Свеча
(этногр.)играет большую роль в народных поверьях и обрядах. В сказках встречается очень редко. В песнях отсутствует. Известны С. Громничные (см. "Этнографическое Обозрение", XI, 189. XIX, 28. XXVII, 118, 120. XXXI, 143), С. Крещенская, С. Венчальная, С. Обидящая, С. Воровская ("Этнографическое Обозрение", VI, 83. X, 55) и др. (см. В "Культурные переживания" Н. Сумцова, §§ 37, 113, 116, 188). Обидящая С. (в Малороссии и в Донской обл.) ставится нижним концом вверх, чтобы вызвать у вора угрызения совести или погубить врага. Она встречается в старинных малор. Судебных процессах о колдовстве (напр., в проц. 1705 г. В каменец-подольском магистрате). В основе поверий об обидящей С. Лежит древнее сближение души с огнем. В последние годы неоднократно возникали уголовные процессы по поводу С.
Из человеческого жира. В темной народной массе еще живет суеверное предположения, что вор, располагающий С. Из человеческого жира, свободно может красть при непробудном сне хозяев. Как в Великой, так и в Малой России, для получения жира выкапывают трупы или даже убивают детей. В Малороссии такое поверье связано с рукой мертвеца. В Московской Руси XVI—XVII стол. Воры употребляли руку трупа для усыпления хозяев. Своеобразное значение имеет встречающийся кое-где обычай "женитьбы свечки". Вечером 1 сентября на базаре торговые люди ставят на столе деревцо, украшая его цветами, С., яблоками, сластями, угощают друг друга водкой, поют песни. В Киеве такие вечеринки устраивают хозяева-ремесленники для своих рабочих. В "Киевлянине" 1889 г.
(№ 190) сделана попытка исторического истолкования этого обычая королевской грамотой 1506 г., снявшей с киевлян неприятный налог "на каганец". Но такое объяснение не может быть принято, так как обычай "женить свечку" встречается не только в Киеве, но и в Великороссии, и в западно-европейских странах, только с другими названиями или в приурочении к другим событиям (в Малороссии — на свадьбах, в Великороссии — на масляной, на Западе — на Рождество Христово). Чествование деревца с возжением С. Встречается в глухих местах Кавказа, в Монголии, в Аравии. В основании обычая лежит древнейший культ Солнца и символическое выражение растительной силы, в виде украшенного деревца. Название обычая "женитьбой свечки" — местное.
Вероятно, оно произошло от обычая перевязывать деревцо и С. На нем красными лентами, что наводит на мысль о свадебном торжестве. В историко-бытовом отношения заслуживает внимания старинное домашнее производство восковых С., совершавшееся с благоговением, с молитвами. В воск примешивали краски и получали тогда цветные С. Иногда украшали С. Золотой бумагой. Обычай домашнего приготовления церковных С.вытеснен монопольным заводским производством духовного ведомства. Кое-где (напр., в Галиции) еще сохранился старый обычай домашнего приготовления С. Для церкви.Н. С—в..
Дополнительный поиск Свеча
На нашем сайте Вы найдете значение "Свеча" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Свеча, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 5 символа