Сунна

92

(сонна, сюнна) — арабское слово, означающее "обычай", в особенности обычай, установившийся в мусульманской общине по отношению к какому-либо религиозному или юридическому моменту. Чаще всего, однако, "С." является у мусульман синонимом термина "хадис", т. Е. Означает предание о Мохаммеде, о его поступках и изречениях. Сам Мохаммед считал себя обыкновенным человеком и признавал непогрешимость только за божественным откровением (Кораном). Но так как он, по его словам, имел частые общения с Богом, то для верующих естественно было заключить, что и все личные действия и мнения пророка заслуживают подражания, должны сделаться С., законным обычаем. Восточный человек требует от религии не только разрешения догматических или этических запросов.

Он ждет от нее практического руководства и в области гигиены, и в области повседневных, обыденных поступков, хотя бы даже таких, как способ стрижки волос и т. П. Божественное откровение, содержащееся в Коране, не дает ответа на все мельчайшие запросы жизни. Коран даже догматическую сторону религии не вполне ясно формулирует. Отсюда необходимость собирать предания о Мохаммеде, указывающие, как он сам поступал или советовал поступать в каком-нибудь житейском случае или как он толковал известное откровение Корана. Эта необходимость почувствовалась тотчас же после его смерти и еще более — со времен Османа, когда обострилась борьба сект, а ислам успел уже широко распространиться среди персов, которые в противоположность индифферентным арабам особенно живо испытывали потребность представить себе догматы новоусвоенной религии в стройных, систематических формулах и точнее определить практические, житейские предписания Корана, возникшие в совершенно чуждой для персов варварской арабской обстановке.

Обращались за справками к друзьям и сподвижникам Мохаммеда (сахабам). Абу-Хорейре (ум. 677), Орве, Икриме и многим другим, а те давали сообщения не только истинные, но и сознательно вымышленные, что, напр., видно из чудесных, физически невозможных подробностей (имам Шафий, ум. В 820 г., прямо признавал, что обман, содействующий славе и росту ислама, нравственно дозволителен). Слушатели сахабов (у одного Абу-Хорейры их было до 800), ученики слушателей и т. Д., люди разных национальностей, преимущественно персы, продолжали хранить усвоенные хадисы и изобретать новые, посредством которых иногда сознательно, а чаще бессознательно производилось примирение грубоватой догматики Корана с более тонкими и более философскими доктринами прежней религии новообращенных покоренных народов и приноровление предписаний полукочевого, первобытного ислама к нормам развитой, цивилизованной жизни.

В короткое время мусульманский мир наполнился необъятной массой преданий. Они сплошь и рядом противоречили духу Корана, противоречили одно другому — и в то же время претендовали на законодательную силу в области существеннейших пунктов мусульманского вероучения и самых важных юридических отношений. Хранились предания профессиональными передатчиками (мохаддисами), очень часто самозваными и всегда бесконтрольными, и сообщались устно. Каждое предание должно было сопровождаться иснадом (букв. "опорой"), т. Е. Цепью имен передатчиков ("это я слышал от такого-то, а тот — от такого-то, и т. Д., а последний — от такого-то сахаба"), и хадис без иснада считался не имеющим законной силы. С течением времени иснад делался длиннее и труднее для устного запоминания, так что в конце 1 в.

Хиджры при изучении хадисов допущены были вспомогательные записи. Из таких записей разного содержания, сгруппированных около имени одного какого-нибудь передатчика (это так наз. "моснады") или касающихся одного какого-нибудь пункта, слагались целые тетради, чуждые научной систематизации или критики. Ввиду общественной важности хадисов халиф Омар II (717—719) — один из тех немногих Омейядов, которые принимали к сердцу интересы ислама, — задумал составить свод хадисов и упорядочить их, но кратковременность его царствования помешала ему что-либо сделать. Задача эта была осуществлена имамами — отчасти арабами (как Малик), а больше персами, которые, собственно, и создали мусульманскую догматику. "Торная тропа" (аль-Моватта) Малика ион-Анаса (715—795), старавшегося быть очень строгим в выборе преданий, считается у мусульман первым по времени каноническим сборником хадисов.

