Тихон Задонский

79

Св. — знаменитый иерарх и духовный писатель. Род. В 1724 г. В селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губ., от бедного дьячка Савелья Кириллова, и назван Тимофеем. Учился в Новгородской семинарии и был оставлен при ней учителем. В 1758 г. Принял монашество с именем Тихона. В 1759 г. Назначен архимандритом Желтикова м-ря, потом переведен в Отроч м-рь и назначен ректором тверской семинарии и учителем богословия. В 1761 г. Т. Был возведен в сан епископа Кексгольмского и Ладожского викария Новгородской епархии, а в 1763 г. Перемещен на самостоятельную воронежскую епископскую кафедру. В первый же год своего пребывания в Воронеже, чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, Т. Написал краткое учение "О седми св.

Тайнах". В следующем году им написано "Прибавление к должности священнической о тайне св. Покаяния". В этом сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушенного исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной, доходящей до отчаяния скорби о грехах, утешать милосердием Божием. Чтобы побудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, Т. Предписал, чтобы на литургии всякий воскресный и праздничный день читать или Толковое евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в церкви, или полезное слово из Пролога. Он установил в кафедральном соборе по воскресным дням проповедание слова Божия, вызвав для этой цели из Московской славяно-греко-латинской академии Ивана Васильева Турбина.

К слушанию его поучений должны были собираться священно- и церковнослужители. В уездные города разослана была особая книжка для чтения в церквах. Духовенству было дано наставление, в котором были разъяснены высокие обязанности священника. В своих судебных решениях Т. Являлся не столько судьей, карающим поступок, сколько пастырем, заботящимся об исправлении виновного. Еще раньше указа 1766 г. Т. Запретил своей консистории телесное наказание священнослужителей. Защищал своих подчиненных и от светских властей тогда еще дикого Донского края. По прибытии в Воронеж Т. Нашел там лишь одну школу. Другая была в гор. Острогожске. Он предписал открывать по всем городам славянские школы, но они оказались малополезными. Тогда открыты были латинские школы в Острогожске и Ельце.

Когда была ассигнована первая незначительная сумма на содержание училищ, Т. Немедленно устроил в Воронеже полную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Т. Часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам. Для нравственного руководства учеников составил инструкцию ("Инструкция, что семинаристам должно наблюдать"). Пораженный дурным состоянием воронежских м-рей, Т. Усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам. Не довольствуясь одною устною проповедью, которую не все могли услышать, Т. Писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа. "Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда содержать должно".

"Краткое наставление, како подобает себе в христианской должности содержать. "Наставление о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям" с кратким изъяснением десяти заповедей. "Примечания некая, из Святого Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая с последующими образами, с кратким увещанием к скорому обращению". Им было написано также большое сочинение. "Плоть и Дух". Из проповедей Т. Особенно замечательно "Слово о сырной седмице", а из увещаний — "Увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося Ярило". Т. Правил Воронежскою епархией 4 года и 7 месяцев. По расстройству здоровья он в конце 1767 г. Испросил себе увольнение и поселился сначала в Толшевском монастыре (в 40 вер.

От Воронежа), а с марта 1769 г. — в Задонском монастыре. Здесь Т. Своею жизнью показал пример высокого благочестия и аскетизма. Все время его, за исключением 4—5 часов тревожного отдыха, проходило в богословских занятиях и молитве. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную, несмотря на слабость сил, часто занимался тяжелыми работами, колол дрова, косил сено и пр. Строгий к себе, он был любовно снисходителен к слабостям других. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием. Будучи богословом и подвижником, смиренно брал уроки духовной мудрости и духовного утешения из уст простых, неграмотных, но благочестивых монастырских старцев.

Однажды в гостях у знакомых он вступил в беседу с каким-то дворянином вольтерьянцем и кротко, но сильно стал опровергать его. Собеседник вышел из себя и дал ему пощечину. Святитель тут же упал ему в ноги с мольбой о прощении — и этим так на него подействовал, что он с этих пор сделался хорошим христианином. Келья святителя сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставление и благословение. Особенно любил Т. Беседовать с простым народом, утешал его в его тяжелой доле, увещевал не роптать против начальства и господ, помогал разоренным деньгами. Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви.

Иногда он сам являлся в дома нуждавшихся в его участии. Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем перед ними за их угнетенных крестьян. На благотворения шла вся его 500-рублевая пенсия и все, что он получал в дар от знакомых. Первым трудом Т. В Задонске было сочинение "Об истинном христианстве". Все сказанное здесь не только глубоко продумано, но и прочувствовано. Затем Т. Трудился над книгою "Сокровище духовное от мира собираемое". Это — размышления о предметах веры по поводу слов, изречений или каких-нибудь явлений из видимой природы. В то же время он составил еще "Проповеди краткие", "Наставление монашествующим", "Письма келейные", "Письма, к некоторым приятелям посланные" и "Наставление христианское".

Св. Синод оценил достоинство этих произведений, составив из них для чтения в церквах "Наставление о собственных всякого христианина должностях" (1789. 48 изд. M., 1870). Специально для монахов написаны Т. "Правила монашеского жития" и "Наставление обратившимся от суетного мира". Кончина его последовала 13 августа 1783 г., а торжественное открытие его мощей — в 1861 г. Мощи Т. Открыто почивают в Задонском Богородицком монастыре (см.). "Сочинения преосвященного Т., епископа Воронежского и Елецкого" изданы в СПб. В 1825—26 гг., в 15 част. Впоследствии Св. Синод взял на себя полное издание писаний св. Т. (M., 1 изд. 1836, 5 изд. 1889). Жизнь св. Т. Описали два его келейника — Иоанн Ефимов, в монашестве Тихон, и В. И. Чеботарев. Письма Ефимова, в которых изображается жизнь св.

Т. На покое, хранятся в Киево-Софийской библиотеке (под № 194). В извлечении они напечатаны в составленном митр. Евгением жизнеописании Т., приложенном ко второму изданию "Творений" Т. "Записки о святителе Т." Василия Чеботарева напечатаны в "Православном обозрении" за 1861 г., № 7. Ср. Е. Болховитинов, "Описание жизни преосвящ. Т., епископа воронежского и елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного" (СПб., 1796). П. С. Казанский, "Труды святителя Т. I, епископа воронежского, по управлению воронежскою паствою" ("Прибавления к Творениям св. Отцов", 1862). "Житие иже во святых отца нашего Т., епископа воронежского, всея России чудотворца" (изд. 2, СПб., 1862). "Жизнь новоявленного угодника Божия Т., епископа воронежского и елецкого, с присовокуплением избранных мест из его творений" (изд.

2, M., 1862). "Житие святителя Т. Задонского" (СПб., 1866). В. Михайловский, "Святый Т., епископ воронежский и задонский" (СПб., 1873). Архим. Игнатий, "Краткие жизнеописания русских святых" (СПб., 1875). "Житие святителя Т. Задонского" (М., 1894). Прот. А. Лебедев, "Святитель Т. Задонский и всея России чудотворец" (изд. 3, СПб., 1896). К. Здравомыслов, "Иерархи новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени" (Новгород, 1897). П. Кратиров, "Святитель Т. Задонский, как пастырь и пастыреучитель" (Казань, 1897)..

Значения в других словарях
Тихон в мире Павел Клитин

(1835—1896) — духовный писатель. Окончил курс в СПб. Дух. Акад. Занимал в Казанской акад. Кафедру Свящ. Писания. Был ректором Самарской дух. Семинарии, затем епископом Оренбургским. Написал. "Опыт объяснения книг Свящ. Писания. Из записок на книгу Исход" ("Правосл. Собеседник", 1874, I).. ..

Тихон в мире Яков Григорьевич Ципляковский

(ум. В 1896 г.) — духовный писатель. Окончил курс в Тамбовской дух. Семинарии. Приняв монашество, был настоятелем Темниковкого Санаксарского м-ря, позже Лебедянского Троицкого м-ря. Последние годы жил на покое в Вышинской пустыни. Главные его труды. "Искатель непрестанной молитвы" (М., 1889), "Слово — язык во суду слова Божия" ("Душепол. Чтение", 1896), "Жизнеописание старца Феодора (Ушакова), основателя Санаксарского м-ря", "Едино на потребу — сущность жития иноческого", "Воспоминание Вышинског..

Тихон святые православной церкви

— 1) св. Т. Чудотворец, епископ гор. Амафунта на о-ве Кипре, где он и родился. В его время на о-ве Кипре было еще немало язычников, и он ревностно и успешно обращал их ко Христу. Скончался в 425 г. В глубокой старости, прославясь чудотворною силою. Память 16 июня. 2) Т. ..

Тихон — безобразный демон

(Τύκων), сопровождавший Афродиту или Приапа. По Страбону, ему поклонялись в Афинах вместе с Конисахом и Ороаном.. ..

Дополнительный поиск Тихон Задонский Тихон Задонский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тихон Задонский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тихон Задонский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 15 символа