Харран
Известный г. Месопотамии, в 9 часах пути от Едессы, на р. Гуллабе, на месте пересечения дороги из Дамаска с путем из Ниневии в Кархемиш и Арпад. Может быть, его имя стоит в связи с таким положением (вавил. Harranu — дорога), но, во всяком случае, последнее обусловило его торговое и культурное значение. Это был один из древнейших центров вавилонской культуры, и притом, самый западный. Процветавший здесь культ бога Сина (см.) был в X. Общим с Уром (см.). Возможно, что еще в глубокой древности X. Был центром особого царства, распространившего вавилонскую культуру в Каппадокию и Ассирию и вошедшего впоследствии в состав Митанни (см.). Недостаток археологических данных не позволяет идти дальше предположений. Не было правильных раскопок и только Леярд случайно открыл в этой области — в Арбане, на Хабуре — развалины дворца патеси (см.).
Авраам, переселяясь в Ханаан из Ура Халдейского, останавливался в этом втором городе Сина (Быт. XI 31, XII, 4), где и умер Фара. X. Играет роль и в истории Исаака и Иакова (Быт. XXVIII, XXIX). Дальнейшие сведения о X. Встречаются уже в ассирийских летописях. "Страна X." упоминается Тиглатпалассаром I. Салманассар II строил в местном храме Сина. В это время уже область X. Была наводнена арамеями и приняла участие в восстании 762 г., за что Ассурдан лишил его, наравне с Ассуром, привилегий. Последние были возвращены Саргоном II. Ассаргоддан вопрошал местного бога об успехе египетского похода, а Ассурбанипал короновался здесь короной Сина, реставрировал храм и возвел своего младшего брата в верховные жрецы "Сина, обитающего в X.".
Набонид (см.) также восстановлял Эхульхуль, храм Сина в X., "на камне Ассурбанипала", после его разрушения мидянами и скифами. С падением Вавилона X. Перешел во власть персов. Богатство и торговля X. Засвидетельствованы прор. Иезекиилем (XXVII, 23), Плинием ("N. H.", 12, 40), который упоминает между прочим о производстве в X. Благовоний, и Иосифом Флавием. При Александре Великом X. Принял македонский гарнизон (Dio Cass., 37, 5) и греко-македонских колонистов. При Диадохах область X. Превратилась в царство Осроэну. Основание Едессы 132 г. Создало X. Соперника. В борьбе римлян с парфянами и сассанидами X. Всегда стоял на стороне первых, как город эллинистической культуры. Его греческое название Карры (Κάρραι) неоднократно бывало связано с разными событиями римской истории.
Здесь в 53 г. До Р. Хр. Разбит и убит Красс ("Carrhae Crassi clade nobiless", в 217 г. Убит Каракалла, в 296 — разбит Галерий. Город переходил из рук в руки, получал милости от римлян (сделан во II в. Римской колонией, граждане получили титул филоромеев, город — Аврелии и метрополии) и не раз подвергался карам от парфян и персов. Временно X. Был под властью Пальмиры (Одената). Диоклетиан, урегулировав снова границу империи, образовал две провинции. Осроэну и Месопотамию. Во время войны с Сапором II пожар опустошил X., и он надолго сошел с первенствующей роли, уступив место Едессе и Нисивии. Юлиан, во время персидск. Похода радушно принятый харранскими язычниками, гадает в их храмах и приносит человеческие жертвы. В византийское время X.
Также постоянно страдал от варварских нашествий (гуннское, 395 г.), персидских войн и переходил из рук в руки. Благосостояние его падало. Наконец, в 639 г., X. Попал в руки арабов. Христианство в X. Появилось поздно, распространялось туго и никогда не было сильным, как и в других местах древних культов. Город не имел епископа еще при I всел. Соборе. Первый епископ упоминается 361 г. Его преемник Вит, известный святостью жизни, подписался под постановлением константинопольского собора 381 г. Известный Ива едесский посвятил своего молодого, изнеженного брата Даниила в епископы X. Он был подкуплен язычниками и подвергся низложению на разбойничьем соборе. В 546 г. В X. Был епископом монофизит Сергий. Яковиты одержали верх, после временного торжества сначала православия, потом несторианства в половине VIII в.
