Христианский социализм

84

Учение, признающее существование социального зла в современном общественном строе и стремящееся исправить его при помощи подъема религиозно-нравственных начал в различных слоях народа, не выходя из рамки нынешних государственных форм и сохраняя господство частной собственности. В этих широких пределах заключаются учения, весьма далеко расходящиеся между собой и имеющие весьма различные источники. Иногда христианский социализм исходит главным образом из сознания несовершенств существующего строя и в таком случае идет очень далеко навстречу социализму демократическому, или революционному, по крайней мере во всех практических требованиях, предъявляемых им современному государству, отказываясь идти за ним лишь в его конечных стремлениях, т.

Е. Домогаться перемены всех основ государственной и общественной жизни. Такой характер имел X. Социализм в Англии, имеет теперь в Бельгии. В других случаях X. Социализм возникает в среде консервативных групп общества в виде реакции против распространения в народе социализма демократического. Он указывает, что самые существенные для интересов народной массы требования социализма (братство, равенство, помощь бедным) заключаются уже в Евангелии, нисколько, в принципе, не противоречат основам семьи, религии и государства и могут быть осуществлены этим последним. В этих случаях X. Социализм подчеркивает по преимуществу не социальные, а религиозные основания своего учения, являясь консервативным, иногда даже прямо враждебным социализму агитационным средством.

Нередко он даже вырождается в антисемитизм. Таким в своем главном течении он является в Германии и еще больше в Австрии. Сообразно с тем, появляется ли он в среде католиков или протестантов, он принимает форму католического социализма (см.) или евангелического. Впервые X. Социализм возник во Франции (см. Католический социализм), затем в Англии. Здесь рядом со сравнительно слабым католическим социализмом довольно рано возникло среди членов и духовенства протестантских церквей другое направление, не имевшее, однако, узкоконфессионального характера и потому называвшее себя просто X. Социализмом. Главным провозвестником его был англиканский священник Морис (см.), затем другой священник Кингслей (см.). Весьма близко к X.

Социализму стояли Карлейль и член парламента лорд Ашлей (граф Шафтсбюри). Этот X. Социализм был под сильным влиянием Р. Оуэна, несмотря на ярко выраженный атеизм последнего. Основанием его было стремление улучшить положение народа. Расцвет его совпадает с эпохой чартистского движения (см.) и первым десятилетием после его поражения. Английские X. Социалисты принимали деятельное участие (Ашлей — в парламенте, другие — в литературе и при помощи агитации) в выработке и развитии фабричного законодательства и других отделов социального законодательства, в устройстве библиотек и организации рабочих союзов. Трэд-унионы всегда пользовались поддержкой и сочувствием X. Социалистов. При этом, однако, X. Социалисты в Англии никогда не организовывались в политическую партию, всегда оставаясь лишь более или менее обширной группой людей или сообществ, связанных только общностью взглядов.

В 1880-х гг., в период упадка X. Социализма, возник существующий и доныне Christian Social Union, основанный Гедламом (Headlam). Это — сообщество интеллигентных деятелей для агитации, при помощи печати и митингов, за разрешение специального вопроса при помощи религиозно-нравственных средств. Немало X. Социалистов входит в состав Фабианского общества (см.). В Бельгии сторонники католического социализма (см.) составляют вполне организованную политическую партию (во главе ее стоит Даенс), борющуюся против клерикалов, либералов и социал-демократов за политическое господство и имеющую своих сторонников в парламенте. Они являются одной из оппозиционных партий и гораздо чаще вотируют с социал-демократами, чем с клерикалами.

В Германии рядом с Кеттелером, давшим толчок развитию католического социализма, еще в 1840-х гг. Вихерн (см.) положил начало евангелическому социализму. Сперва это было течение, имевшее отчасти благотворительный характер, отчасти пиетистический. Основывались "союзы христианских молодых людей", "христианских девушек" и т. П. Для совместного отдыха и чтения религиозно-нравственных книг. Учреждались народные дома, всевозможные убежища и т. Д. С 1860-х гг. В значительных размерах стали возникать христианские, как конфессиональные (католические и протестантские), так и внеконфессиональные религиозные союзы рабочих в противовес социал-демократическим союзам. Особенный успех они имели на западе и юге, т. Е. В католической Германии, где число таких союзов считается сотнями, а число их членов — сотнями тысяч.

Там они ведут политическую борьбу, поддерживая клерикальную партию. Во главе их стоит Volksverein für das Katholische Deutschland в Мюнхен-Гладбахе, основанный Виндгорстом и развивающий обширную литературно-издательскую деятельность. Социальные элементы в учении этих X. Социалистов весьма слабы. Над ними доминируют элементы религиозные. В 1878 г. Придворный пастор (евангелик) Штеккер (см.) основал в Берлине христианско-социальную партию, которая быстро усилилась и в его руках была сильным орудием против социал-демократии. В ее программе социальные элементы также были весьма слабы. Это была, собственно, одна из организаций консервативной партии, с некоторыми отличиями, из которых важнее были элементы антисемитизма, чем социальные.

Она дала толчок развитию антисемитической партии и сама скоро выродилась в одну из разновидностей. В 1890 г. Тот же Штеккер вместе с проф. Адольфом Вагнером и др. Основал "Евангелически социальные конгрессы", собирающиеся доныне ежегодно в различных городах Германии для обсуждения способов разрешения социального вопроса на основе существующего государства и христианства. В этих конгрессах принимали участие весьма разнообразные элементы, от крайних консерваторов-пиетистов — Штеккера и Ад. Вагнера — до радикалов вроде пастора Гере (позднее перешедшего в лагерь социал-демократов) и свободомыслящего богослова Гарнака. В их протоколах заключается весьма ценный материал, но большого практического значения конгрессы не имели.

В Австрии в 1896 г. Возникла политическая партия под названием христианско-социальной рабочей партии, с д-ром Луегером (см.) во главе. Она имеет резко выраженный антисемитический характер. Социальные элементы, весьма слабые даже в программе, оказались совершенно отсутствующими на практике, когда в руки этой партии перешла власть в городском управлении Вены и в нижнеавстрийском ландтаге. Она преследовала народных учителей и других городских служащих за мнения, уменьшила школьный бюджет, увеличила расходы на постройку церквей, ничего не сделала ни для улучшения положения рабочих и низших городских служащих, ни для городского благоустройства. См. Lujo Brentano, "Die Christlich-Soziale Bewegung in England" (Лпц., 1883).

Kaufmann, "Christian Socialism" (Лонд., 1888). Schulze Gävernitz, "Zum socialen Frieden" (т. I). Ностиц, "Рабочий класс Англии" (M., 1902). Jörg, "Gesch. Der sozialpolitischen Parteien in Deutschland" (Фрейбург, 1867). Guerin, "Socialisme chretien" (в "Nouveau Dictionnaire de l'Economie politique"). Stöcker, "Christlichsocial" (2 изд., Берл., 1890). Göhre, "Die Evangelischesoziale Bewegung" (Лпц., 1896). Многочисленные брошюры Науманна. "Berichte über die Verhandlungen der Evangelisch-Sozialen Kongresse" (Берлин и Геттинген, 1890 и сл.). Статья "Sozial-Konservative Bestrebungen" в "Handwörterbuch der Staatswissenschaften" (2 изд., т. VI). Ср. Также указания в статьях Кингслей, Морис, Католический социализм, Социалистические партии.В.

Водовозов..

Значения в других словарях
Христианские древности и археология

Ежемесячный журнал. Издавался В. А. Прохоровым в Петербурге в 1862—1865 и в 1871—1872 гг. В 1875—78 гг. Он выходил под названием "X. Древности". В состав журнала входили главным образом рисунки и снимки. С 1871 г. В приложении давались "Русские древности".. ..

Христианский Путь

Периодическое издание для назидательного чтения. Выходило в Вольске листками, в неопределенные сроки, в 1887—1888 гг.. ..

Христианское

— село Терской области, Владикавказского округа. Жителей 4882 (осетины, православные). Школа, 18 лавок. 28 мельниц, 7 кузниц и 11 других мастерских. Базары.. ..

Христианское искусство

См. Древнехристианское искусство.. ..

Дополнительный поиск Христианский социализм Христианский социализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Христианский социализм" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Христианский социализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 22 символа