Фирузабадий

71

(Маджеддин Абу-т-Тахир Мохаммед Ширасский, 1329—1414) — составитель наиболее распространенного в обращении толкового арабского словаря. Род. Близ Шираза, образование получил в Багдаде и Дамаске, где изучал шафиитское законоведение у Сюбкия (ум. 1355 г.). За Сюбкием Ф. Последовал в Иерусалим, получил там должность преподавателя и занимал ее 10 лет. Позже Ф. Изъездил весь мусульманский Восток и слушал лекции знаменитых ученых по разнообразным наукам. Был в Мал. Азии, Египте, долго в Мекке (с 1368 г.), Индии (5 лет в Дели) и опять в Мекке (10 лет). В 1391 г. Был приглашен султаном Ахмедом ибн-Овейсом (1392—1410) в Багдад, а оттуда посетил в Ширазе Тимура, оказавшего ему почетный прием. С 1394 г. Ф. Поселился в Йемене. Местный султан Малик-аль-Ашраф назначил его верховным кадыем.

Он заботился об основании школ и отдался составлению полнейшего арабского словаря. Труд Джаухария (ум. 1002 г.) был для Ф. Слишком краток. Он положил в основу два более поздних словаря. "Мохкам", или "Твердо установленные речения классического арабского языка" ибн-Сиды Слепого Андалузского (ум. 1066), расположенный не в алфавитном, а в звуково-физиологическом порядке, и "Обаб" = "Разлившиеся волны" Сагания Гиндийского (ум. 1252), расположенный по алфавиту. Ф. Слил их под заглавием "Удивительное светило, связавшее Мохкам и Обаб" и пополнил материалами из других словарей. Но так как окончательная обработка 60-томного (по другим, 100-томного) "Удивит. Светила" должна была затянуться надолго, то ученики упросили Ф. Составить более краткий словарь из этой большой компиляции, и Ф.

Назвал свое извлечение "Камус" = "Океан". Оно расположено в порядке алфавитном, по последней букве корней. До настоящего времени "Камус" пользуется и на Востоке, и у арабистов самым широким распространением, потому что в нем объяснено много слов и выражений, не находящихся у Джавхария и в других словарях. Печатные издания. Кальк., 1817, Булак, 1274, 1289, 1301—1303, Каир, 1281, Лукнов, 1885, Бомбей, 1272, 1884, Тегеран (литогр.), Констант., 1250, 1304. Вместе с тур. Пер. Асыма-эфенди (ум. 1810), Константинополь, 1272. Один тур. Перев. — Скутари, 1816, Булак, 1250, и много раз в Константинополе. Извлечение из Камуса, изданное под франц. Заглав. "Dict. Ar. Par Germanos Farahât" (Марсель, 1849), составлено маронитским епископом, умершим в 1732 г.

Одно из неудобств Камуса — то, что Ф., стараясь сделать этот словарь не чрезмерно объемистым и, однако, соблюсти полноту, давал часто свои объяснения в такой сжатой форме, что они не всегда понятны даже ученейшим арабам. Примеров, выясняющих употребление того или другого слова, приведено в Камусе крайне мало. Кроме того, Ф. Не цитирует источников, из которых заимствует свои толкования (ср. Критику Фариса аш-Шидяка. "аль-Жасус аля ль-К.", Констант., 1299). Поэтому в XVIII в. Был составлен Сейдом Мортадою аз-Забидием (ум. 1791) в Египте основательный комментарий "Тадж аль-арус" = "Венец невесты в деле истолкования К.", где исправлены ошибки Ф., разъяснены темные места, и на все даны обильные цитаты из лучших филологических сочинений.

Этот 14-летний труд (оконч. В 1768) издан в 10 томах в Булаке, 1307—1308. Прочие комментарии на Камус остаются не изданными. Перечень рукописей см. У Броккельманна (в "Gesch. D. Ar. Litt.", II, 183). Там же перечислены и неизданные сочинения самого Ф. ("Удивительное светило" до нас не дошло). Еще напечатана сводная (легендарная) истории Мохаммеда "Сифр ас-сааде" (Каир, без даты). О ней см. У Крымского, "История мусульм." (I, 95).А. Крымский..

Значения в других словарях
Фируз, шах

(пехлев. "Пêрôз", 459—484) — персидский шах из династии Сасанидов, известный своими гонениями на евреев (которые в V в. Обнаружили живую религиозную деятельность и работали над созданием так назыв. Вавилонского Талмуда) и на христиан-монофизитов, тянувших к соседней Византийской империи, где их вероисповедание пользовалось общественной симпатией и не раз в V в. Достигало даже официального значения. Больше всех страдала от Ф. Монофизитская Армения. Еще при Ездигерде II она восстала с оружием (450..

Фирузабад

В древности укрепленный город в провинции Фарс, в Южной Персии. В настоящее время группа деревень (2000 жит.) на притоке р. Престафа, впадающей в Персидский залив, в 100 км к югу от Шираза. Некогда это место носило название Гура (по-персидски могила), но принц Буйид Адуд эд-Даула (949—982) дал ему название Фируз-Абад (т. Е. "страна счастья"). В Ф. Сохранились развалины храмов эпохи Сасанидов. В горах остатки памятников с изображениями битв, высеченными на скалах.. ..

Фирца

(Thirza, по-древнееврейски — миловидность, прелесть) — город в средней части Палестины, в Самарии, принадлежал колену Манассиину, служил столицей Израильского царства от царя Иеровоама 1-го до построения Самарии. Царем Амврием. Ф. Славился своим живописным положением. В книге Песнь Песней он по красоте своего положения ставится наравне с Иерусалимом. О местоположении его нет точного указания ни в Библии, ни у Флавия, ни у Евсевия. Современные исследователи Палестины приурочивают местоположение Ф..

Фиршт

(Otto Fü rst) — содержатель театра в Москве в царствование Петра I. По смерти антрепренера Кунста Ф. Составил труппу, в которую пригласил некоторых оставшихся в России актеров-иностранцев труппы Кунста, и с начала 1704 г. В течение почти трех лет давал представления в "Московской комидийной храмине" (построена по приказанию Петра I в 1702 г.). Представления давались сначала на немецком языке, а с 1705 г. — на русском. Репертуар состоял из немецких переделок различных иностранных опер и комедий, ..

Дополнительный поиск Фирузабадий Фирузабадий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фирузабадий" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фирузабадий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 11 символа