеванию этого зла. Одни советуют прибегнуть к системе устрашения и возвратиться к прежним бесчещащим память самоубийцы наказаниям. Другие видят единственное спасение в таком воспитании подрастающего поколения, которое развило бы в нем нравственную энергию и самодеятельность. Французский социолог Дюркгейм старается разрешить тот же вопрос совершенно иным образом. По его мнению, новейшая цивилизация потому столь благоприятствует наклонности к С., что она разрушила все прежние общественные организации, не дав взамен их какого-либо иного эквивалента. Образованная на строго иерархическом начале релизиозная община, крепко сплоченная семья и не менее крепко сплоченные ремесленные и торговые корпорации служили в прежнее время носителями той всемогущей власти, которая, умиряя и регулируя борьбу за существование, сдерживала и обуздывала чрезмерное развитие индивидуальных страстей и стремлений.

Протестантство уничтожило непоколебимость религиозного догмата и власть церковной иерархии, а великая революция стерла с лица земли все остальные регулирующие общественную жизнь организации, заменив их отвлеченной идеей общегосударственных интересов. Естественным последствием этой социальной ломки явилось неограниченное господство индивидуализма без поддерживающего и сдерживающего воздействия высшей коллективной воли. Оно доводит человека до крайнего проявления эгоизма — С. Из-за себя и для себя. Заканчивающееся в настоящее время распадение (дезинтеграция) прежней социальной организации и обусловленное им нравственное оскудение современного общества может быть, по мнению Дюркгейма, устранено только коренным преобразованием всего социального строя.

Единственное средство к оздоровлению больного организма он видит в регулировании профессионального труда особыми кооперативными корпорациями. Если, однако, школа, как полагает Дюркгейм, потому не в силах воспитывать юношество в духе альтруизма, что она сама, как часть эгоистического организма, насквозь пропитана этим ядом, то по той же причине предлагаемые им кооперативные корпорации едва ли будут обладать большим запасом нравственной энергии и альтруизма, чем породившее их эгоистическое общество нашего времени. Приходится пока возлагать надежды на воспитательное влияние тех взглядов, по которым развитие и счастье личности зависят от развития и счастья всего общества. — Статистика в большинстве стран старательно отмечает личные мотивы самоубийц, но материал этот не проливает никакого света на общественные вопросы, а для психиатров по своей неточности и неполноте бесполезен.

Точно так же и статистический подсчет разных способов самоубийства не имеет научного значения. Избрание того или другого способа С. Зависит исключительно от случайного совпадения различных субъективных и объективных условий. Пол, возраст, занятие, нищета, душевное состояние, степень образования — все это влияет на выбор того или иного средства. Самым распространенным в Европе способом С. Считается самоповешение. Затем следует самоутопление. Кроме того, существует бесконечный ряд самых разнообразных средств к самоуничтожению. Огнестрельное и холодное оружие, яд, удушливые газы (угар), прыжок с высоты, механическая сила машин (железнодорожные поезда) и т. Д. При обдуманном С. Психически здоровый человек обыкновенно избирает тот способ, который, по его мнению, вернее и быстрее ведет к цели, причиняет менее страданий и наиболее соответствует его личным взглядам на сословную честь и порядочность.

Химики, фармацевты, фотографы прибегают к быстродействующим ядам (цианистый калий, хлороформ). Военные пользуются преимущественно огнестрельным оружием. У механиков, кузнецов, сапожников, цирюльников излюбленными орудиями являются привычные им режущие и колющие инструменты. Прачки и служанки нередко отравляются пятновыводной жидкостью. Лица, страдающие душевной болезнью и находящиеся в аффекте или нищете, прибегают к тем средствам, которые у них ближе всего под рукою. Выбрасываются из верхних этажей зданий, топятся, вешаются. Дети по своей беспомощности также избирают легчайшие способы С. Так, напр., в полицейских сведениях по Петербургу отмечено 7 случаев покушения на С. Детей (от 8 до 14 лет), бросившихся в люк отхожего места.

Ср. Morselli, "Il Suicidio" (1879). Durkheim, "Le suicide" (1897). Oettingen, "Die Moralstatistik" (3 изд. 1882). А. В. Лихачев, "Самоубийство в Западной Европе и Европейской России" (1882). H. С. Таганцев, "О преступлениях против жизни" (1870). Westcott, "Suicide, its history, litterature" (1885). Legoyt, "Le suicide ancien et moderne" (1881). Возрастание числа самоубийств в европейских государствах.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Число самоубийств на 1 милл. жит.  | % среднего || Государства и периоды |---------------------------------------------------------| ежегодного || наблюдения.  | В первое  | В последнее | возрастания  || | пятилетие | пятилетие | самоубийств.

|| | периода. | периода. | ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Испания (1856—70)  | 14,5 | 17,0 | +1,050 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Россия (1819—75) | 17,6 | 29,0 | 0,880 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Италия (1864—77)  | 30,8 | 36,8 | 1,279 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Англия (1830—76) | 62,8 | 66,3 | 0,117 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Бельгия (1831—75) | 39,0 | 68,5 | 1,259 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Норвегия (1826—73) | 80,0 | 75,0 | —0,122 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Швеция (1750—1875) | 12,0 | 81,0 | +1,153 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Бавария (1841—76)  | 55,0 | 90,5 | 1,392 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Пруссия (1816—75)  | 70,2 | 133,1 | 1,075 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Ганновер (1825—74) | 83,0 | 140,0 | 1,046 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Франция (1826—75) | 54,0 | 150,0 | 2,064 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Вюртемберг (1841—76) | 107,0 | 162,4 | 1,159 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Австрия (1819—77) | 32,0 | 211,7 | 2,829 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Дания (1836—76) | 218,0 | 258,0 | 0,371 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Саксония (1836—77) | 150,0 | 311,4 | 1,754 |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Деление Европ.

