Хлопчатобумажные ткани

74

Огромное большинство изготовляемых из хлопка тканей представляет самые простые и дешевые изделия для домашнего обихода небогатых классов населения. Преобладающие переплетения (см. Соотв. Статью) — простые, фасонные же и сложноузорчатые ткани составляют очень небольшую часть производства. В дальнейшем кратком обзоре главнейших видов X. Тканей они расположены в порядке, принятом в статье Ткани (см. Соотв. Статью), причем в каждом разряде прежде всего стоят ткани, изготовляемые из суровой пряжи, а затем из цветной. Ткани полотняного переплетения представляют главную массу изготовляемых в России X. Тканей. Первое место среди них занимает миткаль, после отбелки получающий названия коленкора, зона, шертинга, мадаполама, после окраски — цветного коленкора, после набивки — ситца, кретона, жакона, глясе и пр.

Миткаль изготовляется из основы № 32 до 38 и утка № 38 до 48. Плотность 80 — 85 ниток на 1" для 1-го сорта, 70 — 75 нит. — для 2-го сорта, более редкого. Ширина 4/4, 5/4, 6/4, 7/4 и даже 8/4 арш. На 1 фн. Идет от 6,5 — 7,5 и до 10 квадр. Арш. Бязь из основы № 22 — 24, утка № 16 — 20, плотностью 55 — 65 нит. По основе, 65 — 70 нит. По утку, шириной от 4/4 до 8/4 арш. На 1 фн. Идет 5,2 до 5,7 квадр. Арш. В продажу поступает суровой, беленой, крашеной или набивной, идет на грубое белье, простые платья, подкладку. Много ее вывозится в Азию. Вообще, после миткаля является наиболее распространенным товаром. Более грубые сорта бязи называются сорочкой, вследствие употребления ее на сорочки, т. Е. Обертки для кусков суконного товара. Изготовляются из основы № 14, утка № 10, плотностью 52 по основе, 48 по утку.

Шириной от 5/4 до 7/4 арш. Бумажный холст, из № 10 основы и утка, сильно крученых, 54 нити основы, 50 нит. Утка на 1 ", ширины 5/4 арш., на 1фн. Идет 3,5 кв. Арш. К тяжелым тканям принадлежат также даба и парусе, окрашиваемые обыкновенно в кубовый цвет и идущие в Сибирь и на Кавказ. Гроденапль представляет более тонкую, но плотную ткань. На него идет основа № 24 — 30, уток № 20 — 24, около 80 ниток по основе и утку. Ширина 17 верш., на 1 фн. Идет от 4,5 до 5 кв. Арш. Рогожка изготовляется из основы № 18 и утка № 10 и отличается переплетением, представляющим видоизменение полотняного, образованное тем, что несколько (3 или 4) соседних нитей основы и утка идут, одинаково перекрываясь, отчего ткань является покрытой мелкими квадратиками.

Подобно рогожке, из 2-х или 3-х нитей вместе работается иногда и гроденапль. Ирланд и доместик — ткани из средней тонкости основы (№ 32 — 36) и грубого утка (№ 10 — 20) идут. Первая в крашеном или набивном виде на подкладки, вторая в отбеленном виде на простое белье. Переходом к более тонким тканям является марля, работающаяся из основы и утка № 30 — 40 очень редко (32 — 40 ниток на 1"). К тонким, но плотным тканям принадлежат кембрик и батист, работающиеся. Первый — из №№ 40 — 100 основы и утка, второй — из №№ 90 — 110, с плотностью от 60 (кембрик) до 100 и 135 ниток на 1 " (батист). Идут отбеленными. В России последние сорта работаются очень мало. Парусинка, туальденор и камлот работаются из крашеной пряжи, причем парусинка клетчатая, туальденор гладкий, а камлот, обыкновенно, полосатый.

Кретоны, полосатые и клетчатые, по толщине сходны с бязью. Набивная бязь также называется кретоном. Рипсы (см. Рипс и Переплетения нитей) работаются основные и уточные. Красятся и набиваются, идут, главным образом, для мебели. К тканям саржевого переплетения относятся. Нанка, трехремизная основная саржа из основы № 32 и утка № 34 — 38. Очень близка к ней саржа, но несколько тоньше (основа № 34, уток № 42). Обе ткани выпускаются отбеленными, крашеными и набивными для самых разнообразных потребностей. Кашемир и кипер, двусторонние четырехремизные саржи, из основы № 32 — 36 и утка № 40 — 42. Плотные ткани для платья и мебели. Брючный кашемир гораздо тяжеле (осн. № 18, уток № 12). Киргизин четырехремизная уточная саржа. Русинет и карусет — трехремизные основные саржи из крашеной пряжи № 32 — 38, последний с шерстяным утком.

Идут для простонародного платья. Твин — четырехремизная двусторонняя саржа из крученой основы № 40/2 и утка № 20. Подобный же характер имеют многие ткани, как-то. Жеспе, трико и проч., идущие на верхнее платье. Особенное значение и широкое распространение получила бумазея, ткань 3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти ремизного саржевого переплетения из тонкой, сравнительно, основы (№ 24 — 30) и грубого и рыхлого ( № 6 — 10) утка, изготовляемого из отпадочной пряжи. Ткань эта подвергается ворсованию (начёсу), после чего на одной (нижней) или на обеих сторонах получает сукноподобный ворс, придающий ей особенную мягкость и в то же время нетеплопроводность. Выпускается в самых разнообразных сортах. Крашеная, отбельная и набивная.