"Торная тропа" не есть специально сборник преданий о Мохаммеде. Это — целый corpus juris, источник так наз. Маликитского права, где почти при каждой главе, сверх выписок из Корана и сообщений об установившейся мединской практике, приводятся соответствующие юридические хадисы. Второй и притом знаменитейший канонический сборник хадисов составлен имамом Абу-Абдаллахом аль Бохари (810—870) около 840 г. И называется "Сахых" (= "Истинный"). Это — исключительно сборник преданий, юридических, обрядовых, исторических, этических. Они расположены систематически, по главам, преимущественно в том же порядке, как и юридические сочинения (очищение, молитва, пост и т. Д.). Число преданий, собранных Бохарием во время его многолетних странствований по мусульманской Азии, достигало 600000, но он внес в свой "Сахых" только 7275, признанных им за подлинные.

Критерий подлинности у Бохария — самый примитивный. Для него важно не содержание предания и его соответствие с Кораном и историей, а иснад, и если в цепи передатчиков названы исключительно авторитетные имена, то такое предание признается за неподдельное. Современная европейская наука видит в громадном большинстве преданий "Сахыха" несомненную подделку (в Европе "Сахых" изд. Крель, Лейд., 1862—1868. Вост. Изд. — Булак, 1280, 1282, Каир, 1305, 1307, 1312, Дели, 1270, 1289, Бомбей. 1269 и т. Д. Комментарий — Навави. Статья Креля — в "Z. D. M. G.", IV. Гольдциэр, "Muhamm. Studien", т. II, 234—245). Ученик аль-Бохария Мослим Нишабурский (817—875) из 300000 собранных им вновь хадисов признал за подлинные 12000 и составил из них сборник, тоже под заглавием "Сахых".

У Мослима, в сущности, дан такой же материал, как и у Бохария, но извлечен он из других источников. В распределении материала видна более значительная самостоятельность, чем у Бохария, и меньшая зависимость от системы фыкха (юриспруденции). Большая теоретическая самостоятельность целой работы заметна и во введении, где обстоятельно изложены воззрения Мослима на предания (изд. В Калькутте, 1265. Каир, 1282 и сл., с комм. Навави). Сборники Бохария и Мослима известны под общим именем "Сахыхани", т. Е. "Два Сахыха", и пользуются высшей, неоспоримой каноничностью во всем правоверном мусульманском мире (впрочем, Азия предпочитает Бохария, а Сев. Африка — Мослима). Менее авторитетны, но тоже каноничны и тоже имели большое влияние на внутреннее развитие ислама четыре других сборника преданий, составленные еще некритичнее (опять-таки персиянами).

1) "Сонны" (т. Е. Юрид. Предания) — Абу-Дауда Сиджистанского (817—888), где за подлинную принимается всякая С., если она не отвергнута всеми авторитетами единогласно. Эти "С." составляли обоим "Сахыхам" довольно сильную конкуренцию до IV в. Хиджры (изд. В Каире, 1280, Лукно, 1888, Дели, с глоссами, 1890). 2) "Аль-Джами'аль-кабир" (= Большой Сборник) Мохаммеда Абу-Исы Тирмизи (ум. 892), ученика Бохария. Тирмизи включает в свой "Джами" всякое предание, которым пользовался какой-либо авторитетный законовед, но отмечает также, что говорят по данному пункту законоведы других толков. Таким образом, его "Джами" — важнейший источник для изучения различий между толками (изд. В Дели, 1844—49. Булак, 1292. См. Гольдциэр в "Z. D. М. G.", XXXVIII, 671 сл.).

3) С. Абу Абдеррахмана Несапа (830—914) — полны тончайших мелочей и подробностей, особенно в главах об обрядности, где, например, по поводу каждого незначительного молитвенного жеста и положения приводится ряд изречений, вложенных в уста пророка (Дели, 1850. Каир, 1312). 4) С. Мохаммеда Казвинского по прозвищу ибн-Мадже (824—886), крайне некритические. Они были признаны за канонические только в VI в. Хиджры, да и то не всеми (изд. В Дели, 1282, с коммент. 1889). Кроме этих семи (или шести) канонических книг, слагались и отчасти дошли до нас некоторые другие сборники преданий, но им не удалось сделаться общеавторитетными — а эти семь породили обширнейшую научную литературу, продолжающую развиваться даже теперь. Заключается она или в богословском и филологическом толковании собранного материала, или в попытках слить в один свод весь имеющийся материал и обработать по одной системе.

