Христианство в России

81

Среди славянского населения появляется не раньше IX в., в пределах же нынешней России оно восходит к III в. Существует даже легенда, которая связывает проповедь Евангелия с именем апостола Андрея. Начиная с III в. Упоминаются несколько епархий в южных областях нын. России, занятых главным образом греками, но распространения X. Внутри страны предположить нельзя. Только в IX в., со времени первого похода на греков Аскольда и Дира, начинается медленное проникновение X. В тогдашнюю Русь. Первым русским князем, принявшим крещение, был Аскольд. В войске Игоря было много христиан. В договоре Игоря с греками 944-го года уже различаются христиане-русы от язычников. У христиан есть в Киеве церковь св. Илии. В 957 г. Крестилась вел.

Кн. Ольга. Есть известие, что она распространяла X. Среди народа. Но распространение X. Встречало препятствия и вызвало даже гонения Святослава и Владимира. Известно предание о том, как Владимир усомнился в языческой вере и решил принять X., что и случилось в 988 г., после взятия Корсуни. Киевляне крестились охотно. Это указывает на то, что здесь уже было много христиан. X. Распространялось после того и в других местах, главным образом близ Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода. Упорное сопротивление оно встретило в Новгороде, куда в 990 г. Ходил митроп. Михаил с дядей Владимира, Добрыней. Здесь произошло крещение "огнем и мечом". Некоторые историки опровергают факт насильственного крещения Новгорода, но события позднейшего времени, напр.

Возмущение народа волхвами в XI в., говорят против них. Из Новгорода X. Перешло в Ростов и Суздаль. Новая вера проникла еще в Муром, Полоцк, Владимир-Волынский, Луцк, Смоленск, Псков и т. Д. Чем дальше от водного пути, тем X. Было слабее и для своего торжества требовало еще много усилий и даже мученичества. Успехам X. Содействовало больше всего раздробление Руси на уделы. Князья разносили новую веру по своим уделам, и каждый стольный княжеский город становился местным центром X. В Ростове борьба между язычеством и X. Продолжалась до XII в. И запечатлена мученической смертью еп. Леонтия. В Муромо-Рязанской земле распространение X. Долго встречало неодолимое препятствие в дикости края, но в конце XI и начале XII в. Оно пошло успешнее благодаря трудам кн.

Ярослава Святославича. Дольше всех из славянских племен держалось язычество у вятичей, просветителем которых явился в XII в. Кукша, погибший во время проповеди. С распространением X. Число русских миссионеров увеличивается. На юге их почти не было, на севере же они обнаружили большую деятельность. Еще при Владимире св. Крестились многие из финского племени ижоры и корелы. X. Последних не отличалось прочностью. В XII в. Много христиан было в Вологодском крае (благодаря трудам преп. Герасима). Среди заволоцкой чуди на Сев. Двине, в Устюге, на р. Вятке (после основания г. Хлынова), среди вотяков и черемис. В XIII в. Все течение Волги до Нижнего было занято христианами. За Нижним христиан почти не было. На западе X. Шло от католических миссионеров.

В общем X. В России распространилось довольно быстро и мирно. Произошло это главным образом потому, что X. Не встретило здесь установившейся языческой религии и сложившегося класса жрецов. Правда, главным образом на севере, некоторую роль играли волхвы, и им не раз удавалось вызывать волнения среди народа. Но они не сомкнулись в группу, а действовали в одиночку. Сначала новая вера представляла больше языческих черт, чем христианских, но важно было торжество принципа. Татарское иго не остановило распространения X. Татары отличались веротерпимостью, некоторые из них даже обращались в X., так что в 1261 г. Была учреждена Сарайская епархия. С конца XIII в. X. Проповедуется главным образом на севере и северо-востоке, причем большую роль играют монастыри.

Челмогорский возле Каргополя в земле чуди, Валаамский на Ладожском оз., Мурманский среди лопарей, Соловецкий и др. В XIV в. Св. Стефан со своими учениками и преемниками крестил зырян. В XV в. X. Начало распространяться среди вогул трудами еп. Ионы. По мере расширения пределов Московского государства на севере и на востоке распространяется там и X. Вообще распространение X. Тесно связано с колонизацией, и разделить их трудно. В XVI в., с покорением Перми и с поселением Строгоновых и др. Промышленников, возникают Пыскорский и Соликамский м-ри, известные своей просветительской деятельностью. Из Пыскорского м-ря вышел преп. Трифон Вятский, просвещавший пермских вогулов и остяков. На севере Соловецкий м-рь продолжал свою деятельность среди лопарей.

Со взятием Казани учреждается здесь епархия и начинается обращение жителей в X. Здесь прославились св. Гурий и его преемники св. Варсонофий и Герман и ученик последних св. Гермоген. Затем миссионерская деятельность здесь глохнет. Из Казани X. Перешло и в Астрахань после завоевания ее. С занятием в XVII в. Сибири появляются миссионеры и там, но больших результатов проповедь не достигала вследствие слабого развития просвещения среди духовенства. Проповедь евангелия, начатая в Казанском крае св. Гурием, шла слабо, несмотря на целый ряд мер, часто жестоких и несправедливых, против некрещеных в пользу крестившихся. Так, напр., в 1654 г. Состоялось распоряжение об отдаче поместий и вотчин некрещеных владельцев в наследство только крещеным, хотя бы они были и дальними родственниками владельцев.