В массе идет, как более дешевая замена шерстяных тканей. Фланели, сукна и пр., представляя один из главных предметов X. Ткачества. Из тканей атласного переплетения можно отметить. Атлас основный восьмиремизный (основа № 32, уток № 36), ластик, или полуатлас, 5-ти ремизный основной (основа № 32 — 40, уток № 34 — 48), сатин 5-ти и 6-ти ремизный основной, грубее предыдущих (основа № 26 — 30, уток № 26 — 32), демикотон 5-ти ремизный уточный, работающийся также в 10 и 12 ремизок из самого разнообразного по толщине материала. К разряду атласных тканей относятся также многочисленные виды начесанных тканей. Шведская материя, манчестер и, особенно, молескин. Все они работаются так, что на их лицевой поверхности преобладают уточные нити (№ 20 — 30), которые потом начесываются и получают сукноподобный вид.

Идут на верхнее платье, а грубые сорта на обивку мебели, экипажей и т. П. Относительно манчестера надо заметить, что это название применяется также к бархатной ткани, сходной с плисом, а за границей под именем манчестера прямо подразумевается плис. К тканям узорчатым относятся очень разнообразные по рисунку ткани, изготовляемые на переборных станках (Добби и т. П.), реже на жаккардах. Сюда относятся, напр., салфеточные ткани, тик полосатый и узорчатый, бриллиантин, фасонé, канифас, матласé и многие другие, названия и способы изготовления которых беспрестанно меняются под влиянием моды. К двойным тканям относится, главным образом, пике, способ изготовления которого описан в особой статье (см. Пике). К этому же разряду надо отнести так называемые тканьевые одеяла с жаккардовым узором, изготовляемые в значительном количестве.Хлопчатобумажный бархат изготовляется в отличие от настоящего, шелкового бархата, с уточным, а не основным ворсом.

Один из способов переплетения нитей изображен на прилагаемом рисунке (× означает основное перекрытие, У — уточное, см. Соотв. Статью).Первая уточная нить тесно переплетается с основными, затем 2-я и 3-я лежат свободно, связанные с основой в одной точке через 5, затем 4-я опять образует тесное переплетение, 5-я и 6-я лежат свободно, 7-я тесно, 8-я и 9-я свободно. Свободно лежащие ворсовые нити (2, 3, 5, 6, 8 и 9) затем разрезаются специальными рабочими — плисорезами — как раз посередине между точками своих переплетений с основой, а так как они зажаты туго соседними (1-й, 4-й и 7-й) уточными нитями, то, будучи разрезанными, они поднимаются и образуют ворс, который потом расчесывается и стрижется. Главнейшими видами X.

Бархата являются. Плис, полубархат, бархат, различающиеся как материалом, так и переплетением нитей. Всего грубее пряжа у плиса (основа № 20 — 32, уток № 32 — 40), у полубархата тоньше (основа № 28 — 30, уток № 40 — 44), еще тоньше у бархата (основа № 60/2 — 70/2 уток № 46 — 48). Корд — полосатый плис. Вельвентин отличается большей высотой ворса. Вследствие недостаточной упругости X. Волокон, ткани эти далеко не имеют того красивого вида, как шелковый бархат. Надо упомянуть еще о тканях газового (см. Соотв. Статью) переплетения, как-то бареж, газ и, в последнее время, лено. Из них газ представляет ткань гладкую, а другие — полосатые поперек (бареж) и вдоль, а также узорчатые, где места газового переплетения чередуются с гладкими полотняными участками.

На изготовление этих тканей идет очень тонкая (№ 70 — 100) пряжа, чередующаяся, впрочем, и с более грубыми нитками.Ср. Шорин, "Опыт практического руководства к мех. Ткачеству X. Тканей" (1881). С. А. Федоров, "Об испытании пряжи" (1897). E. Müller, "Handbuch der Weberei" (1894—96). Dépierre, "Traité des apprets et specialement des tissus de coton" (1894) и др.С. А. Ганешин. Δ..

Значения в других словарях
Хлопчатобумажная промышленность

(историю хлопчатобумажной промышленности до XVIII в. — см. Соотв. Статью.). До XVIII века, пока обработка хлопка в Англии носила характер ремесленно-кустарный с употреблением тех же ручных орудий, какие издавна употреблялись в Индии, промышленность эта не могла сильно развиваться, не удовлетворяла даже внутренней потребности страны и страдала от конкуренции издавна установившейся промышленности Индии, чему доказательством служит законодательное запрещение (1700) ввоза набивных индийских ситцев в..

Хлопчатобумажное производство

(технич.)I. Исторический очерк. — II. Свойства хлопчатобумажного волокна. — III. Обзор сортов хлопка — IV. Ход обработки. — V. Общие данные. — VI. Литература по хлопкопрядению.I. Исторический очерк (до XVIII века). — Родиной хлопка в Старом Свете бесспорно считается Азия, точнее говоря, Индостан. Хотя первые исторические сведения, относящиеся к эпохе 2500 лет до Р. Хр., идут из китайских хроник, но там применение хлопка для прядения и ткачества встречало сильное противодействие со стороны шелков..

Хлопчатобумажный бархат

См. Хлопчатобумажные ткани.. ..

Хлопчатобумажный порох

См. Порох пироксилиновый (см. Соотв. Статью) и Нитроклетчатка.. ..

Дополнительный поиск Хлопчатобумажные ткани Хлопчатобумажные ткани

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хлопчатобумажные ткани" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хлопчатобумажные ткани, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 22 символа