Сурья-сиддханта

89

(санскр. Sûrya-siddhânta) — один из главных индийских астрономических трактатов, так наз. Сиддхант (см.). По туземному преданию, он был сообщен людям самим солнцем — Сурья (см.) за 1000 лет до начала периода Третаюга, т. Е. За 3027101 лет до Р. Хр. Нельзя категорически утверждать, что С.-сиддханта является древнейшей из прочих сиддхант [По мнению Бентлея, она вошла в употребление в 538 г. Нашей эры.], но не подлежит сомнению, что она может служить типичным образчиком индийских астрономических трактатов третьего, нового периода в истории туземной астрономии и сохранила свое значение и влияние до новейшего времени. Она дошла до нашего времени в полном виде, но в редакции, значительно уклоняющейся от той, которая была известна знаменитому индийскому астроному Варагамигире (см.), как это можно видеть из цитат, им делаемых.

В дошедшей до нас редакции С.-сиддханта представляет собой стихотворный трактат, писанный двустишиями и распадающийся на четырнадцать глав. Здесь идет речь о разделении времени, об обращении солнца, луны, планет и неподвижных звезд вокруг Земли, о причинах неправильностей в обращении Меркурия и Венеры (невидимые существа пересекают зодиак и притягивают к себе планеты веревками, свитыми из воздуха), об апогеях луны, солнца, планет, об узлах луны и планет, о способах измерять время, вычислять положения и движения небесных светил, определять расстояние восходящего и заходящего солнца от восточной или западной точки горизонта, отыскивать по тени гномона во время равноденствия широту места, определять высоту солнца в любой час дня, о лунных и солнечных затмениях, о разных соединениях планет и неподвижных звезд, о теории восходов и заходов солнца и луны, об астрономических приборах и инструментах.

Древнее брахманское представление мира в виде яйца удерживается, но Земля уже представляется не в виде плоскости, разделяющей яйцо пополам, а в виде шара, парящего посередине яйца. Вокруг нее описывают свои пути светила. На сев. Полюсе помещена золотая гора Меру — жилище богов. Гора эта проходит сквозь всю землю и выходит на южном полюсе в виде другой горы Меру — жилища демонов-асуров. Над каждым полюсом по полярной звезде. Северной и южной. Ад с его подразделениями заключен в центре земного шара. Есть также указания астрологического характера. С.-сиддханта в течение столетий имела громадный авторитет в глазах индусов во всех астрономических вопросах. Содержание ее в общем то же, которое представляла греческая астрономическая наука.

Но есть в ней и специальные индийские черты, чисто баснословного характера. Громадные мировые периоды (юга, кальпа), представление апогеев, соединений и узлов в виде особых личных существ и т. Д. С.-сиддханта издавалась в Индии много раз. Лучшее издание дали Fitz-Edward Hall и Bâpu Deva Çâstrin в "Bibliotheca Indica". Переводы на англ. Язык дали Бапу Дева Шастрин ("Bibl. Indica", Кальк., 1860) и лучший — Burgess-Whitney ("Journal of the American Oriental Society", т. VI). Об отношении оригинальной редакции С.-сиддханта к сохранившейся см. Введение к изданию с переводом Pañcasiddhântikâ, сделанному G. Thibaut и Sudhâkara Dvivedî (Бенарес, 1889), а также статьи S. В. Dîkshit, "The original Sûrya-Siddhânta" (в "Indian Antiquary", XIX) и M.

P. Kharegat, "On the Interpretation of certain Passages in the P. S. Of Varâha-Mihira" ("Journal of the Asiatic Society of Bombay", 1896). Изложение содержания и историческую оценку памятника см. У Thibaut, "Astronomie, Astrologie und Mathematik", в Бюлеровском "Grundriss der Indo-arischen Philologie und Altertumskunde" (т. III, вып. 9, Страсбург, 1899, §§ 23, 24, 25).С. Б—ч..

Значения в других словарях
Сурья

(санскр. Sûrya-s "солнце") — имя индийского солнечного божества = олицетворение солнца, встречающегося уже в Ригведе, где оно занимает более видное место, чем в позднейшей индийской мифологии. Его прославлению посвящено 10 отдельных гимнов Ригведы. Так как имя С. Всегда означает самый огненный шар солнца, то С. Является наиболее конкретным из всех солнечных божеств индийской мифологии и связь его со светилом никогда не теряется. Божественный свет С. На небе сравнивается с лицом великого Агни, бо..

Сурья гора

Томской губ., Бийского окр., на прав. Берегу р. Убы. Гора эта возвышается на 30 саж. Над уровнем р. Из степной равнины. Она состоит из роговикового и фельдзитового порфира, на склоне ее встречается сиенит. Жилы бурого железняка. Склоны горы покрыты наносами. В 1832 г. Здесь были открыты серебросвинцовые и медные руды, а в 1851 г. Стал разрабатываться Сугатовский рудник. К Ю.З. От него был открыт Сургутановский серебряный прииск, представляющий собою пласт глинистых железняков, проникнутых серебр..

Сурьяванша

(санскр. Sûryavamça) — см. Солнечная династия.. ..

Сурьямаса

(санскр. Sûryâmâsâ — Солнце и Месяц) — одно из парных божеств, свойственных индийской мифологии древнего, ведийского периода. Под названным именем пара Солнце — Месяц упоминается в Ригведе пять раз и три раза под именем Сурьячандрамаса (Sûryâcandramâsâ), что значит то же самое. В большинстве случаев под этими именами разумеются конкретные представления обоих светил. Так, о них говорится, что они движутся поочередно, чтобы мы могли их видеть. Брхаспати, божественный жрец, ведийский прототип Брахм..

Дополнительный поиск Сурья-сиддханта Сурья-сиддханта

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сурья-сиддханта" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сурья-сиддханта, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 15 символа