Символические иконы

66

Православной русской церкви. — Изображения предметов мира невидимого, духовного в форме предметов мира видимого встречаются еще в первые века христианства и остаются неизменными и в настоящее время. Так, напр., Пресвятая Троица изображается в виде трех странников, явившихся Аврааму, Бог Отец — в виде старца или всевидящего ока, Дух Св. — в виде голубя, ангелы — под образом крылатых юношей. Четыре евангелиста изображаются с херувимами в образе четырех крылатых С. Животных — льва, тельца, орла и человека, согласно с видениями пророка Иезекииля и св. Иоанна Богослова. В половине XVI в. Явились попытки представить в лицах и символах смысл догматов, молитв и песней церковных, напр., Совет превечный, т. Е. О сотворении человека.

Почи Бог от дел Своих (Господь Саваоф изображается почивающим на ложе). Приидите людие, триипостасному Божеству поклонимся. Когда в Москве впервые украшали подобными С. Изображениями Благовещенскую придворную церковь, пострадавшую от пожара в 1547 г., новгородские иконописцы, вызванные священником Сильвестром, то в народе поднялось волнение и недовольство новыми иконами. Во главе недовольных был дьяк Иван Висковатый. Порицания Висковатого были основаны на том, что внешние символические знаки не могут выразить догматических отвлеченных понятий, a сложные сочетания фигур были непонятны для мысли, и потому требовалась подробная надпись того, что именно изображено. Кроме того, Висковатый соблазнился тем, что в символических изображениях песнопений (напр., "Приидите людие") нужно было писать не только святых, но и простых людей.

Порицание новых изображений признано было неосновательным на соборе 1553 г., и сам Висковатый принес раскаяние. Осуждением Висковатого собор узаконил новое направление в русской иконописи, внесшее в нее художественность, творчество и оживление. К числу С. Икон русской церкви относятся иконы Софии, Премудрости Божией, писанные согласно изречению. "премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь" (Притч. IX, 1). Под именем дома предки наши разумели церковь Христову, утвержденную на семи столпах, т. Е. Семи соборах вселенских, семи таинствах и семи дарах Св. Духа. А так как тайне воплощения Премудрости ипостасной послужила Богоматерь и Она Сама и есть дом Премудрости по вселению в ее утробе Сына Божия, то на иконах Софии Богоматерь занимает первое место.

Иконы Софии в соборах киевском, новгородском и др. Изображают соединение церкви небесной и земной чрез воплощение Премудрости ипостасной. Три звезды на челе и персях Богоматери означают Ее девство до рождества Спасителя, в рождестве и после рождества. Изображение Иоанна Предтечи с крыльями указывает на пророчество о нем Малахии. "се Аз посылаю Ангела моего пред лицем Моим" (III, 1). Ключи в руках апост. Петра означают данную ему власть (Матф. XVI, 19), меч у апостола Павла означает глагол Божий. С конца XV века, когда по случаю наступившего окончания семи тысяч лет (в 1492 г.) от сотворения Мира распространилось повсюду ожидание кончины мира, русские иконописцы стали изображать Господа Саваофа с осьмиугольным венцом в ознаменование "седми веков Творца и будущего века Отца".

См. Прот. В. Нечаев (епископ Виссарион), "Иконы и другие священные изображения в русской церкви" ("Душеполезное чтение", 1884, январь). Свящ. В. С. Марков, "О древнем иконописании в России" ("Православное обозрение", 1885, август). Еписк. Нестеровский, "Литургика, или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895)..

Значения в других словарях
Символика

(мифол., иск. И этногр.) — имеет огромное значение в истории искусства и литературы. Мысль и язык самым тесным образом связаны с символикой. По толкованию академического словаря русского яз., символ — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета. В понятие символа входят, не поглощая его, художественный образ, или аллегория, или сравнение. Многие символы получили необъятно широкое значение, напр. Символы креста, орла, рыбы. Происхождение символов и способ..

Символисты

(также "декаденты") — представители новейшего течения в французской поэзии. Первые признаки этого направления относятся к концу 50-х и началу шестидесятых годов, когда появились "Fleurs du mal" Бодлэра, первые произведения Верлена и Вилье де Лиль-Адана. Эти три поэта и считаются родоначальниками того направления, которое казалось мертворожденным и подвергалось насмешкам еще в начале восьмидесятых годов и с которым теперь, несмотря на все его крайности и уродства, должен считаться историк француз..

Символические книги

Этим именем на церковном языке называются сочинения, посвященные защите и подробному объяснению символов веры, древних ли христианских, оканчивая символом никео-цареградским, или новых, для новых христианских вероисповеданий. Символы у всех вероисповеданий и церквей обыкновенно бывают кратки, содержа в себе один лишь перечень основ вероучения. Это обусловливается необходимостью для каждого вступающего в церковь знать твердо наизусть главные ее догматы. Для подробного их разъяснения издаются церк..

Симеиз

Климатическая станция на южном берегу Крыма, в расстоянии одной версты от Лимен и 17 верстах от Ялты. Местечко с прекрасными парками и кипарисными рощами. От западных ветров защищено горами Минен Коя, от восточных — Черною горою. Воздух теплый, чистый, ароматный. Небольшой залив, вдающийся в материк, защищен скалами, отчего не бывает больших прибоев. Берег песчаный, отлогий.. ..

Дополнительный поиск Символические иконы Символические иконы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Символические иконы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Символические иконы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 19 символа