Свайные постройки

137

(Pfahlbauten, palafittes, habitations lacustres) — так называются жилые помещения, построенные на сваях, над водой, в озерах, реках, более спокойных морских бухтах, а местами и на суше, в болотистых, подверженных наводнениям местностях, иногда же, по-видимому, и при отсутствии таких условий, по унаследованной привычке, из подражания предкам, имевшим основательные поводы предпочитать подобный способ постройки жилищ. Одним из первообразов таких построек могли быть у первобытных людей, особенно в тропической области, в лесах, изобилующих деревьями-великанами, жилища на деревьях. Тропические леса (в Африке, на о-ве Борнео) служат местопребыванием многочисленных видов обезьян, в том числе и крупных антропоморфных — гориллы, шимпанзе, оранга, — устраивающих свои логовища на толстых сучьях исполинских деревьев.

Хотя одно из наиболее существенных отличий физического типа человека — его способность к вертикальному хождению — могла выработаться только при условии жизни преимущественно на земле, а не на деревьях, при постепенном приспособлении к хождению исключительно на нижних конечностях, вследствие чего только и могло развиться большее обособление рук и их усовершенствование как орудий, приспособленных не к одному хватанию, но к более разнообразной и сложной работе, тем не менее, пользование деревьями, как более безопасными убежищами, могло еще долго сохраняться у человека и временами, в смысле как бы некоторого атавизма, проявляться в предпочитании деревьев для своего ночлега, укрытия от непогоды, опасности и т.

Д. Жилища на деревьях были найдены и в лесах тропической Африки, и у некоторых первобытных племен Индии. С другой стороны, намеком на этот способ убежища служит и бывший весьма распространенным обычай хоронить на деревьях, втаскивая завернутый в шкуры, луб, рогожи труп на древесный ствол и привязывая его там к толстой ветви. Такой обычай был встречен в различных частях света, начиная от Австралии и южной Азии до Якутской области и страны северо-американск. Индейцев. Он сохранялся, местами, и в областях безлесных, где вместо похорон на деревьях устраивались помосты на четырех столбах, и на такой помост, иногда в деревянном ящике-гробнице, помещалось тело умершего. Подобным же образом обычай устраивать себе жилище на деревьях мог преобразоваться в обычай воздвигать искусственные помосты на столбах и пользоваться затем этими помостами для постройки на них примитивных шалашей или хижин.

Этим достигалось то удобство, что жилища могли быть просторнее и рядом могли помещаться многие семьи, в отдельных шалашах. Кроме того, жилища перестали уже быть связанными с местом роста крупных деревьев и могли возникать везде, где представлялись большие удобства в смысле добывания пищи и сношений, при сохранении преимущества трудной доступности для врагов. В настоящее время мы встречаем еще такие жилища на сваях в некоторых местностях Новой Гвинеи, где папуасы селятся по преимуществу в тихих морских бухтах, в некотором отдалении от берега, на сваях. Такая свайная деревня большей частью бывает соединена с берегом мостками, легко разбираемыми в случае ожидаемого нападения. Жилища даяков о-ва Борнео также построены на сваях, местами имеющих до 20 фут.

В высоту (обыкновенно — ниже), но не на воде, а на суше, и притом часто в грандиозных размерах. Главная хижина — общественный дом, в котором живет неженатая молодежь, — имеет иногда до 500 фут. В длину. Перед хижинами, на помосте, идет длинная и широкая веранда, на которой обедают, отдыхают, устраивают собрания, и с которой сходят на землю по столбу с зарубками, заменяющему лестницу. Этот обычай строиться на сваях объясняют преимуществом его в смысле защиты от нападений, безопасности от наводнений и от проникновения ядовитых гадов. С подобным обычаем селиться на сваях мы встречаемся кое-где и в более культурных местностях, особенно среди рыбачьего населения, а в прежние времена он имел более широкое распространение.

Геродот рассказывает о народе пэонов, жившем на Празийском озере, во Фракии, что жилища их устроены на сваях, на высоком помосте, сообщающемся узкими мостками с берегом. Сваи вбиваются ими сообща, причем каждый, женясь, должен вбить новые три сваи — а каждый берет там много жен. У каждого есть на помосте хижина и подъемная дверь, открывающаяся к воде. Малых детей привязывают веревкой за ногу, чтобы они не свалились в воду. Лошадям и рогатому скоту дают в пищу рыбу. Рыбы там столько, что стоит только спустить в озеро на веревке пустую вершу — и она через короткое время наполняется рыбой. Что описание Геродота не было пустой басней, доказало открытие 40 — 45 лет тому назад в Швейцарии, на тамошних озерах, следов многочисленных древних поселений на сваях.

