Символические иконы
Православной русской церкви. — Изображения предметов мира невидимого, духовного в форме предметов мира видимого встречаются еще в первые века христианства и остаются неизменными и в настоящее время. Так, напр., Пресвятая Троица изображается в виде трех странников, явившихся Аврааму, Бог Отец — в виде старца или всевидящего ока, Дух Св. — в виде голубя, ангелы — под образом крылатых юношей. Четыре евангелиста изображаются с херувимами в образе четырех крылатых С. Животных — льва, тельца, орла и человека, согласно с видениями пророка Иезекииля и св. Иоанна Богослова. В половине XVI в. Явились попытки представить в лицах и символах смысл догматов, молитв и песней церковных, напр., Совет превечный, т. Е. О сотворении человека.
Почи Бог от дел Своих (Господь Саваоф изображается почивающим на ложе). Приидите людие, триипостасному Божеству поклонимся. Когда в Москве впервые украшали подобными С. Изображениями Благовещенскую придворную церковь, пострадавшую от пожара в 1547 г., новгородские иконописцы, вызванные священником Сильвестром, то в народе поднялось волнение и недовольство новыми иконами. Во главе недовольных был дьяк Иван Висковатый. Порицания Висковатого были основаны на том, что внешние символические знаки не могут выразить догматических отвлеченных понятий, a сложные сочетания фигур были непонятны для мысли, и потому требовалась подробная надпись того, что именно изображено. Кроме того, Висковатый соблазнился тем, что в символических изображениях песнопений (напр., "Приидите людие") нужно было писать не только святых, но и простых людей.
Порицание новых изображений признано было неосновательным на соборе 1553 г., и сам Висковатый принес раскаяние. Осуждением Висковатого собор узаконил новое направление в русской иконописи, внесшее в нее художественность, творчество и оживление. К числу С. Икон русской церкви относятся иконы Софии, Премудрости Божией, писанные согласно изречению. "премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь" (Притч. IX, 1). Под именем дома предки наши разумели церковь Христову, утвержденную на семи столпах, т. Е. Семи соборах вселенских, семи таинствах и семи дарах Св. Духа. А так как тайне воплощения Премудрости ипостасной послужила Богоматерь и Она Сама и есть дом Премудрости по вселению в ее утробе Сына Божия, то на иконах Софии Богоматерь занимает первое место.
Иконы Софии в соборах киевском, новгородском и др. Изображают соединение церкви небесной и земной чрез воплощение Премудрости ипостасной. Три звезды на челе и персях Богоматери означают Ее девство до рождества Спасителя, в рождестве и после рождества. Изображение Иоанна Предтечи с крыльями указывает на пророчество о нем Малахии. "се Аз посылаю Ангела моего пред лицем Моим" (III, 1). Ключи в руках апост. Петра означают данную ему власть (Матф. XVI, 19), меч у апостола Павла означает глагол Божий. С конца XV века, когда по случаю наступившего окончания семи тысяч лет (в 1492 г.) от сотворения Мира распространилось повсюду ожидание кончины мира, русские иконописцы стали изображать Господа Саваофа с осьмиугольным венцом в ознаменование "седми веков Творца и будущего века Отца".
См. Прот. В. Нечаев (епископ Виссарион), "Иконы и другие священные изображения в русской церкви" ("Душеполезное чтение", 1884, январь). Свящ. В. С. Марков, "О древнем иконописании в России" ("Православное обозрение", 1885, август). Еписк. Нестеровский, "Литургика, или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895)..
Дополнительный поиск Символические иконы
На нашем сайте Вы найдете значение "Символические иконы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Символические иконы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 19 символа