Более известные ученые — Абуль-Хасан Разин аль-Абдари (ум. 1139), который без комментариев свел шесть сборников в один. Имам Мадждеддин Мобарак ибн-Аль-Асир (ум. 1210), брат известного историка, переделал работу Разина, расположив предания в более удобном порядке и снабдивши их филологическими разъяснениями. Энциклопедист Союты (ум. 1505) составил "Сборник Сборников", куда без критики вошли и 6 канонических книг, и 10 "моснадов" (собраний, связанных именем одного какого-нибудь передатчика), и разные богословские толкования. Все эти С. Признаются только правоверными мусульманами, так наз. Суннитами (см.). У шиитов (см.) есть свои собственные хадисы, более позднего происхождения и с более яркими подлогами. В состав шиитских сборников входят хадисы не только о Мохаммеде, но и об Алии и его потомках-имамах, действия и изречения которых считаются у шиитов имеющими силу закона.

Сборник шиитских преданий — "Хеят-эль-колюб" (= Жизнь сердец, Тегеран, 1864—71 г.). История С. Обстоятельно, всесторонне и критически рассмотрена Гольдциэром в его "Muhammedanische Studien", т. II, стр. 1—420 (Галле, 1890). См. Еще Springer, "Ueber das Traditionswesen bei den Araben" ("Z. D. M. G.", X). Salesbury, "On the science of muslim tradition" в "Journ. Of the American Orient Soc." (VII, 86). Dozy, "Essai sur l'hist. De l'islam." (П., 1879). Нофаль (Nauphal) в "Legislation musulmane" дает ряд интересных замечаний о хадисах. Библиографический указатель всяких печ. Изд. И рукописей см. У Броккельмана, "Gesch. D. Arab. Litteratur" (т. I, стр. 156—168, Веймар, 1898). Историко-биографические сведения о хранителях и исследователях преданий — у ибн-Халликана, Хаджи-Хальфы, Союты (изд.

Вюстенфельд. "Liber classium virorum, qui Corani et Traditionum cognitione excelluerunt auctore Dahabio", Геттинген, 1833—34).A. Крымский..

Значения в других словарях
Суний

(Σούνιον) — встречающееся уже у Гомера (Од. III, 578) название южного мыса Аттики. Здесь находился знаменитый храм Афины, с 416 г. Обнесенный стеной, которая из мыса сделала род укрепления. Эта стена, оканчивавшаяся у гавани, которая принадлежала одноименному с мысом местечку, сохранилась почти во всем объеме до нашего времени.. ..

Сунки

С. Киевской губ., Черкасского у., при р. Тенетинке, в 7 вер. От жел. Дор. Ст. Смелы. 3142 жит., церк.-приход. Школа, винокуренный и кирпичн. Зав., маслобойня, 20 ветрян. Мельниц. Близ села древнее городище. 7 могильников, 434 скифских курганов (раскопано 119 курганов гр. Бобринским в 1888 г.).. ..

Сунниты

Правоверные мусульмане, которые считают первых трех халифов (Абу-Бекра, Омара и Османа) законными преемниками Мохаммеда и потому признают авторитет за многочисленными преданиями о Мохаммеде (см. Сунна), возникшими или собранными при этих халифах, и установлениями, создавшимися при них. Огромное большинство мусульман — С. Они делятся на 4 толка (см. Ислам). Противники С. — шииты (см.), теперь почти исключительно персы, иранские и индийские. Они считают Абу-Бекра, Омара и Османа за узурпаторов пра..

Сунозеро

Оз. Олонецкой губ., в зап. Части Повенецкого у., близ границы Финляндии. Площ. 97,3 кв. В., из которых 8,2 кв. В. Приходятся на острова. Через С. Протекает р. Суна (см.).. ..

Дополнительный поиск Сунна Сунна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сунна" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сунна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа