Смера

76

(Иван) — вымышленный врач кн. Владимира, родом половец. Владимир, когда был еще язычником, а именно в 980 г., отправил его, будто бы, в Константинополь и далее, для исследования веры христианской. После долгого и трудного странствии С. Достиг Александрии, принял там христианство и оттуда в 990 г. Прислал письмо к Владимиру, к которому сам уже не возвратился. Карамзин, после рассказа о крещении Владимира, не преминул упомянуть и об этом письме. Передав содержание его, он цитирует рукописное сочинение Шпренгеля. "Ueber eine dunkle Stelle in der Russischen Geschichte", в котором высказано предположение, что если письмо С. Подлинно, то те египетские богословы или христиане, которых так хвалит Владимиру С., могли быть известные сектанты павликиане, изгнанные из византийской империи и нашедшие убежище в Египте.

Подлинность письма допускалась и прот. Петром Алексеевым, известным катехизатором Моск. Университета, потом академиком. На самом деле о подлинности письма не может быть и речи, как заметил еще Карамзин. Указав в нем признаки подлога, притом нелепого, он заключает. "Не будем глупее глупых невежд, хотящих обманывать нас подобными вымыслами. Автор письма, знав о Владимире из Дитмара, Меховского, Кромера, хотел побранить греков. Вот источник вымысла!" ("История Госуд. Российского", т. I, прим. 447). По исследованию проф. Ив. Малышевского, автором письма был Козьма (Андрей) Колодынский, белорус из Витебска, сначала дьякон в правосл. Церкви, потом единомышленник феодосиан-антитринитариев, по их уполномочию в 1563—64 г. Явившийся для проповеди в Витебск.

Около 1567 г. Он оказался в Перемышльской и Сандомирской областях, где, вероятно, пытался пропагандировать сектантское учение среди соседних русских. Потерпев неудачу, он закончил свою карьеру простым слугой пана Собека. По направлению он принадлежал к партии крайних или полужидовствующих антитринитариев. Письмо написано (в 1567 г.) на западно-русском языке и назначалось для тех русских областей, где проповедовал Андрей. Тогда же письмо это было переведено на польский язык. Покладкой для подлога служило летописное сказание о посольстве Владимира для испытания вер, последствием которого было предпочтение греческой веры всем другим. Как сектант из русских и, без сомнения, человек книжный, Козьма-Андрей сочинил свою приставку к летописному сказанию с целью подорвать основную мысль его и направить свою выдумку против той греческой веры, которую, по сказанию, единогласно восхваляли послы Владимира.

Он дает сочиненному им послу имя и прозвание — Иван, или Иванец, Смера Половец, врач и ритор князя. Имя Ивана взято как самое ходячее между русскими, а уменьшительное Иванец обнаруживает как бы подражание уменьшительным именам, какими подписывались даже бояре в своих отписках к царям русским. Половец — взято, конечно, от половцев, хотя и без справки о времени появления их в летописи. Фамилия Смера идет к этому послу, как лицу инородческого происхождении, но вместе с тем как бы отзывается жидовством, сочувствие которому естественно в авторе письма, как антитринитария из полужидовствующих. Профессией врача и ритора дается намек на предпочтительную пред другими разумность этого посла. Мнимое письмо С. Сохранило для антитринитарианских писателей значение памятника.

Открывая антитринитариев в Х в., оно пополняло пробел, какой чувствовали антитринитарианские писатели в истории своей секты на пространстве целых веков, от времен Ария и Никейского собора до половины XVI в. Аналогия, какую они находили между собственной участью и участью антитринитариев Х в., служила им оправданием в глазах своих и чужих. Нападки и жалобы письма на греков и их последователей переносились, в сознании польских антитринитариев, на римскую церковь. Будучи изделием антитринитария из русских, письмо С. Найдено было более пригодным для интересов секты в руках польских антитринитариев, и потому ими сбережено и издано. В 1677 г. Венедикт Вишоватый перевел письмо с польского языка на латинский. В латинском переводе Вишоватого издал письмо С.

Христофор Санд (1644—1680), немец из Кенигсберга, один из последователей и писателей социнианской, или антитринитарианской, секты, в прибавлении к своему сочинению. "Nucleus historiae ecclesiasticae" (1668 и 1676). См. Проф. Ив. Малышевский, "Подложное письмо Половца Ивана Смеры к вел. Князе Владимиру св." (Киев, 1876)..

Значения в других словарях
Смена поколений

Или чередующееся размножение — см. Размножение.. ..

Сменцовский

(Михаил Николаевич, род. В 1870 г.) — писатель. Образование получил в Моск. Дух. Акад. Кроме магистерской диссертации. "Братья Лихуды" (СПб., 1899), написал. "Значение Лихудов в истории церковного просвещения и церковной жизни" ("Богослов. Вестник", 1899, кн. 11), "Христианский аскетизм и ложные суждения о нем" ("Церк. Ведомости", 1898, № 3), "Православие в Гродненском крае" (ib., 1900, № 8), "Вопрос об исправлении славянского перевода Библии во второй половине XVII в." (ib., 1900, № 28), "В цар..

Смерд

(стар.) — В наших древних памятниках слово С. Употребляется в двух смыслах — более тесном и более широком. В первом оно означает пахаря, сельского рабочего, а во втором — все свободное сельское население и даже иногда все население в противоположность князю, отчего в "Русской Правде" однажды оно заменено словом "иной", т. Е. Всякий другой человек кроме князя. В древних переводных памятниках С. Соответствует греческому ίδιώτης — частный человек, простолюдин. По "Русской Правде" и по летописным из..

Смердис

Греческое имя брата персидского царя Камбиза. Персидские надписи называют его Бардия. С. Был тайно убит по приказанию Камбиза перед началом похода в Египет, так как царь видел во сне, что он будет свергнут с престола Смердисом. Продолжительным отсутствием Камбиза воспользовался в 522 г. Маг, по имени Гаумата, который выдал себя за С.-Бардию и овладел престолом (см. Лжесмердис).. ..

Дополнительный поиск Смера Смера

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Смера" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Смера, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа