Цвингли

113

Ульрих (Zwingli) — швейцарский реформатор. Род. 1 янв. 1484 г., несколькими неделями позже Лютера, в зажиточной крестьянской семье, в Вильдгаузе, в графстве Тоггенбургском (в С.-Галленском кантоне). Первоначальное образование получил в школах Базеля и Берна, высшее — в университетах венском и базельском. Живо интересовался классической литературой и усердно читал Свящ. Писание, для лучшего уразумения которого изучил и еврейский язык. Находясь под влиянием базельского богослова Виттенбаха и поддерживая деятельные сношения с гуманистами, в том числе и с Эразмом Роттердамским, Ц. Вступил на путь свободного исследования Св. Писания. Получив в 1504 г. Степень бакалавра, в 1506 г. — магистра философии, он сделался приходским священником в Гларусе и в своих проповедях и литературных произведениях ("Лабиринт", "Басня о быке и некоторых животных") отзывался на все животрепещущие вопросы действительности, обнаруживая искреннее религиозное чувство и патриотизм.

Одной из язв общественной жизни Швейцарии была в то время поставка кантонами на службу иностранным государствам швейцарских военных отрядов, славившихся своей храбростью. Эта постыдная торговля кровью своих сограждан, служившая средством наживы для отдельных лиц и групп, получавших пенсии от иностранных государей, являлась источником глубокой общественной деморализации и вызвала энергический протест со стороны Ц., особенно после того, как он ближе познакомился с этим злом, сопровождая в 1512 и 1515 гг. В качестве полкового священника отряд Гларуса в итальянских походах. В 1516 г. Ц. Занял место капеллана в Эйнзидельне, продолжая выступать с проповедью против различных суеверий и церковных злоупотреблений.

В 1518 г. Занял должность священника в цюрихском соборе и здесь в основу своих проповедей положил Евангелие, стремясь к реформе церкви и государства, вооружаясь против торговли индульгенциями настолько успешно, что доминиканцу Самсону, торговавшему ими в Швейцарии, закрыт был доступ в Цюрих. В ряде проповедей, сочинений и религиозных диспутов Ц. Развил основные положения своего учения. В 1522 г. Он произнес проповедь против постов, установленных римской церковью ("О свободе выбора пищи"), и в послании к констанцскому епископу высказался против безбрачия священников. 29 января 1523 г. В Цюрихе состоялся публичный диспут, основанием для которого были 67 тезисов учения Ц. О Св. Писании как высшем авторитете в религиозных вопросах, об И.

Христе как о единственном истинном посреднике между Богом и людьми, о вере как единственном средстве спасения, о церкви как союзе всех верующих и т. Д. Диспут этот, устроенный городским советом Цюриха, окончился торжеством Ц. Над его противником Фабером, викарием констанц. Епископа. Цюрихский городской совет принял учение Ц. И стал самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона вместо констанцского епископа. Католическая месса и поклонение иконам были устранены, богослужение упрощено. Латинский язык заменен немецким. Причастие давалось под обоими видами. Монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано. Безбрачие духовенства упразднено, и в 1524 г. Сам Ц. Женился на вдове Анне Мейер.

В 1525 г. Он издал свое исповедание веры, под названием "De vera et falsa religione", в большей части пунктов сходное с учением Лютера, за исключением вопроса о причащении. Чуждый мистицизма, Ц. Смотрел на евхаристию не как на таинство, а как на воспоминание об искупительной жертве Христа. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и обряды, которые не стояли в противоречии с Св. Писанием, тогда как Ц. Устранял все то, что не находило в нем прямого подтверждения. Наконец, по вопросу о церковной организации Ц., будучи, как швейцарец, носителем республиканского начала, проводил начала пресвитерианского управления, а Лютер, как поборник княжеской власти, установил консисториальную систему управления церковью. Учение Ц.

