Тактика

135

Отдел теории военного искусства, исследующий. 1) боевые свойства войск и основания их мирной подготовки (воспитания и обучения) и 2) способы употребления войск на войне для достижения какой-либо стратегической цели. Первая часть Т. — элементарная Т. — отличается достаточною определенностью в выводах, так как свойства войск зависят от свойств человека, оружия, средств передвижения (лошадь, верблюд, велосипед и. Т. П.) и других данных, допускающих точное исследование. Вторая же часть — так называемая прикладная Т. — имеет дело с комбинацией этих данных при различных условиях обстановки, т. Е. С очень сложными явлениями. Бой, походные движения, расположение войск на отдых, несение ими сторожевой и разведывательной службы, ведение малой войны, засады, нечаянные нападения, служба при сопровождении транспортов и нападение на них, фуражировки и т.

П. Теория этой части Т. Дает в каждом отделе сначала общие формулы — принципы, определяющее характерные черты решения, в каких бы условиях обстановки оно ни состоялось. Затем идут правила, нормы, типы, т. Е. Более конкретные решения, частные случаи применения общих принципов при известных условиях обстановки. Важнейшим, центральным вопросом Т. Есть вопрос о бое, распадающийся на 2 частных. 1) о боевых порядках (расположение войск для боя) и 2) о ведении боя (порядке эксплуатации силы на поле сражения). В развитии этих вопросов замечается строгая последовательность, определяемая исторической эволюцией в жизни народов. Тенденция и формы военного искусства древнейших народов (индусов, египтян, вавилонян, ассириян и др.) в последнем периоде их исторической жизни (сраж.

При Фимвре, 541 г. До Р. X.) были те же, как у классических народов (греков и римлян), а последние приступали к военному делу так же, как и современные нам новые народы. Порядок развития идей и форм у тех и других совершенно одинаков, что заставляет прийти к убеждению в закономерности этих явлений, в возможности существования законов войны. История показывает, что самые замечательные явления в области Т., вообще высшее состояние военного искусства, совпадают со временем высшего состояния культуры. Для творчества в области Т. Необходимы хорошие в нравственном и физическом отношении солдаты. Века гениальных полководцев суть в то же время века расцвета философии, наук и искусств. Характер исторических народов высказывается в их тактическом творчестве не одинаково.

Здесь проявляется своего рода индивидуальность. Так, греки проводили в боях механическую теорию — принцип сосредоточения сил в точке удара, а римляне — духовную теорию боя, распределяя воинов в боевом порядке по их духовным способностям к бою (гастаты, молодые воины — впереди, принципы — воины среднего возраста — для поддержки их во второй линии. В общем резерве, в третьей линии, становились седовласые ветераны — триарии). Римляне производили энергичный, но равномерный по всему боевому фронту удар. Один только Юлий Цезарь применял вывезенные им из Греции идеи механической теории боя, но его искусство, просуществовав всего 30 лет, сошло с ним в могилу. Римлянам оно было не понятно. Последовательность в развития форм и способов боя наблюдается следующая.

Везде начинается дело с боя героев и их дружин. Потом являются небольшие армии, строящиеся в одну массу — фалангу наступательного характера. Конницу ставить по флангам. С увеличением роста армии начинают ее расчленять для удобства движения (Ксенофонт в Греции, Камилл в Риме). Заметив важность подготовки атаки метательным оружием, вводят легкие войска, начинающие бой (пелтасты у греков, велиты, антесигнаны у римлян). Для возможности повторения удара или восстановления боя является идея резерва (три линии легиона во 2-ю Пуническую войну, две линии у Мария, общий резерв Александра Македонского Юлия Цезаря). К концу исторической жизни народов, в период их старости, замечается вырождение в формах и способах боя.

Большое пристрастие к бою метательным оружием, к занятию укрепленных позиций. Наклонность к оборони начинает преобладать (оборонительный строй египтян в битве при Фимвре. Римский легион времен императоров, окруженный метательными машинами. Македонская фаланга Персея). Новые народы, основав государства на развалинах Рима и Греции, ничего на первое время от них не заимствовали, а начали развитие Т. Снова и повторили в ней те же формы, которые когда-то применялись народами классической древности. Вследствие равнинного характера Средней Европы и некоторых особенностей культуры главным родом войск долго была рыцарская конница. Пехота находилась при обозе. В борьбе швейцарцев и фламандцев за независимость зародилась пехота, способная бороться с рыцарями, причем она строилась в массивные колонны.

Одновременно с изобретением огнестрельного оружия, совпавшего с возрождением наук и искусств, европейские народы познакомились с идеями древнего военного искусства греков и римлян. Применять их первые начали фламандцы, расчленив боевой порядок, подобно римскому, на три линии. Густав Адольф перешел к двум, подобно Марию. Затем увлечение огнестрельным оружием в связи с системою вербовки вызвало линейный боевой порядок, при котором пехота вытягивалась в тонкие линии для стрельбы батальным огнем, а кавалерия строилась по флангам. Идея резерва, связанного с сильным ударом на пункте атаки, была почти забыта. Появлялась она иногда, в слабой форме, только у Фридриха Великого. Французская революция вызвала полный переворот и в области тактики.