Но христианство никогда не играло видной роли в Х., равно как и иудейство. Вениамин Тудельский насчитывал здесь только 20 еврейских семейств. Настоящей религией X. Долго было язычество, сообщившее городу греческое имя Еллинополя, пережившее византийское владычество и представлявшее эллинизированную вавилонскую религию, причем образованные классы были проникнуты идеями неоплатонизма. В 830 г. При халифе Мамуне было открыто на них гонение. Тогда они основали, для подкупа чиновников, особую кассу "на случай беды" и прикрылись освященным кораном именем сабиев, под которым и известны в истории. Вообще, долго оставаясь убежденными язычниками, жители X. По внешности скоро ассимилировались с арабами и даже стали принимать их имена.
Арабские писатели часто повествуют о храмах и культах X. Главный из них, в честь божества Луны, лежал в вост. Части города. Он был укреплен, в крипте были идолы, которых не ставили на виду из боязни мусульман. Он существовал до XIII в., когда был разрушен татарами. Другой храм месяца был в зап. Части. Сюда были богомолья 20-го нисана (апрель) в ожидании из Индии "идола бога воды". В окрестностях X. Были храмы "Гермеса" (планеты Меркурия, может быть — того же Сина) и Баалаты (Венеры). Сюда были тоже пилигримства и процессии. Культ пользовался терпимостью и отправлялся торжественно. Ежегодно 30-го декабря жрец с храмовой кафедры в девять ступеней возглашал молитву о благоденствии общины и разрушении церквей и мечетей, выстроенных на священных для сабиев местах.
Для успокоения магометан они еще называли свою религию Ноевой, или Авраамовой, а свои священные книги — сифовыми и еноховыми, пользуясь ходячим сопоставлением лунных божеств с Гермесом Трисмегистом, а последнего — с Сифом и Енохом. Во главе общины стоял верховный жрец. Списки этих жрецов сохранились у араб. Писателя Эн-Недима. Во 2-й половине IX в. В X. Произошел раскол. Ученый Табит-Бен-Коррах, известный и в Европе многочисленными философскими и богословскими сочинениями и переводами с греческого, разошелся в догматических вопросах с общиной и был отлучен верховным жрецом. Удалившись в Багдад, он основал там новую общину сабиев, которая скоро затмила X. Многие ученые багдадские сабии были известны при дворе халифов.
К Χ в. Прекращается в X. Верховное жречество, а с конца XI в. Теряются следы харранских сабиев. По свидетельству Абу-эль-Азиза, они совершенно вымерли к XII в. Едва ли можно думать о прекращении секты путем пропаганды. Сабии, даже их ученые и поэты, были упорными язычниками не по упрямству, а по глубокому убеждению, так как, несмотря на суеверные обычаи и культ, требовавший человеческих жертвоприношений, их религия соединяла в себе лучшие идеи арамейско-вавилонского греч. Язычества, очищенного неоплатонизмом и не оставшегося без влияния христианства и ислама. Догматика различала между единым верховным божеством и его посредниками — духами, обитающими в планетах. Мораль была высока, нравственность была не ниже мусульманской.
Современная деревушка на Балихе заключает в себе кое-какие следы прошлого — фундамент стен, давший возможность Захау составить план др. Города, развалины базилики и мечети. Местность населена бедуинами, которые показывают колодезь Ревекки.См. Chwolson, "Die Ssabier und der Ssabismus" (I — II, СПб., 1856). Mez, "Gesch. D. Stadt Harran" (Страссб., 1892). Sachau, "Reise in Syrien und Mesopotamien" (Лпц., 1883). Ainsworth, "Haran in Mesopotamia" ("Proceedings of the Soc. Bibl. Archeol.", XIII).Б. Т..
Дополнительный поиск Харран
На нашем сайте Вы найдете значение "Харран" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Харран, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 6 символа