Сергий патриарх константинопольский

79

— патриарх константинопольский, занимавший кафедру с 610 по 638 г., происходил из иаковитской (монофизитской) сирийской семьи, но, кажется, учителя его были православные. С 619 г. И до самой смерти он был в самых дружеских отношениях с императором Гераклием, в отсутствие которого вместе с патрицием Бонозом управлял империей. В 626 г. Благодаря энергии С. Столица, осажденная аварами и персами, была спасена. Веские косвенные данные привели авторитетнейших западных юристов-византологов (Цахариэ фон-Лингенталь, Бинер, Геймбах, Мортрёлль) к мысли, что С. Принадлежит первая редакция Номоканона (переработанного и дополненного в 883 г. Знаменитым Фотием). Многие западные ученые считают С. Автором "греческого Те Deum" — знаменитого акафиста Божией Матери, составленного по поводу избавления столицы в 626 г.

Строфа акафиста, ставшая затем шаблоном для этого рода византийской гимнографии, есть совершеннейшее и изящнейшее создание греческой средневековой, так наз. Ритмической поэзии и не уступает по красоте лучшим античным лирическим формам. Весь гимн дышит патриотическим одушевлением, полон метких эпитетов, превосходных метафор и картин. Он высоко ценится всеми беспристрастными учеными (Крист, Крумбахер, Питра, Якоби и др.). Когда в VIII — IX вв. Гимны были вытеснены из церковного обихода канонами, акафист удержался и до сих пор поется и читается в православной церкви целиком. Если С. — действительно его автор, то он несомненно один из первых церковных поэтов Востока (мнения, будто акафист составлен Романом Сладкопевцем или Георгием Писидой, не имеют никаких положительных оснований, а первое из них может считаться совершенно опровергнутым с тех пор, как доказано, что Роман жил в 1 половине VI в.).

Отдельные строфы и строки из акафиста были, однако, известны задолго до С. Легенда усматривает повод к его составлению в событиях то 626, то 673 и 717 гг. Поэтому правильнее видеть в С. Не автора, а лишь главного редактора "акафиста". С. Отличался редкой скромностью и осторожностью. Будучи правой рукой императора во всех его начинаниях, он всегда старался оставаться в тени и даже в церковных делах действовал именем императора. О своем религиозном эдикте, "Енфесисе", Гераклий уже по смерти С. Писал папе Иоанну IV. "не я диктовал его, а патриарх С. Составил его еще за пять лет до моего возвращения с Востока и упросил меня издать его с моим именем и подписью". В истории догмата С. Остался как еретик-монофелит, подпавший анафеме VI вселенского собора.

Мысль о монофелитстве как способе примирить монофизитов с Халкидонским собором явилась у С. Рано, еще в 610 — 617 гг. В 622 г. Император Гераклий, т. Е. Его устами С., побеждает с помощью учения о единоволии предстоятеля армянских монофизитов-акефалов, Павла Одноглазого. Вопрос о двух волях был так труден, что Гонорий римский и Кир фазидский (потом александрийский), к которым обращался С., не нашли в его формуле ничего еретического. Св. Максим Исповедник говорит, что С. Оттолкнул его от себя своим "непостоянством" (το παλίμβολον) в догматическом вопросе. Но оно в том только и состояло, что С., чувствуя недостаточность своего знакомства со строем православной догматической мысли, шел крайне осторожно, постоянно опрашивал авторитеты обеих сторон, которые хотел примирить, и не раз советовал императору бросить все дело, когда оно грозило привести вместо мира к новому раздору.

Как догматист, С. Впал в ошибку, и в этом смысле он — еретик. Но он не еретик в смысле непокорства голосу вселенской церкви. Ему не довелось услышать этого голоса, которому он, вероятно, не отказал бы в повиновении. Он не дожил до разгара деятельности Максима Исповедника и папы Мартина. См. Монофелитство. Б. Мелиоранский..

Значения в других словарях
Сергий основатель Валаамского монастыря

— основатель монашества и монастыря на острове Валаам. Сведения о нем очень скудны и разноречивы. По местной валаамской легенде, носящей в рукописи заглавие "Оповедь", бывшей в распоряжении составителя книги "Валаамский монастырь" (изданной самим монастырем в 1864 г.), начало христианству на Валааме положено еще св. Апост. Андреем, который, посетив Киев и Новгород, побывал и на Валааме. Позже, но все-таки довольно близко ко времени Андрея, упоминается в "Оповеди" С., "преподобный" по жизни, ко..

Сергий Павел

(Σέργιος Παϋλος, Деян. Ап. XIII, 7) — проконсул острова Кипра, обращенный апост. Павлом к вере во Христа и принявший крещение. Когда С. Павел изъявил желание слышать слово Божие, находившийся при нем лжепророк, иудей Вариисус, старался отвратить его от веры. Апост. Павел поразил его слепотою, после чего проконсул уверовал во Христа. С этого времени Савл, по замечанию Иеронима, начал называться Павлом.. ..

Сергий преподобный печерский

— преподобный печерский XIII века. Называется "послушливым". Мощи его в Антониевой пещере. Память 7 октября.. ..

Сергий Радонежский

(в Мире Варфоломей) — св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода. Родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился С. В 1314 г. (по другим — в 1319 г.). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Свящ. Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 г. Родител..

Дополнительный поиск Сергий патриарх константинопольский Сергий патриарх константинопольский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сергий патриарх константинопольский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сергий патриарх константинопольский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 35 символа