Умственное созерцание

82

Или умственное воззрение (intellectuelle Anschauung) — предполагаемая некоторыми мыслителями способность познавать сверхчувственное не только дискурсивно, в понятиях, но интуитивно, через непосредственное его восприятие. Полную определенность понятие У. Созерцания могло получить лишь в философии новейшего, послекантовского идеализма. Докантовская мистическая и догматическая философия, понимая сверхчувственное, как некоторое инородное познающему уму сущее в себе, если и допускала интуитивное познание этого сущего, то как нечто извне, хотя бы и от рождения вложенное в ум или данное ему — или, другими словами, как непонятную по существу способность, быв умом, выходить за пределы ума. После Канта познающий ум сам был признан за искомое сверхчувственное.

Философии была поставлена задача найти в самом уме источник того содержания, которое обычному сознанию представляется как отличное от ума сущее. Отсюда необходимо возник вопрос, о том, каким органом располагаем мы для такого самопознания ума. Как познание необходимое и всеобщее, оно не может быть дано внутренним опытом. С другой стороны, чтобы быть познанием, оно должно иметь содержание, которому из отвлеченного понятия рассудка взяться не откуда. Такое сверхопытное и вместе содержательное познание ума о самом себе Фихте нашел в У. Созерцании, или У. Воззрении, понимая под этим термином непосредственное сознание первоначальной деятельности "я" и отождествляя умственное созерцание с самосознанием. Ум, или "я", по Фихте есть вместе и действие, и непосредственное созерцание себя, как действующего, т.

Е. Бессознательное само по себе действие ума в акте самосознания становится предметом У. Созерцания. Шеллинг первоначально примыкает к взгляду Фихте, но затем в его учении об этом предмете происходит ряд видоизменений. Шеллинг начинает с определения У. Созерцания, как способности вместе бессознательного произведения и сознательного созерцания духовного действия. При этом получается то затруднение, что сознательное созерцание возникает не одновременно с бессознательным действием, а после того, как действие совершилось, следовательно, мы созерцаем не самое действие, а его продукт, к действию же лишь заключаем. У. Созерцание оказывается не непосредственным знанием, а умозаключением. В устранение этого затруднения Шеллинг во втором периоде своего философствования прибегает к помощи понятия воспоминание, полагая, что предметом созерцания служит не самый бессознательный акт ума, а его воспроизведение в сознании.

Но употребление термина "воспоминание" в применении к тому, чего вовсе не было в сознании, произвольно, и в самом акте этого "воспоминания" не дано никакого ручательства в его истине. Поэтому Шеллинг опять изменяет свой взгляд и как это воспоминание, так и самое У. Созерцание определяет как "экстаз", сворачивая, таким образом, решительно на мистическую тропу, причем и самый предмет экстатического видения перестает уже быть субъектом, или "я", а становится абсолютным тождеством субъекта и объекта. Другой оттенок мистицизма состоит у Шеллинга в том, что У. Созерцание, как осознание бессознательного, он признает достоянием не всех, а лишь особо одаренных душ. В основании учения об У. Созерцании лежит стремление к такому знанию, которое, превышая область чувственности, вместе с тем обладало бы наглядною умозрительностью чувственного восприятия.

Задача найти такое знание, очевидно, неосуществима. В частности, невозможность признавать "я" за предмет умозрительного знания убедительно доказана еще Кантом, в строгом согласии с началами которого Гегель нанес решительный удар теории "У. Созерцания".См., кроме сочинений Фихте и Шеллинга, указанных при статье Умозрение. Fichte, "Erste Einleitung in die Wissenschaftslehre". "Zweite Einleitung in die Wissenschaftslehre etc." (1845, т. I). Ed. V. Hartmann, "Schelling's Philosophisches System" (1897, гл. II). О понимании У. Созерцания в средние века (contemplatio pura) см. "Definitionarium universale". Stanislai a. S. Bartholomaeo (Болонья, 1685).Н. Г. Д..

Значения в других словарях
Умопомешательство

См. Душевные болезни.. ..

Умпфенбах

(Герман) — германский математик (1798—1862). В 1819 г. — доктор философии в Гиссене. Вступив в 1820 г. В местный Университет приват-доцентом, он вскоре сделался профессором математики, а с 1838 г. И директором местной Астрономической обсерватории. В первый период учено- и учебно-литературной деятельности, продолжавшийся почти 15 лет, У. Написал. "Ueber d. Verschiedenen Entstehungsweisen d. Kegelschnitte" (Гиссен, 1821). "Analytische Geometrie" (там же, 1823). "Die Lehre vom Gleichgewicht u. D. B..

Умыкание

Хищнический брак, брак захватом, уводом, женокрадство, похищение женщин — первобытная, весьма распространенная еще доныне форма брака, при которой брачный союз устанавливается путем насильственного (фактически или притворно) захвата женщины (чаще всего), а иногда и мужчины. Тайлор, в своих статистических таблицах (1889), насчитал свыше ста отдельных народностей, у которых практикуется У. В той или другой форме. По Леббоку, "У. Господствует во всей Австралии, у малайцев, в Индостане, Средней Азии..

Умысел

(юрид.) — необходимое для вменения отношение познавательной способности и воли человека к совершенному им деянию. Элементы У. Сознание совершаемого, предвидение его последствий и сознание противозаконности данного действия или бездействия. Деяния, совершенные при наличности этих условий, называются умышленными, в отличие от случайных (см. Случай) и неосторожных (см. Неосторожность). Третий элемент, при всей его теоретической важности, положительным правом в число признаков У. Не включается, ибо ..

Дополнительный поиск Умственное созерцание Умственное созерцание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Умственное созерцание" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Умственное созерцание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 21 символа