Зимой 1854 г., вследствие необычно низкого стояния воды в Цюрихском озере, обнаружились в нем кое-где сваи, и ранее бывшие, впрочем, известными местным рыбакам. Прибрежные жители вздумали воспользоваться этим обстоятельством, чтобы отвоевать себе у озера лишней земли, захватив занятое сваями пространство и отделив его плотиной. При этих работах, копаясь среди остатков свай, они стали находить обделанные камни, кости, черепки. Это обратило внимание местных археологов (в особенности Келлера), которые и занялись здесь тщательными поисками. Среди оснований свай, в иле и торфе, в так наз. "культурном слое", было найдено множество остатков древнего быта, и притом несомненно доисторического, эпохи каменного века.

Найдены были каменные топоры, иногда в рукоятках из дерева или оленьего рога, долота, ножи, наконечники копий, дубовые палицы, костяные шилья, черепки глиняной посуды, грузила от неводов и т. П. Впоследствии усиленные поиски в этом направлении привели к открытию подобных же С. Построек в других озерах Швейцарии, причем изучение найденных в их культурном слое остатков дало возможность составить не только представление о различных эпохах быта их древних обитателей, но и об их обстановке, об окружавшей их флоре и фауне. Весьма многие из этих построек погибли, очевидно, от пожара, что и благоприятствовало сохранению в большем числе и в большей сохранности предметов быта. Случавшиеся от неосторожности или от намеренного поджога (напр., подкравшимися ночью врагами) пожары заставляли жителей думать только о спасении, захватывая лишь кое-что.

Все остальное оставлялось на месте и падало во время пожара на дно озера. Камню при этом, конечно, ничего не делалось, а другие предметы хотя и обгорали, но, попадая в воду, в ил, могли сохраниться там в течение неопределенного времени, причем обугливание только предохраняло их от гниения. Этим объясняется, почему могли сохраниться не только многие костяные и глиняные предметы, но даже такие, как веревки, куски рогож и тканей, обугленные плоды, семена и т. П. В результате явилась возможность воссоздания, до известной степени, целой культурной эпохи или даже нескольких эпох, и выяснение, отчасти, путей распространения древнейших культурных влияний. Из сопоставления всех относящихся сюда данных можно было вывести заключение, что, начиная с каменного века, во многих местностях Зап.

Европы существовал обычай устраивать жилища на сваях, в озерах. Кроме Швейцарии, следы таких поселений были открыты в сев. Италии, в юго-восточной Франции (Савойе), в озерах (и болотах) Баварии, Пруссии, Ирландии, Австрии. Начавшись в неолитическую эпоху каменного века, обычай этот продолжал существовать и в эпоху металлов, в медный, бронзовый, а отчасти и в железный век, доходя местами до исторической эпохи, даже до XII и позднейших веков. В эпохи процветания этого обычая, С. Поселения были весьма многочисленны и обширны. На некоторых озерах найдены следы десятков свайных деревень, построенных иногда на десятках или даже на сотне тысяч свай. Наиболее обычным способом было вбивание свай в дно озера. Сваи эти, в эпоху каменного века, состояли из древесных стволов, грубо заостренных на одном конце каменным топором, на манер плохо очищенного карандаша.

В некоторых случаях применялся иной способ постройки. Набрасывался на дно толстый слой камней, или делался плот, нагружался камнями и опускался на дно, на него второй такой же плот, потом третий, так что получался искусственный остров. Наконец, иногда вбивались местами сваи, а промежутки заваливались камнями, или сваи втыкались между камней. На сваях устраивался помост из бревен (стволов), а на нем воздвигались хижины из стоек, забранных прутьями, обмазанных глиной и прикрытых сверху соломенной крышей. В культурном слое нередко находили куски обожженой глиняной обмазки, с отпечатками на них прутьев. Хижины были, по-видимому, отчасти круглые, но, вероятно, чаще четырехугольные. Остов одной такой хижины найден в торфяниках верхней Швабии, около Шуссенрида.

Помосты соединялись с берегом мостками. Жители занимались рыболовством, а также охотой на суше, как то доказывают многочисленные разбитые кости животных, найденные в культурном слое и представляющие собой остатки от трапезы. Эти кости принадлежали благородному оленю, лосю, первобытному быку, зубру, кабану, медведю и т. Д., а также многим видам птиц, что указывает на тогдашнее богатство швейцарских лесов дичью, ныне уже большей частью давно там истребленной. Неолитическое население Швейцарии не находилось уже на степени дикарей звероловов. Рядом с костями диких животных найдены и кости многих домашних, как-то собаки, свиньи, козы, овцы, крупного рогатого скота. Не было еще только лошади и кошки, а может быть и курицы.Кроме того были найдены следы земледелия, остатки культурных растений, а именно три сорта пшеницы, из которых один походит на пшеницу (Tãticum turgidum), сохранившуюся в египетских пирамидах.