Эти меры вызывали ропот среди населения, и оно приняло живое участие в бунте Разина, обещавшего свободу веры. Успешнее шла проповедь среди мордвы рязанского архиепископа Мисаила, погибшего в 1654 г. От руки мордвина. "Кровь его сделалась, однако, новым семенем X. Следствие по его у6ийству до того напугало инородцев, что они после того начали креститься в особенно большом количестве" (Знаменский). Петр Великий высказался за полную веротерпимость, но сохранил льготы для новокрещеных. Елизавета Петровна их еще увеличила. Екатерина II, оставаясь верной принципу веротерпимости, способствовала организации магометанского и ламайского духовенства и даровала им некоторые льготы — освободила, напр., от взноса податей.

До воцарения Екатерины II миссионеры в XVIII в. Действовали в Казанской епархии и соседних. В 1731 г. Учреждена была в Свияжске для Казанской и Нижегородской епархий комиссия новокрещеных дел. Деятельность просветителей достигла наибольших результатов со времени учреждения комиссии в Свияжске вместо конторы, во главе которой стал Дмитрий Сеченов, а потом Сильвестр Гловацкий. Они не останавливались в своем рвении перед насильственным взятием инородческих детей в христианские школы, ломали магомет. Святыни. Правительство поддерживало рвение просветителей. Сотни тысяч обратились в X. Из страха перед грозными пастырями, но готовы были при первом удобном случае оставить X. И даже поднять бунт. Ввиду признаков готовящегося возмущения правительство вынуждено было отказаться от поддержки миссионеров.

Свияжская контора была закрыта. Для проповеди X. В восточных епархиях и в Сибири велено было выбрать особых "проповедников". После Пугачевского бунта правительство совсем отказалось от поддержки миссионеров. Только при имп. Николае I предпринимается целый ряд новых полицейских мер и восстановляется должность миссионеров, но без всяких результатов. С 60-х гг. XIX в. Начинается проповедь X. На новых началах. Переводятся священные книги, обучаются дети татар на их разговорном языке, без полицейского насилия. В XVIII в. Начинается крещение калмыков, сначала при поддержке правительства, а затем путем одной проповеди и обучения в школах. В начале XIX в. Началось крещение самоедов в Архангельской епархии, трудами священника Ф. Истомина.

Дело распространения X. Продолжалось и в Сибири в XVIII в. Здесь особенную деятельность обнаружили Филофей Лещинский и особенно С. Гловацкий. Начиналось волнение, и правительство поспешило перевести ревностного проповедника в Суздаль. В Восточной Сибири просветителями инородцев явились два замечательные святителя. Иннокентий Кульчицкий и преемник его Иннокентий Нерунович. Во 2-й половине XVIII в. Миссионерская деятельность ослабела и здесь. С воцарением императора Николая I в Сибири снова начинает развиваться миссионерство. С самого присоединения Грузии возникает миссионерская деятельность на Кавказе, усиливающаяся со времени покорения Кавказа. В 1865 г. Был открыт с этой целью духовный комитет. Все миссии были в 1865 г.

Объединены в учрежденном в Петербурге миссионерском обществе, реорганизованном в 1869 г. С подчинением Синоду. Ср. Миссионерские общества. См. Литературу под словом Духовенство.Г. Л—ий.Кроме вышесказанного, см. Также ст. Вселенские соборы, Разделение церквей, Восточная церковь, Православие, Католическая церковь, Католицизм в России, Папство, Лютеранство, Реформация, Протестантизм в России, Евангелическая церковь, Реформатская церковь, Кальвинизм, Англиканская церковь, Пресвитерианство, Протестантская церковь в Америке, Сектантство, Индепенденты, Социнианство, Деизм и др..

Значения в других словарях
Христианство

Всемирная религия, первая в настоящее время по числу последователей (около 494 милл.) и по культурно-историч. Значению своему и принявших ее народов, признающая себя откровением Единого в Троице Истинного Бога, Творца и Промыслителя вселенной, Спасителя и Освятителя людей. Основные черты христ. Религии. 1) спиритуалистическое единобожие, углубленное учением о троичности Лиц в едином существе Божества. Это учение дало и дает повод к глубочайшим философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая г..

Христианство в Абиссинии

В Аксумском царстве X. Появляется уже в IV в., хотя цари долго оставались язычниками. В торговое государство давно стекались и жители Южной Аравии, и греки, давно появились здесь и еврейские (см. Фалаша), и христианские общины. Каждая из них стремилась к распространению на счет местных жителей. В иудейство обращаются некоторые области (напр. Самиен). В самом Аксуме X. В половине IV века находит доступ ко двору. Греческие жития и зависящие от них в данном случае эфиопские называют просветителями ..

Христианство в Средней Азии

X. Проникло в Среднюю Азию из Персии, куда оно было принесено сирийцами. Сирийский язык остался языком богослужения как у персидских, так и у среднеазиатских христиан. Принятие X. Римскими императорами вызвало гонение на христиан в Персии и переселение части христиан на Восток. С 334 г. Упоминается христианский епископ в Мерве. В V в. Принятие персидскими христианами несторианства и разрыв их с Римом и Константинополем примирили с ними персидских царей. С тех пор распространение X. В Средней Ази..

Христианство у германцев

Когда Феодосий Великий доставил X. Положение государственной религии (392 г.), оно уже успело пустить глубокие корни среди народов, фактически независимых от Римской империи и даже враждебных ей. Отношения римлян и германцев слагались не из одних военных действий. С Рейна и Дуная, где жило многолюдное и культурное смешанное население, из таких центров умственной жизни, как Colonia Agrippina, Maguntiacum, Vindonissa, Aquae Aareliae, Castra Regina, Singidunum, Marcianopolis и др., в глубь германск..

Дополнительный поиск Христианство в России Христианство в России

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Христианство в России" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Христианство в России, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 21 символа