Флациус
(Маттиас Flacius) — лютеранский богослов и писатель (1520—1575) родом из Истрии, откуда его прозвище Illyricus. Думал сделаться монахом, но под личным влиянием Лютера и Меланхтона принял лютеранизм и сделался профессором еврейского языка в Виттенберге. После поражения протестантов он должен был удалиться оттуда вследствие яростных нападок на аугсбургский и лейпцигский интеримы (1549). Переселясь в Магдебург, он зарабатывал хлеб корректурой в типографиях и литературной работой. Принимал самое горячее участие в борьбе против адиафористов, против Озиандера (1552) и Швенкфельда (1553), против католиков и кальвинистов. Призванный в Йену (1557) герцогом Иоанном-Фридрихом, он сделал этот город твердыней чистого лютеранства.
Много содействовал сочинению и изданию книги опровержения (Konfutationsbuch), осуждавшей все возникшие в недрах евангелической церкви ереси (1559), особенно синергизм, т. Е. Учение о том, что собственное влечение человеческой воли содействует получению благодати. Вскоре, однако, так называемый веймарский спор между Ф. И Викторином Штригелем и все резче выступающая нетерпимость йенских богословов восстановили Иоанна-Фридриха против Флациуса. Когда приверженцы Ф. Заявили протест против учреждения герцогской консистории и против передачи ей права отлучения и цензуры книг, как против порабощения церкви светской властью, и требовали свободы печати, они были лишены своих мест и должностей и изгнаны из страны (1561).
Ф. Перебрался в Регенсбург, где написал ряд сочинений против католиков, реформатов и других врагов лютеранизма. Но в 1565 г. Его изгнали оттуда вследствие интриг его непримиримого врага, курф. Августа Саксонского. Ф. Переселился в Антверпен, но и оттуда должен был бежать вследствие появления испанцев и после разных скитаний основался в Страсбурге, где оставался до 1573 г. Его учение о сущности первородного греха, подробно изложенное в 1567 г., оттолкнуло от него прежних единомышленников. Его стали обвинять в манихействе ("он делает Бога виновником греха или дьявола создателем человеческой природы"). Тщетно он пытался доказать справедливость своего учения и невозможность вышеуказанных выводов из него. Ему пришлось перебраться во Франкфурт, и ему грозило новое изгнание, когда смерть прекратила его тяжелую, беспокойную жизнь.
Его учение удержалось среди небольшой кучки последователей, флацианцев, против мнений которых о первородном грехе и была направлена 1-я статья Формулы соглашения. С именем Ф. Соединилось представление об упрямом спорщике и фанатике, но он всегда глубоко верил в то, что говорил и писал. Это был человек твердого характера, глубоко ученый, шедший во главе всех разрабатывавших протестантскую богословскую науку. Своим сочинением "Clavis scripturae sacrae" (1567) он положил начало изучению Св. Писания в лютеранском духе, а сочинениями — "Catalogus testium veritatis" (1556) и "Historia ecclesiastica" (1559) основал протестантскую церковную историю. Монографии о Ф. Писали von Ritter (Франкфурт, 1723), Twesten (Берл., 1844), Preger (Эрланген, 1859).
Статьи Kling'a и Plitt'a в "Theol. Real.-Encyclop ä die", Preger'a в "Allgemeine Deut. Biographie"..
Дополнительный поиск Флациус
На нашем сайте Вы найдете значение "Флациус" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Флациус, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 7 символа