Найдено также несколько сортов ячменя и проса. Не встречено вовсе ни ржи, ни овса. Попадаются косточки вишен, зерна малины, ежевики, скорлупа орехов и желудей, остатки тканей и сетей из льна. Немногие найденные черепа жителей С. Построек принадлежат к длинноголовым. Есть некоторые основания думать, что население С. Построек принадлежало к индогерманскому племени и что оно, в породах своих домашних животных и разводимых растений, находилось под культурным влиянием средиземного Востока. Особый вид С. Постройки представляют сев.-итальянские террамары (см.). Следы С. Построек были найдены и в Сев. Германии, но там они относятся уже к железному веку, может быть даже славянской эпохе. В Швейцарии же С. Постройки не идут далее бронзовой эпохи, но зато эта эпоха представлена большим количеством прекрасных бронзовых орудий и оружий (Bel âge du bronze Дезора), указывающих на доставление их из более культурных стран Юга и Востока.

Ср. Доисторическая эпоха.СВАЙНЫЕ ПОСТРОЙКИ.1. Реставрированное свайное селение на Цюрихском озере. 2. Предполагаемый наружный вид свайного жилища. 3. Хлебные злаки, найденные в свайных постройках. 4—12. Образцы предметов каменного и бронзового веков, найденные в свайных постройках.Литература. Keller, "Die keltischen Pfahlbauten in den Schweizer Seen" (Цюрих, 1854—79). Troyon, "Habitationes lacustres" (Лозанна, 1860). Rütimeyer, "Die Fauna der Pfahlbauten in der Schweiz" (Цюрих, 1861). His u. Rütimeyer, "Crania helvetica" (Базель, 1864). Heer, "Die Pflanzen der Pfahlbauten" (Цюр., 1865). Desor, "Les palafittes" (1865). Virchow, "Die Pfahlhauten im nördl. Deutschland" ("Zeitschr. Für Ethnologie", Б., 1869). Gross, "Les protohelvètes" (Б., 1883).

Munro, "The lake dwellings of Europe" (Лонд., 1890)..

Значения в других словарях
Свайники

(Strongylidae) — семейство класса круглых червей, или нематод (Nematodes), ведущих паразитический образ жизни. Характеризуются расширенной передней кишкой (хотя и не постоянно), образующей ротовую полость и капсулу, снабженную подчас особыми крючьями, 6 сосочками, окружающими рот, и колоколообразным расщирением заднего конца тела самцов, образующим так называемую совокупительную сумку (bursa copulatrix), вооруженную двумя (реже одной) спикулами. К сем. С. Относятся 7 родов, с многими видами, пар..

Свайнсон

(Вильям Swainson) — англ. Зоолог, род. В 1799 г. Большую часть жизни посвятил путешествиям. С 1820 по 1841 прожил с семьей на Новой Зеландии. Главнейшие труды С. Посвящены описанию раковин моллюсков, птиц и отчасти насекомых. Им описан и открыт целый ряд новых форм. Общие его сочинения касались отношения отдельных групп позвоночных и вопросов классификации, причем он ввел так наз. Пятерную систему классификации, не имевшую, впрочем, успеха. Главные труды. "The characters of several rare and unde..

Свайные постройки*

(Pfahlbauten, palafittes, habitations lacustres) — так называются жилые помещения, построенные на сваях, над водой, в озерах, реках, более спокойных морских бухтах, а местами и на суше, в болотистых, подверженных наводнениям местностях, иногда же, по-видимому, и при отсутствии таких условий, по унаследованной привычке, из подражания предкам, имевшим основательные поводы предпочитать подобный способ постройки жилищ. Одним из первообразов таких построек могли быть у первобытных людей, особенно в т..

Свальное

Древнерусское название пошлины с выкладки привезенных на торг товаров из возов, саней и судов. Взималось С. Иногда с весу сваливаемого товара, но большей частью с экипажа, в котором доставлялся товар. Уничтожена эта пошлина указом 1654 г. (Полное Собрание Законов, т. I, 122).. ..

Дополнительный поиск Свайные постройки Свайные постройки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Свайные постройки" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Свайные постройки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 17 символа