Флот

113

Военный Ф. В приложенных двух таблицах указаны данные для сравнения военных Ф. Главнейших морских держав. Первая таблица (из "Revue Maritime", 1902) дает сведения о том, во сколько обходятся единица личного состава и единица водоизмещения каждому государству. Общая стоимость содержания Ф. Выведена в таблице посредством вычитания из общего бюджета расходов на постройку новых судов, портовые работы, пенсии и т. П. Издержек, не относящихся собственно к судам Ф. Отношение этих издержек к общей сумме бюджета, представляющее, в сущности, боевую утилизацию бюджета Ф., является наименьшим во Франции (0,76) и наибольшим в Соединенных Штатах (0,94). В России оно — около 0,80. Расходы на 1 т водоизмещения исчислены только для больших судов.

Мелкие минные суда не вошли в общее водоизмещение. Наибольшая сумма содержания 1 т водоизмещения судов — в Сев.-Амер. Соединенных Штатах (432 фр.). Наименьшая — в Японии (195 фр.). В России — около 302 фр. Из числа судов, взятых в расчет водоизмещения, суда небоевые составляют от 0,20 (Япония) до 3,06 (Австро-Венгрия) числа боевых судов. В России невооруженные суда составляют 25 % всего количества вооруженных судов Ф. Вторая таблица (из "Naval Annual of Т. A. Brassey", 1902) показывает количество готовых и строящихся судов различных государств к 1902 г.калибра и батареи из 6" или 8" орудий, расположенных в башнях (Германия, Франция) или же в защищенных броней бортовых выступах. Броня — везде двойная — бортовая около 9" толщиной и палубная за нею около 3".

Плиты броневые закалены по способу Гарвея или Круппа. Скорость хода таких броненосцев достигает 19 узлов. Запас угля — около 2000 тонн. Машины — 2. Котлы везде водотрубные. Крейсера I ранга (класса) строятся также большого водоизмещения (10000—14000 тонн). Вооружение калибром не выше 8". Броня слабее, чем у броненосцев, но скорость хода до 22—23 узлов. Крейсера с броневой палубой строятся от 3000 до 8000 тонн. Артиллерия калибром не свыше 6". Скорость хода — до 25 узлов. В постройке минных судов замечается стремление увеличить водоизмещение миноносцев и контрминоносцев до 400 тонн, дабы улучшить их мореходные качества. Скорость хода их достигает 32 узлов (особенно при тюроинном двигателе Парсонса). Ввиду гибели английского миноносца "Cobra", разломавшегося от волнения, в минных судах замечается стремление усилить их корпус.

Подводные лодки в последнее время уже приобрели право гражданства между другими боевыми судами. Постройка их ведется во всех государствах под строгой тайной, так что сведения о них имеются очень скудные. Наибольшим распространением они пользуются во Франции, где до сего времени построено для военного Ф. 37 шт. В Сев.-Амер. Соединенных Штатах построено — 8 шт., в Великобритании — строятся 9 шт. Водоизмещением они не более 250 тонн, большей частью от 160 до 180 тонн. Лодки эти все типа погружающихся в воду на 4—5 часов. Главный недостаток их — невозможность видеть окружающее в воде. Скорость хода их в воде — не более 8—9 узлов, на поверхности воды — до 12 узлов. Двигатель двойной. Паровой или бензиновый (или спиртовый) над водой и электрический — под водой.

См. Двигатели, также Т. А. Brassey, "Naval Annual", "Revue Maritime" и др. Иностранные морские журналы." По отношению к типам судов современное судостроение главных морских держав идет почти одинаковым путем. Разница является лишь в характере образований судна, внутреннего расположения и отделки — так, напр., довольно резко отличаются по наружному виду суда французские и английские. Что касается до величины, скорости, бронирования и артиллерии, то тут разница не особенно большая. Эскадренные броненосцы (или 1 класса) строятся теперь с водоизмещением свыше 10000 тон., почти до 18000 тонн, каковое водоизмещение можно считать предельным, ибо большее уже ведет к чрезмерной ширине или углублению, неудобных для существующих портов.

Вооружение этих броненосцев состоит из 2—4 орудий 12" калибра и батареи из 6" или 8" орудий, расположенных в башнях (Германия, Франция) или же в защищенных броней бортовых выступах. Броня — везде двойная — бортовая около 9" толщиной и палубная за нею около 3". Плиты броневые закалены по способу Гарвея или Круппа. Скорость хода таких броненосцев достигает 19 узлов. Запас угля — около 2000 тонн. Машины — 2. Котлы везде водотрубные. Крейсера I ранга (класса) строятся также большого водоизмещения (10000—14000 тонн). Вооружение калибром не выше 8". Броня слабее, чем у броненосцев, но скорость хода до 22—23 узлов. Крейсера с броневой палубой строятся от 3000 до 8000 тонн. Артиллерия калибром не свыше 6". Скорость хода — до 25 узлов.

В постройке минных судов замечается стремление увеличить водоизмещение миноносцев и контрминоносцев до 400 тонн, дабы улучшить их мореходные качества. Скорость хода их достигает 32 узлов (особенно при тюроинном двигателе Парсонса). Ввиду гибели английского миноносца "Cobra", разломавшегося от волнения, в минных судах замечается стремление усилить их корпус. Подводные лодки в последнее время уже приобрели право гражданства между другими боевыми судами. Постройка их ведется во всех государствах под строгой тайной, так что сведения о них имеются очень скудные. Наибольшим распространением они пользуются во Франции, где до сего времени построено для военного Ф. 37 шт. В Сев.-Амер. Соединенных Штатах построено — 8 шт., в Великобритании — строятся 9 шт.

Водоизмещением они не более 250 тонн, большей частью от 160 до 180 тонн. Лодки эти все типа погружающихся в воду на 4—5 часов. Главный недостаток их — невозможность видеть окружающее в воде. Скорость хода их в воде — не более 8—9 узлов, на поверхности воды — до 12 узлов. Двигатель двойной. Паровой или бензиновый (или спиртовый) над водой и электрический — под водой. См. Двигатели, также Т. А. Brassey, "Naval Annual", "Revue Maritime" и др. Иностранные морские журналы. Коммерческий Ф. Численность коммерческих судов и их вместимость в 1900 г. Показана в приложенных таблицах. III — парусные суда от 50 и выше тонн вместимости и IV — пароходы в 100 тонн и выше. III. Парусные суда в 50 и более тонн (Bureau Veritas, 1900).------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| Государства | Число судов  | Общая вместимость || | | (тонн)  ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Великобритания | 7326 | 2513307 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Сев.-Ам. Соедин. Штаты | 3671 | 1360978 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Норвегия | 2123 | 898761 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Германия | 955  | 551025 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Италия  | 1527 | 500408 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Россия | 2533 | 478930 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Франция | 1396 | 341037 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Швеция  | 1484 | 274681 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Турция  | 1409 | 245709 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Греция | 927  | 183877 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Дания | 736  | 127205 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Голландия | 676  | 120975 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Япония | 1053 | 117364 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Испания  | 693  | 110968 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Бразилия | 358  | 79807  ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Португалия | 246  | 60813  ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Чили | 112  | 50767  ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Аргентина | 155  | 39798  ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Австро-Венгрия | 136  | 32505  ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Перу | 57 | 24295  ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Уругвай | 58 | 15848  ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Никарагуа | 18 | 9633 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Мексика  | 50 | 8445 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Куба | 50 | 6281 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Румыния  | 27 | 4705 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Гватемала | 14 | 4513 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Аравия | 5 | 4281 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Сиам | 13 | 4155 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Черногория | 17 | 3772 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Венесуэла | 18 | 2836 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Бельгия | 10 | 2629 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Гаити | 14 | 2471 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Гаваи  | 10 | 2166 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Колумбия  | 8 | 1770 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Китай  | 13 | 1737 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Доминика  | 9 | 1579 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Боливия  | 2 | 1527 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Либерия  | 3 | 916 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Тунис | 5 | 742 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Персия | 1 | 608 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Коста-Рика | 2 | 541 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Сан-Сальвадор | 3 | 514 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Египет | 1 | 511 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Гондурас | 2 | 199 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Болгария | 110  | ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Другие государства | 54 | 9403 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Итого | 27982 | 8205089 |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ IV.

Пароходы в 100 и более тонн. (Bureau Veritas, 1900).----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| Государства | Число пароходов, тонн | Валовая вместимость, | Чистая вместимость, || | | тонн  | тонн ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Великобритания | 5649 | 11859581 | 7395784 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Германия | 1031 | 2169029 | 1353940 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| С.-А. Соед. Штаты | 674  | 1183851 | 808392 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Франция | 545  | 1060238 | 563989 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Норвегия | 719  | 769242 | 479304 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Испания  | 495  | 658257 | 429393 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Италия  | 304  | 556494 | 358761 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Россия | 484  | 489927 | 301911 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Япония | 338  | 477311 | 296639 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Голландия | 257  | 455776 | 306363 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Дания | 335  | 413134 | 253097 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Швеция  | 544  | 395102 | 277047 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Австро-Венгрия | 193  | 389157 | 240468 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Греция | 122  | 183524 | 114484 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Бельгия | 82 | 168151 | 115578 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Бразилия | 214  | 139071 | 91951 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Турция  | 82 | 82277  | 50670 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Аргентина | 76 | 61216  | 39364 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Китай  | 38 | 58245  | 36186 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Чили | 39 | 57618  | 35894 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Португалия | 28 | 53057  | 34108 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Куба | 30 | 24245  | 16091 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Румыния  | 15 | 23731  | 14139 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Уругвай | 21 | 11517  | 6903  ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Мексика  | 16 | 6545 | 3897  ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Перу | 5 | 6377 | 4253  ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Венесуэла | 7 | 3865 | 2261  ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Египет | 4 | 2831 | 1879  ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Занзибар | 2 | 2478 | 1616  ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Гаити | 5 | 2122 | 893 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Болгария | 2 | 1977 | 1297  ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Корея | 3 | 1595 | 1168  ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Коста-Рика | 3 | 1355 | 783 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Сиам | 4 | 1260 | 697 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Колумбия  | 1 | 881 | 457 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Персия | 1 | 838 | 579 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Никарагуа | 1 | 532 | 318 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Борнео | 1 | 363 | 235 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Каракас | 1 | 300 | 189 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Сербия | 1 | 264 | 112 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Друг. государства  | 18 | 15286  | 8963  ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Итого | 12289 | 21787600 | 13465341  |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- По валовой вместимости пароходов Россия занимает 8-е место среди других держав, по вместимости парусных судов — 6-е.

К 1901 г. Общий тоннаж нашего торгового Ф. Достигает 633800 тонн (чистой вместимости). Из этого числа около 58 % приходится на паровые суда и около 42 % на парусные. Из всего тоннажа вместимость парусных судов составляет:----------------------------------------------------------------------------------------------------------| На Белом море | 75 % " | ||--------------------------------------------------------------|  || Балтийском  | 65 " | от общего количества ||--------------------------------------------------------------| судов на этих морях || Черном и Азов. | 19 " | ||--------------------------------------------------------------|  || Каспийском  | 48 " | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Распределение судов по морям:--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Паровые | Парусные  | Всего  | Число вместим.

|| | |  | | тонн.  ||------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Белое море | 42 | 416 | 458 | 32500  ||------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Балтийское  | 126 | 715 | 841 | 140500 ||------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Черн. и Азовск. | 316 | 635 | 951 | 230600 ||------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Каспийское  | 261 | 527 | 788 | 231200 ||------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Всего | 745 | 2293  | 3038 | 633800 |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Большая часть пароходов построены из железа и стали.

Большая часть парусных судов — деревянные. 73 % судов по количеству и 82 % по тоннажу построено за границей. Постройка заводами чисто русскими далеко еще не достигла той экономичности и скорости, как это практикуется за границей. Главная причина этому — дороговизна материала для постройки (железа и стали). Машины и котлы тоже в большинстве случаев (75 % машин и 77 % котлов) построены за границей. Общее число судов с вместимостью свыше 10000 тонн равняется 42, причем 7 наибольших судов имеют следующую вместимость:--------------------------------------------------------------------------------|  | Тонны ||------------------------------------------------------------------------------|| Oceanic  | 17274  ||------------------------------------------------------------------------------|| Deutschland  | 16502  ||------------------------------------------------------------------------------|| Kaiser Wilhelm der Grosse | 14349  ||------------------------------------------------------------------------------|| Saxonia | 13963  ||------------------------------------------------------------------------------|| Minneapolis | 13401  ||------------------------------------------------------------------------------|| Minnetova  | 13401  ||------------------------------------------------------------------------------|| Pretoria | 13190  |-------------------------------------------------------------------------------- В наиболее благоприятном положении относительно русских заводов стоит Каспийское море, в котором суда русской постройки составляют 43 % по тоннажу и около 50 % по количеству машин и котлов.

См. "Русский торговый Ф." (изд. Министерства финансов, 1901). "Русское судоходство", ежемесячный журнал (СПб.). Отчеты о классификации судов Ллойда, Bureau Veritas и др., а также "Die Schiffbauindustrie" (Берлин, 1902), Tiard Schwarz und Dr. Ernst von Halle. Р. Л—н. Речной флот. По последней переписи речных судов России оказались следующие результаты. В Европейской России паровых судов около 2500, непаровых — 20600. У первых сила машины в совокупности дает около 460000 HP. Подъемная способность ок. 701000 пд. У последних подъемная способность достигает 527000000 пд. По типу своему паровой Ф. Состоит из пароходов колесных (с боковыми колесами или одним задним), винтовых (иногда с турбинным винтом) и туерных. Постройка пароходов в последнее время, после издания закона о пошлинах на заграничные суда, заметно усиливается на русских заводах.

До этого закона выгоднее было приобретать суда на заграничных верфях, из которых по отношению к речному Ф. России наибольшее значение имеет фирма Дж. Кокерилль в Бельгии, строившая главным образом пароходы для Волги и Дона. Непаровые суда на 99 % строятся из дерева ввиду его дешевизны. Суда эти под различными названиями (барки, баржи, мариинки, полулодки и т. П.) обыкновенно совершают в навигацию 1—2 рейса и затем распиливаются на дрова. Это в особенности можно сказать о судах, проходящих с Волги в Неву, через Мариинскую или другие системы шлюзов. Ввиду простоты обращения, дешевизны и отсутствия платы за стоянки у берега деревянные непаровые суда еще не скоро выйдут из употребления в России. За границей уже давно возник на реках особый тип судов речных, непаровых, но построенных из стали.

Кроме судов, на реках сплавляется масса плотов, иногда даже с грузами. Напр. В 1896 г. По р. Волге грузились 59336 судов и 118212 плотов, по Неве с озерами — 14100 судов и 57887 плотов. Общая ценность грузов, перевезенных в 1896 г. На судах, — около 262700 тыс. Руб. Ценность грузов, перевезенных на плотах (считая и стоимость самых плотов), — 27100 тыс. Руб. Ср. Судостроение. См. Статистические данные о речном Ф., издаваемые мин. Путей сообщения. Р. Л—н..

Значения в других словарях
Флорон

Или р-ксилохинон — см. Хиноны.. ..

Флотилия

Буквально "маленький флот". Название это дается собранию мелких судов в противоположность "флоту", обозначающему собрание судов крупных. Так, напр., военные суда Балтийского и Черного моря составляют Балтийский флот и Черноморский флот. Военные же суда, приписанные к портам Каспийского моря и Восточного океана, составляют Каспийскую и Сибирскую Ф. (см.). Название это носят еще Аральская Ф., учрежденная в 1847 г. И в 1883 г. Переданная из морского ведомства в военное, и таможенная крейсерская Ф. ..

Флотов Фридрих

(Flottow, 1812—1883) — граф, немецкий композитор. Занимался музыкой у Рейха в Париже. Первыми его сочинениями в оперном жанре были "Pierre et Catherine", "Theodor Körners Bergknappen", "Rob-Roy", "Duchesse de Guise". Широкой публике Ф. Стал известен начиная с 1839 г., когда были даны его оперы "Le naufrage de la Méduse", "Le Forestier" и балет "Lady Henriette", сюжет и часть музыки которого послужили ему впоследствии для оперы "Марта", имевшей выдающийся успех, особенно в Германии, и до сих пор ..

Дополнительный поиск Флот Флот

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Флот" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Флот, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 4 символа