Были восстановлены во всей целости тактические идеи классического мира. Наполеон явился высочайшим классиком. Он соединил в одно целое идеи механической теории боя греков (могущественные резервы боевого порядка, страшный coup de collier в решительный момент боя, употребление в массах всех средств боя. Пехоты, конницы, огня) и идеи Рима (организация вольтижеров — наподобие велитов, молодой и старой гвардии — по подобию принципов и триариев римского легиона, две подготовки удара. Огнем артиллерии издали и пехотными залпами и одиночными огнем с близкого расстояния). Современные бои являются слабым подражанием боев Наполеоновской эпохи.Русское военное искусство и в особенности тактика развивались самостоятельно от Европы.

На ней отразился след военного искусства монголов, затем особенность склада русской жизни и высокие качества русского солдата дали всему тактическому искусству русской армии своеобразный отпечаток. В России впервые появились полная свобода и разнообразие боевых форм и способов в ведении боя, кавалерия драгунского типа, полевая и конная артиллерия, стрелковый бой в сочетании с колоннами (еще до французской революции). Даже в последнюю войну 1877—1878 гг. Русская армия дала сильный толчок развитию европейской Т. За последние 1200 лет, когда русская армия отрешалась от слепого подражания Европе, она в области Т. Всегда шла впереди. Морская Т. Воспроизводит те же идеи, что и сухопутная. Только здесь обстановка проще — нет рельефа местности.

Быстрота движения, сила артиллерии и мин, таран, непроницаемость важнейших частей судна для неприятельских снарядов определяют его боевую способность. В настоящее время имеются суда различных типов. Эскадренные броненосцы, вооруженные сильной артиллерией, — основная сила флота в бою. Броненосные крейсеры — более легкие, быстроходные суда для разведок на дальние расстояния и для боя. Миноносцы — для метания мин, истребители — для защиты и борьбы против миноносцев. Для береговой обороны имеются суда особых типов и миноносные катера. Т. Современного флота вследствие недостаточного боевого опыта не могла еще определиться вполне, но некоторые ее основы сформулированы адмиралом Рандольфом следующим образом. 1) для возможно сильного нападения необходимо, чтобы каждое судно, без вреда соседним, совершенно свободно пользовалось своим тараном и артиллерией (включая и мины).

2) суда должны оказывать одно другому наибольшую взаимную поддержку и защиту от неприятельских таранов. 3) предпочтителен возможно сомкнутый строй, как для выполнения вышеприведенных задач, так и для предупреждения опасности подвергнуть один из своих кораблей огню нескольких неприятельских. 4) каждый корабль должен иметь полную свободу увеличивать и уменьшать ход, изменять курс. 5) легкость перехода от одного неприятельского судна к другому после перестройки или боя весьма важна. 6) крайне важен также быстрый сбор разъединенных судов как для вторичной атаки неприятеля, так и для взаимной поддержки между ними. 7) необходимо обеспечить превосходство сил в бою, имея против каждого неприятельского судна своих два или хоть одно, но сильнейшее.

8) для наиболее полной эксплуатации победы необходим резерв.Литература Т. Необыкновенно богата. Современные сочинения. На немецк. Языке — Balck, "Taktik". На французском — Derrécagaise, "La guerre moderne". Pierron, "Les méthodes de guerre". Maillard, "Elements de la guerre". Lamiraux, "Etudes pratique de guerre". На русском — Драгомиров, "Записки тактики". Гудим-Левкович, "Элементарная тактика". Леер, "Прикладная тактика". Орлов, "Элементарная тактика". Михневич, "Влияние новейших технических изобретений на тактику войск". Его же, "История военного искусства с древнейших времен до начала XIX столетия" (история тактики). По морской тактике. Дуглас (Рыкачев), "Морская война при помощи пара". Бутаков, "Новые основания пароходной тактики".

Гривель (Иванов), "О морской войне. Морская тактика в Англии". Атльмайер (Лиденфельдт), "Война на море". Беклемишев, "О специально минных судах". Коломб (Беклемишев), "Военно-морская игра".Н. Л. Михневич..

Значения в других словарях
Такт, в музыке

(tatto — ит., tactum — лат. От tangere — бить) — в музыке прием, благодаря которому графическое изображение пьесы получает полную ясность и легкость для чтения. Количество музыкальных звуков (нот), распределенных на нотоносце горизонтально, делится вертикальными чертами. Ноты, заключенные между двумя такими чертами, составляют Т., а черты называются тактовыми. Сумма длительности нот одного Т. Должна, по общему правилу, быть равна сумме длительности другого. Но бывают и случаи неравенства длитель..

Такт, в психологии

Термин психологический, от tango, касаюсь — обозначает чувство меры и приличия, выражающееся в словах и поступках человека. В понятии Т. Много условного, зависящего от обстоятельств времени и места. Чувство Т. — отчасти прирожденное или унаследованное, отчасти приобретенное. В двух сферах чувство Т. Проявляется по преимуществу — в сфере воспитания и в сфере эстетической. По существу Т. Есть сознание той границы, которая дана каждому лицу в его душевных качествах и общественном положении, и деяте..

Тактики и стратегики

(τακτικόν, στρατηγικόν). — Под этими и некоторыми другими названиями дошли до нас военные сочинения византийцев (ср. Стратегия). Это по большей части компиляции и переработки греческих образцов, очень ценные в историческом отношении. Основными источниками византийской военной литературы являются, с одной стороны, Онесандр, с другой — Элианс и Арриан. Последние принадлежат к школе Посейдония Родосского, философа-стоика, друга Помпея и Цицерона. Ученик Посейдония, Асклепиодот, составил руководство..

Тактикон

См. Никон Черногорец.. ..

Дополнительный поиск Тактика Тактика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тактика" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тактика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 7 символа