Творительный падеж

85

(грамм. Латинское название — instrumentalis) — сохранился в санскритском, зендском, древнеперсидском, литовском, латышском и славянском, а в остатках — в латинском, греческом и германском. Он образуется различными суффиксами, разнообразие которых до сих пор еще не объяснено. В единственном числе было, по-видимому, три способа образования Т. Падежа. 1) при помощи суффикса -а. Сюда относятся некоторые греческие наречия (и предлоги), напр. Άμα "вместе", πάρα "рядом", πεδά (= μετά) "вслед за" и др. Санскр. Формы деепричастия на -уа (как â- -gamya, "придя") тоже объясняются как Т. Падеж основ на -i (nomina actionis), что вполне соответствует и значению этих форм ("придя" = "с приходом"). 2) при помощи суф. -bhi. Сюда относится греческий и гомеровский суф.

-φι (v), который может иметь и значение Т. Падежа множественного числа (а также значение местного и аблатива обоих чисел). Например αμ ήοι φαιυομέυηφί, "с появлением зари" (соб. "с появляющейся зарею"). 3) при помощи суф. -mi, который сохранился в балтийско-славянской группе языков. Например литовское naktimì "ночью", церк.-слав. , литовское sunumì "сыном", церк.-слав. И т. П. Во множественном числе Т. Падеж в различных языках имеет еще более разнообразные окончания, которые могут быть сведены в главных чертах к суффиксам -bhis -mis. Например, санскр. Áçva-bhis "кобылами", avi-bhis "овцами". Греч. Формы на -φι, как vaϋ-φι "кораблями". Литовск. Rañko-mis "руками", церк.-слав. Основы на -о- имели окончание -ōis. Напр., санскр. Vrk-ais, греч.

Λύχ-oις, лат. Lup-is, литовск. Vilk-ais "волками". Неясны церк.-слав. Формы на , как . В двойственном числе формы Т. Падежа совпали с формами дательного и аблатива. Окончания и здесь разнообразны. Санскр. -bhyām. Vrka-bhyām "обоими волками". Литовск. -т. Vilka-m. Церк.-слав. Особняком стоит греческое окончание -ουν -οιν и в основах на -α -αiv (со значением также родительного и местного падежей двойственного числа). Ποδοϊιν, ποδοϊν "обеими ногами", κόρaιv "обеими девицами". При всем своем разнообразии суффиксы Т. Падежа выказывают некоторые признаки родства. Так, суффиксы множественного числа -bhis -mis отличаются от суффиксов единственного числа -bhi-, -mi только конечным звуком -s, обозначающим, как полагают, множественное число.

Допускавшееся прежде родство суфф. Со звуками -bh и -т- в настоящее время должно быть отвергнуто, так как звуки bh и т нигде, кроме этих суффиксов, не чередуются. Теперь признается более вероятным самостоятельное существование двух основных суффиксов -bhoi -bhei -bhi (напр., церк.-слав. Дательный падеж , лат. Ti-bei) и -то -те (напр., церк.-слав. Дат. Падеж множественного числа ). Из -bhi и -то возникли новые разновидности -mi и -bho (последнее в лат. Дат., Т. И аблативе множественного числа -bu-s. Ovi-bus "овцами"). Это объяснение дает возможность объяснить и суфф. -а (см. Выше), встречающийся в греческом и санскритском языках, производя его из *-m (гласного -m), которое как в санскрите, так и в греческом языке дало звук -а (ср.

Винительный падеж единственного числа *-т греч. -v и -а). Синтаксическая функция Т. Падежа в латинском языке перешла на ablativus, который по форме является также отчасти Т. Падежом, отчасти местным. В греческом так называемый дательный падеж заменил первоначальный Т. Основное синтаксическое значение Т. Падежа — социативное (совместность). В Т. Падеже ставится имя того лица или предмета, вместе с которым подлежащее выполняет какое-либо действие. Отсюда естественен переход к значению орудия, при помощи которого выполняется действие (casus instrumentalis в собственном смысле). Все отдельные значения Т. Падежа легко сводятся к указанному первоначальному. Такие разновидности значения, как Т. Образа действия, места, времени, обусловливаются не особенным оттенком грамматического значения падежа, а особенностями реального значения слов, стоящих в Т.

