Трофеи

72

(греч.). — Обычай уносить с поля битвы характерные объекты, свидетельствующие о храбрости и победах, и выставлять их, как публичные памятники, существует еще и в настоящее время у самых цивилизованных народов. Объектами Т. У последних служит главным образом оружие и знамена неприятеля, иногда части военных кораблей и т. П. Предметы, но никогда не части тела убитого. Во всяком случае, социальное значение этого обычая у культурных народов совершенно ничтожно. Между тем, у первобытных и полуцивилизованных народов, у которых объектами Т. Служили, главным образом, части тела убитых, обычай этот играл роль важного социально-политического и религиозного института, породившего целый ряд других важных установлений, обычаев и переживаний.

Генезис Т. Кроется еще в психологии охотничьего периода. На этой ступени экономического быта, центр тяжести жизни человека покоился на борьбе с дикими зверями. Храбрость, ловкость, сила и связанная с ними удачливость в охоте являлись не только главнейшими атрибутами человеческого достоинства и предметом удивления окружающих, но и явными признаками благоволения богов и избранничества. Отсюда совершенно естественное желание сохранять, в виде доказательства своих побед, реликвии убитых зверей. Головы, шкуры, кости, ногти, зубы и т. П. Мелкие части тела. Обладание Т., вначале доставлявшее их хозяину простое удовлетворение тщеславия, постепенно превратилось в средство добиться почетного положения и влияния в обществе.

У шошонов, например, убивший серого медведя получает звание воина, и только такой человек имеет право носить высшие знаки отличия — ноги и когти своей жертвы. У санталов подобные Т. (звериные шкуры) переходят от отца к сыну. У вождя куссасов отличительным признаком его жилища служит развевающийся хвост льва или пантеры. Султаны и перья на головном уборе в современных войсках ведут свое начало от обычая брать Т. Хвосты животных и птичьи перья. — Но кроме социального мотива, в обычае Т. Играли крупную роль и мотивы религиозные. С одной стороны, теротеистические воззрения (см. Теротеизм) заставляли видеть в убитом звере высшее существо, требовавшее уважения и поклонения. Поэтому особенно важные части тела убитого животного требовали почетного сохранения.

Так, например, у гиляков и айнов черепа медведей выставляются на особых шестах, всячески украшенные и окруженные приношениями, а кости хранятся в особых священных амбарах. То же делают с головами некоторых морских зверей (касаток), рыб и т. Д. Значение подобных Т. — чисто религиозное. С другой стороны, своеобразное воззрение первобытного человека на природу души (множественность душ, присущность каждому органу своей особой души, магическая связь между душой части и душою целого) создало веру в то, что обладание Т., частью животного, дает обладание над всем животным. — Привычки военного быта создали в первобытном человеке психологию, аналогичную психологии охотника. Борьба для борьбы, война ради славы и молодечества, высшее честолюбие, счастие и достоинство человека, заключающиеся в наибольшем истреблении себе подобных, — такова психология первобытного воина, который для удовлетворения своего воинского тщеславия так же сильно жаждал человеческих Т., как его предок — мирный охотник — жаждал Т.

Звериных. И как этот последний, воин видел в Т., кроме средства поднять свой социальный престиж, еще средство приобрести в реликвии врага могучий талисман, а также приобрести таким путём часть его силы и храбрости. При таком воззрении на Т. Человек ради них не останавливался ни перед какими жестокостями и достиг в нем высокой степени утонченности. Скифы из черепов убитых неприятелей выделывали дорогие, выложенный золотом пиршественные чаши, а из тщательно выделанной человеческой кожи изготовляли платки, полотенца и даже верхнюю одежду, и специально из кожи правых рук — футляры для колчанов. Жестокое искусство скальпирования у американских индейцев доведено до совершенства. Но и самые цивилизованные народы древности были знакомы с кровавым обычаем человеческих Т., начиная с евреев и египтян (ср.

Изображение Рамзеса II со связкой из 12-ти голов в руке) и кончая индусами и персами, уж не говоря о подвигах в этом отношении таких народов, как монголы, которые при Тамерлане вывезли из одного Багдада, в виде Т., сотни тысяч человеческих голов и воздвигали из них башни и пирамиды. В Турции еще в самое последнее время выкапывали трупы убитых, для отрезания голов, в качестве Т. А в современной Дагомее опочивальня короля вымощена человеческими черепами, чтобы король мог попирать ногами головы своих врагов. Вековая практика обычая собирания Т. Создала массу различных форм и способов его выполнения. Чаще всего берут голову, но часто взамен головы, в видах портативности, довольствуются одной челюстью (напр., у ашантиев, таитян), скальпом, иногда даже одними волосами (напр., у манданов, вожди которых обшивают свои одежды бахромой из неприятельских локонов), зубами (карибы, украшающие себя зубами своих врагов), ушами (Чингисхан, вывезший из Польши девять мешков с правыми ушами убитых), носами, представляющими к тому весьма удобный способ счисления убитых (черногорцы еще весьма недавно приносили своим вождям подобные Т.), руками (Египет), ногами, глазами, фаллическими органами (египтяне, абиссинцы, евреи [Саул, потребовавший от Давида сто крайних плотей филистимлян]), кожей (скифы, древние мексиканцы, наряжавшиеся в окровавленную кожу врага и бегавшие в этом одеянии из одного храма в другой) и т.

