Торговое мореходство
Благодаря успехам морской техники, Т. Мореходство развивается чрезвычайно быстро. Оно не может сравняться с сухопутным, главным образом — железнодорожным, но является весьма могучим элементом международного обмена. Не так еще давно Австралия, южная Африка, Южная Америка и особенно группы островов Океании были совершенно отрезаны от центра мировой торговли и принимали лишь весьма слабое и случайное участие в оборотах всемирного рынка. В настоящее время, благодаря быстро развивающемуся торговому флоту, наиболее важные порты Старого и Нового Света связаны между собою постоянными сообщениями. От главных мировых центров — Лондона, Ливерпуля, Гамбурга, Бремена, Гавра, Филадельфии, Марселя, Нью-Йорка, — исходят правильные рейсы для грузового и пассажирского движения, и товарообмен принял правильный характер.
Торговым флотом располагают далеко не все государства, и потому грузовое движение каждая страна производит не только на своих, но на чужих судах. Какое именно количество груза перевозится торговым флотом — трудно определить, так как статистика большинства государств усчитывает не количество привозимого или отправляемого груза, а тоннаж приходящих и отходящих судов, с указанием лишь флага, под которым оно ходит, пришло ли оно с грузом или балластом, паровое ли оно или парусное и пр. По приблизительному подсчету, тоннаж всех судов, вошедших в 1900 г. Во все порты всемирного рынка и вышедших оттуда, определяется в 500 милл. Тонн. Приход и отход судов обусловливаются как береговым развитием данной страны, так и ее торговыми оборотами.
И в том, и в другом отношении Великобритания резко выдается из ряда других стран, как это видно из нижеприводимого сопоставления данных за последние тридцать лет. Приход и отход по флагам паровых и парусных судов с грузом и балластом в главнейших странах (в тыс. Рег. Тонн):------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1868 г. | 1898 г. || |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| | Пришло. | Отошло. | Пришло. | Отошло || |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| | Национ.
| Иностр. | Национ. | Иностр. | Национ. | Иностр. | Национ. | Иностр. ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Россия | 327 | 2353 | 323 | 2361 | 891 | 7857 | 903 | 7820 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Великобритания | 11226 | 5397 | 11435 | 5624 | 31857 | 13268 | 32360 | 13479 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Германия | 1555 | 2370 | 1568 | 2361 | 5953 | 7771 | 6082 | 7731 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Франция | 2359 | 4442 | 2429 | 4424 | 4612 | 11951 | 4925 | 12076 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Австро-Венгрия*) | 2513 | 616 | 2506 | 663 | 10884 | 830 | 10872 | 832 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Италия*) | 1254 | 2376 | 1350 | 2289 | 8006 | 9981 | 8001 | 10634 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Голландия | 494 | 1118 | 501 | 1137 | 2194 | 6501 | 2210 | 6420 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Бельгия | 86 | 1242 | 89 | 1238 | 1487 | 6747 | 1487 | 6798 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Соединенные Штаты | 2466 | 3106 | 3718 | 4561 | 3362 | 18338 | 3231 | 18661 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Скандинавия | 1738 | 1783 | 1701 | 1795 | 4739 | 5831 | 4760 | 5847 |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ *) Со включением судов каботажного плавания.
Для десяти поименованных стран приход и отход всех торговых судов за последние 30 лет увеличился почти в 31/2 раза, но для отдельных стран это отношение различно. Первое место, как в начале, так и в конце этого периода принадлежит Великобритании, причем тоннаж пришедших и ушедших судов почти утроился. В Германию в 1868 г. Пришли суда вместимостью в 3925 тыс. Т., а в 1898 г. — в 13724, т. Е. Почти в 4 раз больше. В Т. Мореходстве большие успехи сделали и Соединенные Штаты, занимающие ныне второе место. Относительные успехи России довольно велики, но абсолютное участие ее в Т. Мореходстве слабо. В этом отношении она стоит рядом с Бельгией. В приведенной таблице заслуживает особенного внимания распределение судов по флагам.
Как в начале, так и в конце рассматриваемого тридцатилетия только Великобритания и Австро-Венгрия пользуются преимущественно собственными судами. Все прочие страны широко прибегают к помощи иностранных, в числе коих первое место занимают британские суда. Распределение Т. Мореходства между паровым и парусным флотом для тех же 10 стран и в тот же тридцатилетный период показано в следующей таблице (в тыс. Рег. Тонн):------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1868 г. | 1898 г. || |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| | Пришло | Отошло | Пришло | Отошло || |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| | Паров.
| Парус. | Паров. | Парус. | Паров. | Парус. | Паров. | Парус. ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Россия | — | — | — | 8344 | 404 | 332 | 391 | ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Великобритания | 381 | 10242 | 6294 | 10765 | 40779 | 4346 | 41538 | 4301 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Германия | 1860 | 2065 | 1844 | 2085 | 12372 | 1352 | 12467 | 1346 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Франция | 3056 | 3746 | 3038 | 3815 | 15266 | 1297 | 15622 | 1379 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Австро-Венгрия*) | 1614 | 1515 | 1624 | 1545 | 11218 | 496 | 11215 | 489 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Италия*) | 1787 | 1743 | 1710 | 1829 | 17327 | 660 | 17977 | 658 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Голландия | 753 | 859 | 768 | 870 | 8358 | 337 | 8292 | 338 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Бельгия | 632 | 696 | 633 | 694 | 7886 | 348 | 7926 | 359 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Скандинавия | 816 | 2705 | 815 | 2681 | 8031 | 2539 | 8073 | 2534 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Соединенные | 1817 | 3754 | 6114 | 6114 | 18037 | 3663 | 18106 | 3786 || Штаты**) | | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ *) Со включением судов каботажного плавания.
**) Суда лишь океанические. В 1868 г. Повсеместно, за исключением Италии и Австро-Венгрии, движение парусных судов преобладает над паровым иногда даже вдвое, как напр. В Соединенных Штатах. В следующие 30 лет парусное судоходство сократилось слишком вдвое, паровое же увеличилось в 8 раз. В Соединенных Штатах движение парового флота удесятерилось, тогда как движение парусного почти не изменилось. Паровой флот получает преобладание даже в дальнем плавании. Именно ему многим обязано расширение территории всемирного рынка. С усилением движения паровых судов происходит и ускорение товарообмена, что дает возможность доставлять и скоропортящиеся товары из отдаленных мест. Благодаря этому, Европа может получать мясные и молочные продукты из Австралии, Уругвая и Бразилии.
На главные центры Т. Мореходства указывают следующие сведения о приходе судов (в тыс. Регистровых тонн).----------------------------------------------------------------------------------------------| | 1868. | 1878. | 1898. ||--------------------------------------------------------------------------------------------|| Лондон | 3820 | 5345 | 9438 ||--------------------------------------------------------------------------------------------|| Ливерпуль | 3202 | 4388 | 6170 ||--------------------------------------------------------------------------------------------|| Кардиф | 721 | 2800 | 3189 ||--------------------------------------------------------------------------------------------|| Нью-Йорк | 2865 | 5545 | 7771 ||--------------------------------------------------------------------------------------------|| Гамбург | 1533 | 2273 | 7107 ||--------------------------------------------------------------------------------------------|| Марсель | — | 2505 | 4366 ||--------------------------------------------------------------------------------------------|| Одесса | 242 | 1744 | 3201 ||--------------------------------------------------------------------------------------------|| Кронштадт | 104 | 952 | 1517 |---------------------------------------------------------------------------------------------- Судя по этим данным, наиболее значительными портами в Старом Свете являются Лондон и Гамбург, в Новом Свете — Нью-Йорк.
В 1898 г. В Лондон вошли суда вместимостью в 9438 тыс. Тонн, вышли оттуда суда вместимостью в 7158 тыс. Тонн, а всего 16596 тыс. Тонн. В том же году соответствующие цифры для Гамбурга — 7107 тыс. И 7340 тыс. Тонн, а всего 14447 тыс. Тонн. Для Нью-Йорка — 7771 тыс. И 7577 тыс. Тонн, всего 15348 тыс. Тонн. Четвертое место в ряду крупных Т. Портов занимает Ливерпуль, обороты которого в 1898 г. Достигли 12168 тыс. Тонн. С этим портом в последние два года начинает с успехом конкурировать Кардиф, благодаря повсеместно усилившемуся спросу на каменный уголь. В 1899 г. Из Кардифа вышли суда вместимостью в 8227 тыс. Тонн, тогда как в том же году Ливерпуль дал только 5666 тыс. Тонн, но груз кардифских судов дешевый — преимущественно каменноугольный, — тогда как Ливерпуль дает главным образом мануфактуру.
Из русских портов наибольшие успехи сделали Одесса и С.-Петербург с Кронштадтом, а в последнее время развивается Новороссийск. Но они имеют пока значение только для России. Ст. Гулишамбаров..
Дополнительный поиск Торговое мореходство
На нашем сайте Вы найдете значение "Торговое мореходство" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Торговое мореходство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 20 символа