Сервет
(Михаил-Мигуэль Servet или Servedo) — знаменитый антитринитарий, врач по профессии, родом из Наварры. Духовная карьера, к которой он готовился, не состоялась, но занятия религиозными вопросами ознакомили его со всеми тонкостями разнообразных богословских систем и теорий. Будучи 35 лет от роду, он получил довольно прибыльное место писца при духовнике императора Карла V. Следуя за ним во время его переездов по Германии и по Италии, С. По личным разговорам и впечатлениям узнавал протестантство и приемы католической полемики. Первое его сочинение, "De trinitatis erroribus" (1531), изданное в немецком гор. Гагенау, направлено против догмата о троичности Божества. За Иисусом Христом он признает одну человеческую природу, а Св.
Духу приписывает символическое значение. Книга возбудила против автора целую бурю в Германии и была во многих местах сожжена. Переселившись во Францию, С. Занялся медициной и физиологическими изысканиями. Эти изыскания привели его к открытию, ставящему С. В ряду предшественников Гарвея. Он указал на то, что кровь, выходя от сердца, совершает "длинный и удивительный путь" вокруг всего тела. Впрочем, богословие занимало его мысль больше положительной науки. Уже в 1532 г. Появился другой его труд, "Dialogi de trinitate", в котором он развивал дальше свою полемику против учения о Троице. В конце 30-х годов С. Превосходно издал сочинение Птолемея и стяжал себе этим славу географа. Проработав больше 13 лет в г. Вьенне над главным своим трудом, "Christianismi restitution", С.
Издал его в Лионе в 1553 г. Цель его — "восстановить христианство", которое, по мнению С., одинаково ложно толкуется католиками и реформаторами. Сходясь с анабаптистами относительно неправильности крещения малолетних, С. Полагает, что крещение сообщает человеку дух Христа. На Христа он смотрит теперь уже как на Сына Божия. Дух Св., который есть божественное дыхание, соединился с дыханием земной, сотворенной жизни, и это соединение составило душу Христа. Бог един и непознаваем, но открывается человеку в Слове и Духе, которые, по С., — только модусы самовозвещения и самосообщения Божества, а не ипостаси. Против католицизма С. Полемизирует гораздо более яростно, чем против реформаторов. Римскую церковь он называет содомской блудницей, а лютеранам и кальвинистам старался доказать, что умерщвление плоти и добрые дела столь же несомненно ведут к спасению, как и вера.
С. Еще до напечатания книги сообщил важнейшие отрывки из нее Кальвину, который донес архиепископу Вьеннскому, что автор анонимного трактата — С. Вследствие этого С. Бежал из Вьенны и, пробираясь в Италию, проездом остановился в Женеве. Узнав о его прибытии, Кальвин донес на него городскому совету. С. Был арестован и отдан под суд. На следствии и суде Кальвин выступил и следователем, и свидетелем, и обвинителем. Истощив чисто теологические аргументы, Кальвин с жаром стал доказывать, что С. Анабаптист, т. Е. Член той секты, которая незадолго до того проявила такое революционное отношение к общественному строю. С., со своей стороны, ссылался на обычай древней церкви, которая только изгоняла еретиков. Он был приговорен к сожжению на костре и сожжен 27 октября 1553 г., оставшись до конца верным своему учению.Литература.
Tollin, "Das Lehrsystem Servets" (1876—78). Willis, "Servetus and Calvin" (Лонд., 1877). Linde, "Michael Servet" (Гронинген, 1890). О физиол. Изысканиях С. См. Whewell, "History of the inductive sciences" (т, III, стр. 328. Есть на русс. Яз.). На русск. Яз. Будрин, "Антитринитарии XVI в.". В. Михайловский, "Сервет и Кальвин". Виппер, "Церковь и государство в Женеве в XVI в.".Евг. Тарле..
Дополнительный поиск Сервет
На нашем сайте Вы найдете значение "Сервет" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сервет, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 6 символа