России по наклонности к самоубийству.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | На 1 милл. жит. | || | приходилось самоубийств | Процентная разница  || Области России.  | в год. | между обоими || |--------------------------------------------| периодами. || | 1834—41 | 1874—77 | ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Западная Россия | 52 | 40 | —23 %  ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Средняя Россия | 26 | 32 | +23 % ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Южная Россия  | 24 | 25 | +40 % ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Северная Россия | 16 | 25 | +56 % ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Восточная Россия | 12 | 18 | +50 % |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- На 1 милл.

Жит. Приходилось самоубийств:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|  | | В каком порядке следуют ||  | Периоды наблюдения | государства по количеству || Государства. | | самоубийств. ||  |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------||  | 1866—70  | 1871—73  | 1874—78  | В 1-ый | Во 2-й | В 3-й ||  | годы. | годы. | годы. | период.  | период. | период. ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Италия | 30 | 35 | 38 | 1  | 1 | 1 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Бельгия | 66 | 69 | 78 | 2  | 3 | 4 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Англия | 67 | 66 | 69 | 3  | 2 | 2 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Норвегия  | 76 | 73 | 71 | 4  | 4 | 3 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Австрия | 78 | 94 | 130 | 5  | 7 | 7 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Швеция | 85 | 81 | 91 | 6  | 5 | 5 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Бавария | 90 | 91 | 100 | 7  | 6 | 6 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Франция  | 135 | 150 | 160 | 8  | 9 | 9 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Пруссия | 142 | 134 | 152 | 9  | 8 | 8 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Дания | 277 | 258 | 255 | 10 | 10 | 10 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Саксония | 293 | 267 | 334 | 11 | 11 | 11 |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Наклонность к самоубийству в связи с вероисповеданием.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| На 1 милл. жит. данного | Протестанты  | Католики | Евреи || исповедания приходилось  | | | ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Австрия, 1852—59 | 79,5 | 51,3 | 20,7 ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Пруссия, 1869—72 | 187 | 69  | 96 ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Вел. герц. Баден, 1878—  | 242 | 170 | 210 || 1888  | | | ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Бавария, 1884—91 | 224 | 94  | 193 ||---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Вюртемберг, 1881—90 | 170 | 119 | 142 |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Соотношение между самоубийством и семейным положением во Франции.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Среднее число | Самоубийства на 1  || В 86 департаментах.

| членов в 100 семьях | милл. жит. 1878—87.  || | 1886 год. |  ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| 1 группа (11 департ.) | 347  | от 430 до 380 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| 2 " (6 департ.) | 360  | " 300 " 240  ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| 3 " (16 департ.) | 376  | " 230 " 180  ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| 4 " (18 департ.) | 393  | " 170 " 130  ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| 5 " (26 департ.) | 418  | " 120 " 80 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| 6 " (10 департ.) | 434  | " 70 " 30 |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Самоубийство в больших городах.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| В 1876—78 г. на 1 милл. жит. приходилось.

||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| В  | В  | В Париже | В Вене | В Берлине | В | В С.- | В Лондоне || Лейпциге  | Дрездене | |  | | Мюнхене  | Петербурге | ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| 487  | 365  | 359  | 285 | 278  | 176  | 136 | 84  |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.

Значения в других словарях
Самострел

(стар.) — название лука, вделанного в деревянную соху (приклад) с полосою (ложею). При стальном луке тетива С. Делалась из толстой веревки или из воловьих жил и спускалась с помощью особого ворота, который назывался коловратом самострельным. Величина С. Была иногда необыкновенна. У половецкого хана Кончака "бяху луци тузи самострелнии, одна 50 мужь можашет напрящи". С. Употреблялись для бросания стрел и камней (напр. Под Москвой Тохтамышем в 1382 г.) и были московского и псковского дела, "больши..

Самосуд

Расправа с преступником, застигнутым на месте преступления или преследуемым по горячим следам, со стороны лица, потерпевшего от преступления. В такой расправе принимают участие и лица посторонние, но во всяком случае помимо законом признанной власти. С. Над преступниками, соответствующий американскому суду Линча (см.), довольно распространен в крестьянской среде. Описания самосуда, встречающиеся в печати, не дают полного понятия о его распространенности. Они относятся лишь к случаям исключительн..

Самоуправление

Iинститут государственного права. Термин С. (Selbstverwaltung. По-франц. Нет соответственного слова) на континенте Европы довольно нового происхождения (в Германии с 1850-х гг., в России с 1860-х гг.) и представляет перевод англ. Selfgovernment. Как указывает самое словообразование, он обозначает управление каким-либо кругом дел самими заинтересованными гражданами (непосредственно или через посредство избранных ими органов), без вмешательства посторонней власти. В широком смысле С. Имеет место в..

Самоуправление (дополнение к статье)

С. В России, земское и городское, в последние годы XIX века и первые XX века, все более и более стеснялось правительством (особенно во время министерства Плеве), видевшим в "земцах", т. Е. В гласных земства, и в "третьем элементе", т. Е. В служащих в земствах, опасную в политическом отношении группу. Все либеральные и радикальные элементы русского общества, напротив, были горячими сторонниками развития местного С. Для них в последние годы особенно выдвинулся в вопросе о С. Один частный вопрос. В..

Дополнительный поиск Самоубийство Самоубийство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Самоубийство" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самоубийство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 12 символа