И реформация в Швейцарии развивались одновременно с учением Лютера, но совершенно независимо от него. В 1528 г. Ц. Писал. "я узнал слово Божие не от Лютера, а из учения Христа". По вопросу о причащении между Ц. И Лютером происходила полемика, в которой первый обнаружил больше сдержанности и умеренности, чем последний. Желая примирить оба евангелических учения, ландграф гессенский Филипп устроил в 1529 г. В Марбурге свидание Лютера и Ц. Первый явился туда в сопровождении Меланхтона, Ц. — с своим другом и последователем Эколампадием. Происшедший между ними диспут не привел к соглашению по вопросу о причащении вследствие упорства Лютера. Учение Ц. Из Цюриха распространилось в Берне, Базеле, Шаффгаузене, С.-Галлене, Гларусе и во многих вольных имперских городах Германии.

Лесные кантоны — Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн — остались верны католицизму. Враждебные отношения между католиками и последователями Ц. Все более обострялись. Обе стороны готовились к борьбе, заключая внешние союзы. В 1529 г. Борьба была отсрочена заключением в Каппеле договора, по которому каждому кантону предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению. Однако вскоре вспыхнула междоусобная война. 11 октября 1531 г. Между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской равнине. Цюрихцы были разбиты наголову, сам Ц. Убит. Дело его продолжал и упрочил его друг Буллннгер, редактировавший в 1536 г. Первое гельветское исповедание. — В 1838 г. Ц. Поставлен памятник в Каппеле.Литература.

"Opera omnia lat. Et germ. Z. Cur. Schuler et Schulthess" (Цюрих, 8 т., 1829—42. Новое изд. Соч. Ц. Предпринято в 1901 г. В Берлине Schwetschke, под ред. Egli и Finster). Myconius, "De D. Huldrichi Zvinglii vita et obitu" ("Oecolampadii et Huld. Zvinglii epistolarum libri quatuor", Базель, 1536). Bullinger, "Reformationsgeschichte" (Цюрих, 1838—40). Mörikofer, "Ulrich Z." (1867—1869). Hundeshagen, "Zur Charackteristik U. Zwingli's und seines Reformationswerkes unter Vergl. Mit Luther und Calvin" ("Theol. Stud. Und Krit." 1862). Christoffel, "H. Zwingli. Leben u. Ausgew. Schriften" (1857). Stähelin, "Z. Und s. Reformationswerk".П. П—ий..

Значения в других словарях
Цвингер

(Теодор Zwinger) — швейцарский врач (1533—1588). Служил в лионской типографии, посвящая свободные часы чтению научных книг, потом отправился в Париж, где изучал философию под руководством Рамуса, и в Падую, где проходил курс медицинских наук. Вернувшись на родину, в Базель, занимался врачебной практикой и преподаванием греческого языка, этики и медицины. Главные труды Ц. "Tab u la et commentarius in artem medicinalem Galeni ejusdemque librum de constitutione artis medicae" (Базель, 1561). "Theat..

Цвингер Теодор

(Zwinger) — швейцарский врач (1533—1588). Служил в лионской типографии, посвящая свободные часы чтению научных книг, потом отправился в Париж, где изучал философию под руководством Рамуса, и в Падую, где проходил курс медицинских наук. Вернувшись на родину, в Базель, занимался врачебной практикой и преподаванием греческого языка, этики и медицины. Главные труды Ц. "Tabula et commentarius in artem medicinalem Galeni ejusdemque librum de constitutione artis medicae" (Базель, 1561). "Theatrum vitae..

Цвинглианизм

См. Цюрихская реформация.. ..

Цвирнер

Эрнст-Фридрих (Zwirner, 1802—61) — немецкий архитектор, получил образование в Бреславльском строительном училище и в Берлинской архитектурной академии. Несмотря на то, что в этой последней главным его наставником был приверженец классицизма Шинкель, он пристрастился к готическому стилю и, основательно изучив его по сохранившимся памятникам, своей дальнейшей деятельностью много способствовал его возрождению в Германии. Главный труд жизни этого зодчего — достройка Кельнского собора, которую он про..

Дополнительный поиск Цвингли Цвингли

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цвингли" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цвингли, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 7 символа