Д. С развитием военного деспотизма, с установлением центральной власти, Т. Теряют свой первоначальный характер знаков побед и храбрости отдельных лиц, а становятся достоянием публичным, собственностью военачальников, ханов, королей и царей, которые требуют от своих подчиненных обязательных приношений Т., являющихся для них не только средством для поддержания престижа власти, но также и средством устрашения подданных и врагов. Наряду с земными владыками, начинают требовать себе Т. И небесные, и храмы начинают украшаться кровавыми приношениями, как и дворцы деспотов. Уже не говоря о таких примерах, как древние мексиканцы, приносившие в храмы окровавленные кожи врагов, или древний Юкатан, где тела неприятелей в угоду богам сожигали на дворах храмов, можно указать на примеры классических народов (в Риме Т.

Складывались в храме Юпитера, то же в Греции) и даже из новейшей истории (позолоченные шпоры, снятые фламандскими рыцарями с французских, при Куртрэ, были сложены в церкви). Наконец, анимистическое воззрение первобытного человека на сущность смерти привело к тому, что Т. Стали обычными приношениями мертвым при погребении. — С расширением размеров завоеваний, когда перебить всех побежденных представлялось делом невозможным, с появлением далее обычая обращать побежденных в рабство, обычай брать Т. С убитых превратился сначала в обычай отрезывания отдельных частей тела у живых (рук, ног), а впоследствии, в видах сохранения работоспособности побежденного, в обычай изувечения (выкалывание глаз, отрезывание мизинцев, ушей, выбивание зубов, кастрация, прокалывание ушей и т.

Д.). Как и Т. С убитых, отрезанные части тела живых или увечья служили не только символом господства и силы, но и магическим залогом фактического обладания в этой и загробной жизни. Даже в Библии находим много примеров этого рода. Так, ханаанскому царю Адони-Везеку, при взятии его в плен, отскли больше пальцы на руках и ногах, а он, в свою очередь, то же проделал с 70-ю царями, в свое время попавшимися ему в плен. По пятикнижию, еврею, пожелавшему добровольно остаться вечным рабом, пробуравливали уши, что указывает на существование подобного общего правила относительно рабов-чужеземцев. Аммонитский царь Наас потребовал от жителей осажденного города Иависа, чтобы они выкололи себе правый глаз и т. Д. Одной из распространенных форм увечения служило отрезывание волос у рабов и побежденных.

Обычай брить переднюю часть головы, а волосы на затылке заплетать косой, у китайцев ведет свое начало от завоевания их татарами, установившими этот обычай, как осязательное выражение политической подчиненности. В самых различных местах знаком рабства служили остриженные волосы (даже у греков и римлян, отсюда обычай брить головы преступникам). С течением времени обычай увечить побежденных превратился в общую форму выражения подчинения деспотическому главе государства, вошел в ритуал умилостивления (см.) божества и приношений покойникам (см. Траур). Все бирманцы, напр., без исключения в определенный день торжественно прокалывают себе уши, как это проделывали рабам у евреев. Обряд обрезания, татуирование, жертвы крови, Спенсер выводит из кровавых Т.

И увечения живых. Т. Были перенесены, наконец, в уголовное право. В первобытных обществах преступником считался только чужеродец, совершивший насилие над сородичем, и потому тяжкое преступление в нашем смысле вело за собою войну, а за войной следовали обычные Т. Отсюда обычай выставления голов казненных на показ, увечение преступников, бритье головы, клеймение и т. П. Обычаи уголовного права. Теория Т. Впервые выдвинута и обоснована Спенсером в "Основаниях социологии" (Обрядовые учреждения, гл. Т., Изувечения).Л. Ш..

Значения в других словарях
Трота Лотар

(ф. Trotha) — прусский офицер и колониальный деятель. Род. В 1848 г. Участвовал в войнах 1866 и 1870—71 гг. С 1894 по 1897 г. Губернатор германской восточно-африканской колонии. В 1900 г. Участвовал в китайской экспедиции. В 1904 г. Назначен главнокомандующим германских войск в западно-африканской колонии. Ему было поручено усмирить восстание племени Гереро, что он и исполнил в 1904—05 г. С успехом, но и с большой жестокостью, вызвавшей негодование в самой Германии.В. В—в.. ..

Тротта-Трейден

Дворянский род, восходящий к XV веку, происходящий из Мейссена. Тимофей Иванович Трейден был при Петре Великом генерал-майором и уволен от службы в 1733 г. Яков Т. Был бригадиром и комендантом в Выборге (1739). Бенигна-Готлиба Т.-Т. (1703—1782) была женою Эрнста-Иоанна Бирона, герцога курляндского. Род Т.-Т., ныне угасший, был внесен в матрикулы курляндского дворянства.В. Р.. ..

Трофеи (воен.)

Отнятые у неприятеля, покинутые им на поле сражения или сданные при капитуляции знамена, артиллерийские орудия, ручное оружие, боевые припасы и т. П. Предметы. Всякий нашедший или отнявший Т. Обязан представить их по команде. Присвоение или утайка Т. Влечет для виновного ответственность, как за присвоение вверенного по службе имущества ценою выше трехсот руб., независимо от действительной стоимости присвоенного Т. (ст. 261 Воинск. Уст. О нак.). О Т. И военной добыче в морской войне — см. Призы....

Трофеи (декорат.)

В декоративном искусстве, писанный красками, лепной или литой из металла орнамент, состоящий из воинских доспехов, красиво сгруппированных и как бы помещенных на стойке или висящих на перевивающей их ленте. От орнаментов этого рода название Т. Перешло к живописным и скульптурным группам всяких других атрибутов. Таким образом вошли в употребление термины. "охотничьи Т.", "музыкальные Т." и т. П.. ..

Дополнительный поиск Трофеи Трофеи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Трофеи" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трофеи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа