Фарнезские памятники пластики

70

Под этим именем разумеются различного рода художественные произведения, древние и новые, которые были либо найдены в раскопках при Павле III Ф., либо заказаны им или его потомками и долго составляли украшение римского дворца этой фамилии, а потом по наследству были перевезены в неаполитанский Museo Borbonico (нын. M. Nazionale). Здесь указываются самые замечательные из этих памятников. 1) Фарнезская Флора, колоссальная (3,5 м) статуя (найдена в термах Каракаллы, сильно реставрирована). Название ее — условное. Можно только определенно сказать, что в ней представлена второстепенная богиня. Размеры показывают, что она служила для декоративных целей. Несмотря на громадность, прекрасная фигура отличается удивительною легкостью (такое соединение гигантского роста с изяществом форм — замечательный эффект, достигнутый скульптором, и это заставляет назвать статую превосходною).

Поза, движения и прозрачные одежды дышат бодрым и радостным оживлением. Приемы ваяния позволяют отнести ее к последнему периоду греческого искусства. 2) Фарнезский Геркулес (см. Табл. III при статье "Ваяние") — также колоссальное (5,3 м) изваяние знаменитого героя, представляющее, как видно из надписи, воспроизведение в паросском мраморе афинским скульптором Гликоном (жившим, вероятно, в начале эпохи Империи) знаменитой бронзы Лизиппа. Геракл изображен с преувеличенною даже отделкою атлетической мускулатуры отдыхающим после одного из подвигов. В одной руке он держит только что добытые яблоки Гесперид, другою опирается на свою палицу. Статуя, хоть и не чуждая манерности, производит сильное и реальное впечатление.

Чувствуется величественная минута покоя в непрестанной трудной борьбе, напряжение которой ощущается даже в успокоенных богатырских членах. Статуя найдена также в термах Каракаллы и правильно реставрирована Джакомо делла-Порта. 3) Фарнезский бык (il toro Farnese. См. Табл. III при статье "Ваяние") — гигантская мраморная группа (величайшая по размерам из оставленных древностью) скульпторов Аполлония и Тавриска из Тралл. Она изображает сцену из известной (обработанной у Еврипида) легенды, как Зет и Амфион привязывают жестокую Дирку, в виде мести за преследование их матери Антиопы, к рогам бешеного быка. Патетически страстный характер композиции побуждает классифицировать произведение в разряд памятников самой последней эпохи греч.

Искусства (вер., I в. До Р. Хр.) и назвать его современным знаменитой группе Лаокоона. Базою для всего памятника служит роскошно отделанная скала (Киферон). Оставшиеся подлинные части свидетельствуют о высоком развитии художественной техники. Но сюжет, сам по себе грубый, трактован преимущественно с точки зрения внешней эффектности. Группа, должно быть, предназначалась для украшения сада и рассчитана на возможность рассматривания с различных сторон (Микеланджело проектировал обратить ее в фонтан для второго двора palazzo F.). Она также найдена была в термах Каракаллы, а теперь считается одною из самых блестящих драгоценностей Неап. Музее. 4) Фарнезская Юнона — великолепный, колоссальный бюст Геры из греч. Мрамора, весьма возможно, воспроизводящий тип знаменитого произв.

Поликлета (около 420 до Р. Хр.). Она несколько более сурова, чем Гера Лудовизи, но все-таки поражает благородною духовною красотою. 5) Фарнезский Гомер — знаменитый, превосходный бюст легендарного поэта, который служит оригиналом для всех бронзовых статуэток, гипсовых снимков и гравюр. — Можно назвать еще второстепенные Ф. Статуи. Борца, Венеру, Аполлона, голову Каракаллы (в том же Неаполитанском музее). Кроме того, следует указать еще несколько интересных произведений, так сказать, "малого искусства", которые собирали или заново вызвали к жизни члены фамилии Ф. Таковы известная casetta Farnese, роскошно скульптированная шкатулка из золоченого серебра. В медальонах по бокам великолепные сцены из греч. Мифологии, вырезанные на горном хрустале, работы Giovanni di Bernardi da Castel Bolognese (coxp.

В Неап. Музее). Затем коллекция превосходных античных гемм, собранных Маргаритою Пармскою, и т. Д. См. Burckhardt-Bode, "Cicerone" и соответствующие места в руководствах по истории искусства (Springer, Lübke, Wörmaun, Knackfuss etc.). Cp. U. Rossi, "Le raccolte archeologiche dei Farnesi" (Комо, 1886).Ив. Гр..

Значения в других словарях
Фарнезские виллы

Их было несколько очень замечательных. Здесь отмечаются самые важные. 1) "Farnesina", в затибрской части Рима, выстроена первоначально для сиенского богача и папского банкира Агостино Киджи (Chigi) архитектором Бальдассаре Перуцци (предполагают даже Рафаэлем) около 1510 г. (во время правления Пап Юлия II и Льва X). В 1582 г. Она была приобретена кардиналом Алессандро Фарнезе, а позже также перешла к неаполитанским Бурбонам. Это — одно из изящнейших созданий зодчества в эпоху позднего Ренессанса,..

Фарнезские виллы*

— Их было несколько очень замечательных. Здесь отмечаются самые важные. 1) "Farnesina", в затибрской части Рима, выстроена первоначально для сиенского богача и папского банкира Агостино Киджи (Chigi) архитектором Бальдассаре Перуцци (предполагают даже Рафаэлем) около 1510 г. (во время правления Пап Юлия II и Льва X). В 1582 г. Она была приобретена кардиналом Алессандро Фарнезе, а позже также перешла к неаполитанским Бурбонам. Это — одно из изящнейших созданий зодчества в эпоху позднего Ренессан..

Фарнезский дворец

Один из самых лучших по грандиозному величию римских памятников гражданской архитектуры, оставшихся от времен Ренессанса, расположен на площади того же имени, вблизи Тибра. — Кардинал Алесс. Ф. (буд. Папа Павел III) поручил (1530) Антонио ди Сангалло младш. Обратить его старое жилище в монументальное palazzo. Здание представляет громадный квадрат. Трехэтажный фасад в стиле старых флорентийских дворцов импонирует не только колоссальностью размеров и массивною солидностью постройки. Он поражает бл..

Фарновский

Станислав (по-латыни иногда его называют Farnovius, также Farnesius, Fernesius) — польский антитринитарианский писатель. Сочинения его составляют большую библиографическую редкость. Он учился в Германии и Швейцарии. По возвращении из-за границы в Польшу Фарновский, по-видимому, примкнул к секте антитринитариев. На их собраниях, во второй половине шестидесятых годов XVI столетия, он выступил ярым противником той ветви этой секты, которая совершенно отрицала божество И. Христа, а также отвергала с..

Дополнительный поиск Фарнезские памятники пластики Фарнезские памятники пластики

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фарнезские памятники пластики" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фарнезские памятники пластики, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 29 символа