Толанд

101

Джон (Toland) — англ. Деист (1670—1722), незаконный сын ирландского католического священника. Был воспитан в принципах католической церкви, но 16 лет перешел в протестантство. Закончив свое образование в университетах Глазго, Эдинбурга и Лейдена, он в 1690 г. Сделался "master of arts" Эдинбургского унив. Первое и самое крупное сочинение Т. "Christianity not mysterious" появилось в 1696 г. Т. Опирается на философские принципы Локка, но Локк всячески и вполне искренне старался доказать, что его принципы не имеют ничего общего с принципами Т. Действительно, Т. В своих утверждениях идет гораздо далее Локка. Не отрицая откровения, Т. Смотрит на него как на источник познания, нуждающийся лишь в разумном обосновании. Таинство не есть непостижимое для человека утверждение, а лишь положение, ставшее человеку известным путем откровения.

В этом смысле существование Америки было тайною, пока Америку не открыл Колумб. Разум есть единственное основание достоверности. Признание истинности известного положения не может быть выведено из противоречивого авторитета отцов церкви и соборов, а зависит исключительно от приведенных в пользу положения доказательств. Из христианства как учения должно быть исключено все то, что противоречит принципам истинного знания. Очевидно, что все эти принципы несогласны с христианством как учением исторически сложившимся, затруднения, которые пришлось бы устранить Т., если б он стал последовательно проводить свои взгляды, привели бы его к отрицанию христианства. Противники Т. Его деизм называли попросту атеизмом. Вызванная сочинением Т.

Буря отразилась на всей его дальнейшей жизни. Стали требовать не только сожжения книги, но и самого автора. 14 августа 1697 г. В Дублине начался процесс против Т. 11 сентября книга была приговорена к публичному сожжению, а автор — к тюремному заключению. Толанд бежал в Англию и с этого времени вел скитальческую жизнь, вечно борясь с нуждою. Средствами для пропитания служили ему незначительный литературный заработок и пособие со стороны сочувствовавших ему лиц. В 1699 г. Т. Издал биографию Мильтона, имеющую и до настоящего времени ценность. Эта биография навлекла на Толанда ненависть роялистов, так как он защищал в ней политические принципы Мильтона. В 1701 г. Т. Выступил с брошюрою "Anglia libera" в защиту прав престолонаследия Ганноверского дома.

Благодаря этому Т. Принял участие в политической жизни, побывал в Ганновере и представил принцессе Софии свою брошюру. В Ганновере Т. Познакомился с Лейбницем и получил приглашение от королевы Софии-Шарлотты в Берлин. С королевой он вел беседы на религиозные и философские темы. Возвратившись в Англию, Т. Издал целый ряд политических памфлетов и брошюр. К 1704 г. Относятся его "Letters to Serena", содержащие переписку с королевою Софией-Шарлоттою. Следующие годы жизни Т. Поглощены литературной работой, а также исполнением различных политических поручений. При этом Толанду приходилось совершать путешествия в Вену, Прагу и другие города. Сохранилась любопытная докладная записка Т. Роберту Гарлею, графу Оксфордскому, в коей Т.

Предлагает свои услуги "отечеству", с тем, однако, условием, чтобы поручения, даваемые ему, не противоречили принципам "гражданской свободы, свободы совести и протестантского престолонаследия в Англии". При всех талантах Т. Ему не удалось создать себе независимого и прочного положения. Под конец жизни он терпел крайнюю нужду. Причину этого следует искать в ненависти многочисленных и сильных врагов его. В 1720 г. Он издал "Pantheistikon", вновь возбудивший против него гонения духовенства. Он различает здесь эзотерическое учение от экзотерического и дает повод думать, что желает основать тайную секту с антирелигиозными тенденциями. Геттнер в своей истории литературы и Ланге в истории материализма указали на значение Т.

В развитии материалистических учений. Вряд ли указание это справедливо. Т. Признавал единство материи и силы, а также единство материи и духа, и, таким образом, приближался к тому мировоззрению, которое ныне называют монизмом. В философских утверждениях Т. (как, например, в учении, что движение есть первичное свойство материи) нет особой оригинальности. Все значение его исчерпывается его деизмом, послужившим отправной точкою для дальнейшего движения в сфере религиозной критики. Здесь его влияние на английских и французских писателей несомненно. Вольтер в своих письмах из Англии часто упоминает о Т. Некоторое влияние как философ Т. Имел на Гольбаха. В общем о Т. Следует сказать, что он далее критики не пошел. В жизни Т.

Не был мучеником за идею. Он был лишь, как и называл себя, "свободным мыслителем" (freethinker). См. Leslie Stephen, "History of English Thought in the XVIII century" (Лонд., 1881). Gr. Berthold, "John Toland und d. Monismus d. Gegenwart" (Гейдельберг, 1876).Э. Р..

Значения в других словарях
Толан растение

— название растения Berteroa inсаnа DC. (см. Икотник), по Роговичу.. ..

Толан, растение

Название растения Berteroa incana DC. (см. Икотник), по Роговичу.. ..

Толбачинская гора

Дымящийся вулкан на п-ове Камчатке между устьями pp. Камчатка и Толбачик. В 1739 г. Было сильное извержение Т., которым уничтожило соседний лес и пеплом покрыло на 50 в. Окрестность.. ..

Толбиак

См. Цюльпих.. ..

Дополнительный поиск Толанд Толанд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Толанд" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Толанд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа