Семашко

83

Иосиф (1798—1868) — главный деятель по воссоединению униатов с православною церковью. Сын небогатого дворянина, впоследствии униатского священника, С. Свое детство провел среди православных. Учился в Немировской гимназии, потом в Главной духовной семинарии при Виленском унив., из которой он не только не вынес расположения ко всему польскому и католическому, но стал еще большим приверженцем православия. В 1821 г. Он был посвящен в священники в Луцке и сделан членом Луцкой дух. Консистории. В следующем году его назначили присутствовать в униатском департаменте римско-католической духовной академии в С.-Петербурге, как человека, хорошо знакомого с русским языком и русским законодательством. Здесь С. Скоро получил руководящую роль и энергично поддерживал меры, клонившиеся к учреждению духовных семинарий для образования белого униатского духовенства и к упразднению базилианских монастырей.

Изучив подробно всю историю стремлений и ходатайств белого униатского духовенства, он составил особую записку о воссоединении униатов, которая была одобрена государем, а затем, в духе этой записки — протокол о нуждах униатской церкви в России, положенный в основание высочайшего указа 22 апреля 1828 г. В силу этого указа при участии С. Была учреждена самостоятельная греко-униатская духовная коллегия, сокращено число униатских епархий, преобразован состав униатских консисторий, поставлены под контроль епархиальной власти базилиане, предложено католикам оставить базилианский орден, учреждено несколько духовных семинарий для униатского духовенства. В 1829 г. С. Был посвящен в сан епископа Мстиславского, викария Белорусской епархии, и назначен председателем белорусской консистории с оставлением в должности члена коллегии.

Через три года он стал самостоятельным литовским епископом, после чего подготовка Литовской епархии к воссоединению быстро пошла вперед. Назначенный в 1835 г. Членом особого секретного комитета, образованного для направления униатских дел, и членом комиссии духовных училищ, которой подчинялись все униатские духовно-учебные заведения, он достиг того, что в январе 1837 г. Униатская церковь была подчинена ведению обер-прокурора Св. Синода, а 25 марта 1839 г. Окончательно принята в общение с православною церковью. В 1840 г. С. Получил сан архиепископа Литовского и Виленского. Переселившись в 1844 г. Из Петербурга в Жировицы, он исходатайствовал учреждение второго ковенского викариатства в литовской епархии. Перевел в Вильну Литовское епархиальное управление вместе с семинарией.

Хлопотал об усилении православно-русского элемента в западно-русском чиновничестве ввиду возможности нового польского мятежа. Противодействовал введению в приходские школы изучение польского и жмудского языков. Открыл свыше 200 церковно-приходских школ и других училищ. В бытность М. Н. Муравьева виленским генерал-губернатором С. Оказал материальную поддержку пострадавшему во время мятежа духовенству, восстановил и вновь построил несколько церквей.Литература. Коялович, "Иосиф, митрополит Литовский" ("Христианское чтение", 1868—69). Иванов, "Высокопреосвященный Иосиф Семашко" (1889). "Записки Иосифа, митрополита Литовского" (СПб., 1883). H. Кедров, "Литовский митрополит Иосиф Семашко" ("Православное обозрение", 1887).

Н. Извеков, "Высокопреосвященный Иосиф, митрополит Литовский и Виленский" (Вильна, 1889). M. Я. Морошкин, "Воссоединение унии" ("Вестник Европы", 1872). Граф Д. А. Толстой, "Иосиф, митрополит Литовский" (СПб., 1869). П. О. Бобровский, "Русская греко-униатская церковь в царствование имп. Александра I" (СПб., 1880). M. О. Коялович, "О записках митрополита Иосифа" (СПб., 1884). Г. Я. Киприянович, "Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение зап.-русских униатов в 1839 г." (Вильна, 1897. 2-е изд., заключающее в себе "Новооткрытые записки" Иосифа Семашко). Его же, "Высокопреосвященный Иосиф Семашко, митр. Литовский и Виленский" (Вильна, 1894). Его же, "Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени" (Вильна, 1899, второе издание).

Его же, "Письма архиепископа Литовского Иосифа Семашко к епископу Брестскому Михаилу Голубовичу" (Вильна, 1898). П. Жукович, "Иосиф Семашко" (в "Русском биографическом словаре", СПб., 1897).В. Р—в..

Значения в других словарях
Семасиология (грамм.)

— отдел науки о языке, принадлежащий к наименее разработанным и рассматривающий значение слов и формальных частей слова (греч. Σημασία = знак, сигнал). Не только основные семасиологические процессы, но даже и объем С., и ее метод до сих пор еще не установлены, как следует. В этом отношении С. Уступает не только фонетике и морфологии, но даже и синтаксису, с которым тесно соприкасается. Причиной такого ее состояния является, с одной стороны, недостаточная разработка тех отделов психологии, которы..

Семафоры

См. Сигнализация.. ..

Сембратович

См. Сильвестр Сембратович.. ..

Семга

(Salmo salar L. S. S. Salar L. V. Nobilis Pall.) — см. Лосось.. ..

Дополнительный поиск Семашко Семашко

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Семашко" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Семашко, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа