Франкфуртская система

59

(Frankfurter System) — так называется опыт соединения классической и реальной гимназий, произведенный в 1892 г. Во Франкфурте на Майне известным педагогом Рейнгардом и давший, по признанию беспристрастной педагогической критики, превосходные результаты. В сущности, это один из видов бифуркации, с большим или меньшим успехом применявшейся в Германии с 40-х годов. Основные черты Ф. Системы сводятся к следующему. Момент раздвоения среднего общего образования на классическую и реальную ветви отдален на несколько лет. В первом классе (Sexta) преподавание иностранных языков начинается не с традиционного латинского, а с французского, во имя распространенного в 60-х годах Остендорфом принципа "первенства новых языков" (Priorität der neuen Sprachen).

Преподавание латинского языка начинается с 4-го (по немецкому счету Unter-Tertia), а греческого — с 6-го класса (Unter-Sekunda). Таким образом, для двух типов средней школы Рейнгард создал общий фундамент (allgemeiner Unterbau) из трех классов, с общим для всех детей учебным планом. Только в возрасте 12—14 лет учащимся приходится решать вопрос о выборе системы. К основному общему фундаменту приставлены два параллельных отделения, с шестиклассным курсом каждое и с особыми программами. Одно из них функционирует в качестве классической гимназии, с четырехлетним курсом греческого языка (6—9 классы), а другое — в качестве реальной (полуклассической) гимназии, с английским языком вместо греческого. Число уроков латинского языка на классическом отделении 52 (10+10+8+8+8+8), на 10 уроков меньше, чем по нормальным прусским планам.

Греческий язык преподается в количестве 32 недельных уроков (8+8+8+8), на 4 урока меньше, чем в официальных прусских гимназиях. Число уроков латинского языка на реальной ветви сокращено против классической. В пользу подобной системы говорят серьезные аргументы, преимущественно школьно-политического свойства. В случае осуществления ее, как общей системы, школьная организация страны получила бы характер единства. Переход из школ низшего типа в среднюю сделался бы беспрепятственным. Облегчился бы выбор школьного типа для родителей и городских обществ. Средняя школа сделалась гибкой, давая ученикам возможность перехода из одного отделения в другое и исправлять ошибки в выборе системы образования. Ф. Система, признавая необходимость раздвоения средней школы, является, таким образом, полной противоположностью так называемой "единой школы" (Einheitsschule), стремящейся, под видом ли классицизма или реализма, слить в одной, нераздельной программе все образовательные элементы, необходимые для данного общества в данный момент.

По основной идее, Ф. Система приближается к современному строю среднего образования во Франции и в скандинавских странах, а также и к сделанному ранее в Германии (в Альтоне) опыту соединения на общем фундаменте реальной гимназии с чисто реальным училищем. За последние 10 лет Ф. Система сильно распространилась в Германии, насчитывающей уже несколько десятков средних школ подобного типа, причем в некоторых случаях осуществлена комбинация всех трех типов германской общеобразовательной средней школы. Классической, полуклассической (с одним латинским языком) и реальной. Эта система может иметь очень важные последствия для всего строя среднего образования Германии. На школьной конференции в июле 1900 г. Прусское правительство высказалось за продолжение опыта в самых широких размерах.

В некоторых предположениях о преобразовании среднего образования в России несомненно сказывается влияние тенденций, столь популярных на Западе. Сторонники традиционного строя среднего образования, признавая многие выгоды Ф. Системы, приводят против нее разные возражения, становясь исключительно на педагогическую точку зрения. В особенности они ополчаются против отдаления начала изучения латинского языка на 3 года. "В десятилетнем возрасте", — говорят они, — "память свежа, интересы не раздроблены и воля гибка. Необходимо воспользоваться этим для закладки прочного фундамента классического образования, для усвоения грамматики и лексики. В старших классах, когда интересы дифференцируются, трудно уже приковать внимание учащихся к подобному материалу".

Защитники Ф. Системы и вообще общей прогимназии без латинского языка справедливо утверждают, что именно в интересах здравой педагогики необходимо изъять латинский язык из младших классов. Было время (до XVII в.), когда всякое обучение естественно, в силу культурных условий, начиналось с латинского языка, ввиду чего шестилетних детей сразу сажали за латинскую грамоту. Преподавание велось практически. С изменением культурных условий этот обычай оставлен, грамота родного языка сменила латинскую, но еще сохранилось правило начинать изучение иностранных языков с латинской грамматики. Между тем, теоретическое преподавание мертвого языка в столь раннем возрасте (9—11 лет), когда мысль ребенка почти исключительно вращается в сфере конкретных представлений и когда у него нет достаточной опоры в родном языке, требует чрезмерного напряжения со стороны учащихся.

При отсутствии у детей достаточной способности к отвлечению, метод по необходимости выбирается догматический и все преподавание превращается в мертвящую формалистику, не только бесплодную, но прямо вредную. Жажда знаний и жизнерадостное настроение, обыкновенно приносимые детьми в школу, сменяются умственной леностью, унынием и даже враждебностью к школе. Работа становится принудительной и качество ее сильно понижается. Так как изучение латинского языка практическим путем, как оно велось в гуманистической школе XVI века, при современных условиях немыслимо, а теоретическое в ранние годы значительно превышает умственные силы детей, то естественнее всего перенести начало этого изучения к более позднему возрасту, когда учащиеся достаточно окрепнут физически и умственно и приобретут на более доступном им материале некоторый навык в отвлечении и необходимую базу для сравнения.

Знание грамматики родного языка и некоторое знакомство с одним из новых иностранных языков сделает изучение теории латинского языка более осмысленным, чтение авторов — более плодотворным. Будет притом соблюдено дидактическое требование перехода от известного к неизвестному. Ф. Система имеет, однако, одну слабую сторону. При помощи предварительного изучения нового языка и усовершенствованных методов Рейнгард стремится возместить потерю трех лет для изучения древних языков и попутно удовлетворить современную потребность в знании новых языков. Но для полного оправдания своего опыта в глазах ортодоксального классицизма он желает добиться результатов в качественном и количественном отношениях не только не худших, чем в школах общего типа, но даже лучших, ввиду чего в средних и старших классах "темп" учения значительно ускоряется путем увеличения числа уроков по древним языкам.

В 6-м классе (Unter-Tertia), где сходится преподавание обоих древних языков на классическом отделении, общее число недельных уроков, положенных на эти языки, равняется 16, вследствие чего другие предметы в старших классах оказываются стесненными.Изложение принципов Ф. Системы см. В книгах самого Рейнгарда (K. Reinhardt, "Die Frankfurter Lehrpläne" и "Die Umgestaltung des höheren Schulwesens", 1892), а также Schlee, "Geschichte des Altonaer Realgymnasiums" (1896). Главный противник — G. Uhlig ("Die Einheitsschule mit lateinlosem Unterbau", 1892).А. Г—б..

Значения в других словарях
Франкфурт-на-Майне

(Frankfurt am Ma in) — один из крупнейших торговых и промышленных городов Германии, в прусской провинции Гессен-Нассау, под 50°7' северной широты и 8°41' восточной долготы от Гринича, на нижнем течении Майна, в плодородной долине, окруженный виноградниками и садами. В 190 0 г. 288989 жителей (139682 мужчины, 149307 женщин). В 1810 г. — 40 тыс., в 1867 г. — 78277, в 1880 г. — 136819, в 1890 г. — 179985. После присоединения к городу трех предместий число жителей возросло почти на 100 тысяч. 15631 ..

Франкфурт-на-Одере

(Frankfurt an der Oder) — город в прусской провинции Бранденбург, на обоих берегах Одера. Жителей 61852 (1900), в том числе 56575 лютеран, 4134 католика и 747 евреев. Памятники в честь войны 1870—71 гг., императору Вильгельму I (работы Унгера) и поэту Клейсту, скончавшемуся здесь (1759) от раны, полученной в сражении при Кунерсдорфе. 9 церквей, из коих одна XIV и одна XV в. Ратуша XVII в. С 1506 г. По 1811 г. Здесь был университет, переведенный затем в Бреславль. Две гимназии, 4 женских средних ..

Франкфуртская чернь

Один из синонимов наиболее распространенной и дешевой черной краски — сажи.. ..

Франкфуртский мир

Мир, заключенный между Францией и Германией 10 мая 1871 г. Во Франкфурте (на Майне) и закончивший франко-прусскую войну. Прелиминарии мира были заключены ранее, 26 февраля 1871 г., в Версале. Согласно 7 статье этого прелиминарного трактата, переговоры об окончательном мире должны были вестись в Брюсселе. Они и были там начаты, но прерваны и затем возобновлены во Франкфурте. Со стороны Германии их вели князь Бисмарк и граф Арним, со стороны французской республики — Ж. Фавр, Пуйе-Кертье и Гулар. В..

Дополнительный поиск Франкфуртская система Франкфуртская система

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Франкфуртская система" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Франкфуртская система, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 21 символа