Тверитинов

72

Дмитрий Евдокимович — московский еретик, родом из Твери. Был сначала стрельцом (и назывался Дерюшкиным), потом перешел в чернослободцы. Около 1692 г. Т. Пришел в Москву и, чтобы снискивать себе пропитание, служил у иноземцев разных религий. Когда в Немецкой слободе в 1700 г. Открыта была первая частная аптека Грегори, туда поступил Т. "искать науки у дохтуров и лекарей". Учась лекарскому искусству, Т. Усвоил многие из протестантских воззрений и впоследствии к ним прибавил свои домыслы. Т. Отрицал авторитет церковного предания, отвергал значение церкви с ее иерархией, соборами и св. Отцами, говоря. "я де сам церковь, во Христе все — цари и иереи". Признавая единственным ходатаем Иисуса Христа, Т. Отрицал всякое посредничество между человеком и Богом, ходатайство ангелов, Богоматери и святых, отвергал почитание их, равно как и молитву за умерших.

Отрицал таинства, под крещением разумея только крещение Духом, под евхаристией — только воспоминание о жертве Спасителя. Отрицал чудеса, обряды, почитание икон, креста, мощей, посты, монашество и другие установления церкви. От протестантизма учение Т. Существенно отличалось тем, что он не принял основного догмата протестантов — об оправдании одною верою, а напротив, говорил, что человек спасается единственно по своим делам и заслугам. Т. Пользовался всяким случаем, чтобы распространять свои воззрения. Если больной просил у него лекарства от глазной или зубной боли, он с насмешкой советовал ему сделать серебряный глазок или зубок к образу св. Ипатия или Антипия чудотворца. Если заставал больного за чтением церковной книги, то отговаривал от чтения, утверждая, что в Библии находится все нужное для спасения.

При виде постной пищи вооружался против постов. Встречаясь с людьми, интересовавшимися богословскими вопросами, заводил речь о догматах, отличавших православную церковь от протестантской, и, смотря по обстоятельствам, то прямо критиковал православное учение, то представлялся сомневающимся. В переднем углу квартиры Т. Вместо иконы находился лист с начертанными на нем двумя первыми заповедями. В особых тетрадях Т. Собрал до 500 библейских текстов, разделив их на группы в доказательство отдельных протестантских мнений и каждую группу отметив особыми надписями вроде следующих. "о идолех языческих" — против иконопочитания, "о тлении человеческого естества" — против чествования св. Мощей и др. Эти тетради вместе с переведенным на русский язык Лютеровым катехизисом он давал читать и списывать.

Многие принимали учение Т. И в свою очередь распространяли его. В течение 10 лет Т. Приобрел не одну тысячу единомышленников в Москве, Серпухове и других местах. Наиболее ревностными из них были его двоюродный брат цирюльник Фома Иванов и фискал Михайло Андреев Косой. С 1713 г. Началось следственное дело о московских еретиках. Следствие, произведенное духовным начальством при содействии Преображенского приказа, обнаружило виновность Т. И некоторых других. Петр Вел., удовольствовавшись отречением их от еретических мнений, поручил Стефану Яворскому присоединить их к церкви без дальней проволочки. Вопреки царской воле Стефан заключил обвиняемых в монастыри, продолжал следственное дело и обнародовал "увещание к православным", приглашая всех, кто знает что-нибудь о Т.

И его единомышленниках, объявлять о том "освященному собору". Сильно повредил своим товарищам Фома Иванов, находившийся на покаянии в Чудовом монастыре. Он рассек косарем в церкви образ св. Алексея-чудотворца. В 1714 г. Московский собор предал еретиков проклятию и отдал их гражданскому суду. 30 ноября 1714 г. Фома Иванов по царскому указу сожжен был в срубе на Красной площади. Прежде чем гражданский суд произнес свой приговор над Т. И его "богопротивной компанией", дело о нем опять потребовано было в С.-Петербург. Самого Стефана Яворского звали "к ответу о бывшем соборе". В 1718 г. Т. Был освобожден на поруки и впоследствии, раскаявшись в своих заблуждениях, ходатайствовал о полном прощении. Св. Синод в 1723 г. Определил разрешить его от церковного проклятия, и он был принят в церковное общение.

Для пресечения еретической пропаганды Стефан Яворский и инок Пафнутий вступили в полемику с взглядами Т. И с протестантским учением. Первый написал "Камень веры", второй — "Рожнец духовный". Ср. Ф. Терновский, "Местоблюститель патриаршего престола, митрополит Рязанский Стефан Яворский и Дмитрий Т." ("Прибавления к творениям св. Отцев", ч. XXI, М., 1862). Его же, "Московские еретики в царствование Петра I" ("Правосл. Обозрение", 1863, №№ 4, 5 и 6). Н. Тихонравов, "Московские вольнодумцы начала XVIII в. И Стефан Яворский" ("Русский вестник", 1870, № 9. 1871, №№ 2 и 6). "Памятники древней письменности. Дело Т." (СПб., 1882). Д. Цветаев, "Дело Т." ("Православное обозрение", 1883, № 8). С. Соловьев, "История России" (1866, т. XVI, стр. 336—344).

И. Знаменский, "Руководство к русской церковной истории" (Казань, 1888). А. Доброклонский, "Руководство по истории русской церкви" (вып. IV, M., 1893)..

Значения в других словарях
Тверецкий канал

В городе Вышний Волочок Тверской губернии, соединяет реку Тверцу (Волжского бассейна) с рекой Цною (Балтийского бассейна) и входит в состав Вышневолоцкой водной системы (см.). Устроен в 1703 г. Длина 2 версты 363,5 саженей, ширина 10 саженей, глубина 3—5 аршин. При соединении канала с Тверцой — гранитный шлюз, при запоре которого вода поднимается на 3 аршина. В начале XIX в., когда Вышневолоцкий путь был важнейшим в России, через Т. Канал проходило до 5000 судов в год. С развитием Мариинской сис..

Твери

(Тверы) — местечко Ковенской губернии, Тельшевского уезда, в 28 верстах от уездного города. Жителей 872. Церковь, синагога, богадельня, школа. Несколько лавок. Ярмарка.. ..

Тверская губерния

Iобыкновенно причисляется к Московской промышленной области Европейской России, хотя правильнее было бы к этой области отнести только южную часть губернии, северную же — к Приозерной. Т. Губерния лежит между 55°54' и 58°52' с. Ш. И 31°54' и 38°20' в. Д. Расширяется от З к В. В этом направлении тянется на 345 вер., с С к Ю — на 235 вер. На С к Т. Губ. Прилегает Новгородская, на В — Ярославская, на ЮВ — Владимирская, на Ю — Московская и Смоленская, на З — Псковская. Пограничная линия — 1430 вер. П..

Тверская губерния (дополнение к статье)

(см.). — По данным переписи 1897 г. В Т. Губ. Было 1769135 жителей, из них в городах 154769. Свыше 10 тыс. Жителей имели Тверь (54), Ржев (21), Вышний Волочек (17), Торжок (13) и Осташков (10). Распределение населения по уездам см. "Россия" (см.). По данным центр. Стат. Ком. В 1905 г. В Т. Губ. Было 2037200 жителей. Карел 117679, или 6 %. Остальное население, за незначительными исключениями, великорусское. В 1906 г. На СЗ губернии открыта новая железная дорога, соединяющая ст. Бологое (Никол. Ж...

Дополнительный поиск Тверитинов Тверитинов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тверитинов" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тверитинов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 10 символа