Падеже. Так, если слово обозначает некоторый промежуток времени, то мы получаем так называемый Т. Времени. То же можно сказать и о других разновидностях Т. Падежа, включая и значение орудия. Для последнего значения необходимо, чтобы имя, стоящее в Т. Падеже, было именем предмета, а не лица. Социативное значение Т. Падежа сохранилось довольно ясно в индоевропейских языках. Напр. В санскрите. Devo devébhir â gamat — "пусть бог придет вместе с богами". В греческом μεμαότες έγχειησι — "стремясь вперед с копьями". В латинском. Caesar omnibus copiis Ilerdam proficiscitur — "Ц. Со всеми войсками отправляется в Илерду". Если в Т. Падеже стоит имя предмета, которым выполняется действие, то получается Т. Орудия. Напр. "рубит топором", "писать пером" и т.

Д. Если в Т. Падеже стоит имя сопровождающих действие обстоятельств, то он получает значение обстоятельства образа действия (modi). Напр. Латинское capillo passo — "с распущенными волосами" (так называемый ablativus absolutus по большей части есть Т. Падеж). Отсюда понятен переход к Т. Качества (qualitatis). Напр. Церк.-слав.Т. Места обозначает распространение по некоторой части пространства. Напр. "идти дорогой", "ехать морем, лесом" и т. П. Подобное же значение имеет Т. Времени. "ночью", "днем" и т. Д. Все глаголы, наречия и предлоги, обозначающие совместность, обыкновенно соединяются с Т. Падежом. Напр., греческое μαχoμai τινι "сражаюсь с кем". Предлог σύν "с", наречия άμα, ομου "вместе", латинское cum "с", славян. — все ставятся с Т.

Падежом. В балтийско-славянской группе языков Т. Падеж часто употребляется как падеж именного сказуемого. Напр. "быть рыбаком", "быть богатым". Эта разновидность Т. Падежа развилась из Т. Образа действия. Процесс перехода значений может быть иллюстрирован следующими примерами. "у дороги белым камнем осталась Марья царевна", "Игорь соколом полете". Подобный Т. Падеж легко мог употребляться при глаголах, обозначающих "становиться, быть, называться", и таким образом превратиться в Т. Именного сказуемого.Литература. Brugmann, "Grundriss d. Vergl. Gramm." (II). Hirt, "Indogerm. Forschungen" (I). W. Streitberg, "Ind. Forsch." (III). Hirt, "Ueber die mit -m- und -bh-gebildeten Kasussuffixe. Ind. Forsch." (V). B. Delbrück, "Ablativ Localis lustrumentalis, em Beitrag zur vergleichenden Syntax" (Б., 1867).

Hübschmann, "Zur Casuslehre" (Мюнхен, 1875). В. Delbrück, "Vergl. Synt." (I). А. Потебня, "Из записок по русской грамматике" (Харьков, 1874).Д. Кудрявский..

Значения в других словарях
Твиртоба

(груз.) — повинность, существовавшая в Мингрелии и заключавшаясяв том, что крестьяне обязаны были везти или нести господские тяжести при переездах помещика или его семейства.. ..

Твис

Ричард (Twiss, 1747—1821) — английский путешественник. Его первое сочинение. "Travels in Portugal and Spain" (1772) представляет мало интереса. Следующее сочинение Т., "A tour in Ireland in the year 1775" (Лонд., 1776), исполненное нападок на суеверие католического населения Ирландии и на невежественных священников, вызвало негодование не только со стороны католиков, но даже и со стороны протестантов. Кроме того, Т. Написал. "A tour to Paris in the year 1792" (Лонд., 1792), "Miscellaneous" (Лонд..

Творог

Получается обыкновенно из простокваши нагреванием ее в течение нескольких часов при температуре, не превышающей 100°, при чем казеин молока, а отчасти и его альбумин, совокупным действием молочной кислоты и высокой температуры свертываются, увлекая значительную часть содержащегося в простокваше жира. Сыворотка же при этом отделяется. Вынутый из печи Т. Кладется в конусообразные полотняные мешки, отцеживается от сыворотки и прессуется. Получающийся продукт представляется в виде твердых комков, ле..

Творожников Иван Иванович

Живописец-жанрист, сын крестьянина Московской губ., род. В 1848 г. Окончив курс в СПб. Рисовальной школе Имп. Общества поощрения худ. В 1868 г., продолжал свое образование в Академии художеств и получил от нее за успехи в рисовании и живописи две малые и две большие серебр. Медали. Был выпущен из Академии в 1875 г. С малою золотою медалью и званием классного художника I степени, присужденными ему за написанную по программе картину "Давид, играющий на гуслях перед Саулом". Лучшие его произведения..

Дополнительный поиск Творительный падеж Творительный падеж

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Творительный падеж" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Творительный падеж, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 18 символа