Цезальпин

122

(Andrea Cesalpino) — изв. Врач, естествоиспытатель и философ (1519—1603), уроженец тосканского города Ареццо. Местом его деятельности была сначала Пиза. Философия с ранних лет привлекала его. Отдавшись изучению ее под руководством Аристотеля, он с первых же шагов своей самостоятельной преподавательской деятельности стал резко нападать на схоластику, господствовавшую в школьной философии того времени. Это возбудило против него вражду многих влиятельных лиц. Несмотря на наветы и даже прямые (неосновательные) обвинения в безбожии, Ц. Не подвергся суду инквизиции и даже не был стесняем в своей преподавательской деятельности. Факт этот находит себе объяснение отчасти в самом характере его философского учения, оставлявшего место чудесам даже в естественном порядке природы, отчасти в благосклонном отношении к нему римской курии (папа Климент VIII назначил его своим первым лейб-медиком).

В Риме Ц. Продолжал свою преподавательскую деятельность и там же умер. По словам одного из врагов его, идеи Ц. Пользовались такой широкой известностью, что не только в Италии, но даже в Германии внушали к себе большее уважение, нежели изречения дельфийского Аполлона у греков. Ц. Постоянно оставался аристотеликом или, вернее, перипатетиком, воспринявшим, однако, в свое философское учение некоторые позднейшие элементы. В истории философии установился тот взгляд, что Ц. Преобразовал аверроистический аристотелизм в пантеизм. В этом смысле он признается одним из видных предшественников Спинозы. Свое философское учение он изложил в труде "Quaestiones peripateticae" (Венеция, 1571 г. Ко 2-му изд., 1593, присоединен другой философский трактат.

"Daemonum investigatio peripatetica"). Основные положения его учения сводятся к следующему. Наше мышление отправляется от всеобщего. Последнее выражается или в общих и основных принципах разума, или в общем представлении, которое слагается в нас благодаря показаниям чувств от соприкосновения с внешними предметами. Однако это всеобщее, познаваемое нами при помощи индукции, является лишь неопределенным и смутным целым, преобразующимся в отчетливое и ясное познание природы вещей лишь благодаря усмотрению различий. Процесс определения понятий показывает нам, что такое субстанция, и приводит нас к противоположности между формой и материей вещей, а также к причине, объясняющей, почему субстанция такова, какова она есть на самом деле.

Но мы никогда не в силах доказать, что сущее есть на самом деле. Там, где мы не встречаем сочетания материи и формы, определение понятий не может иметь применения. Чистая форма не подлежит объяснению. Она есть самое всеобщее и простое, сущее, которое не может иметь причины. Это одухотворяющее формирующее начало, этот принцип всех форм и есть Бог, первый и высший разум, а следовательно, первое, абсолютно чистое и простое действие. Эта первоначальная субстанция является источником первичной силы. Она не имеет ничего общего с количеством и потому не может быть названа ни конечной, ни бесконечной. Она не может быть продуктом чьего-либо творчества и не может действовать ради какой-нибудь определенной цели в собственном смысле этого слова, так как сама является конечной целью всех возможных целей, неподвижной самой в себе.

Она заслуживает безусловной любви. Но для того, чтобы божественное, или абсолютное, добро могло быть абсолютно желательным, должны быть еще и такие субстанции, такие существа, который могли бы избирать его целью своих стремлений. Поэтому-то независимо от первичной субстанции есть еще другие, существование которых сводится к ней и которые являются субстанциями лишь постольку, поскольку они сопричастны этому принципу одухотворяющей формы. В нем-то и коренится единство мировой системы. Роды и виды существ вечны, одни лишь индивидуумы имеют преходящее бытие. Несмотря на индивидуальную смерть отдельных существ, творческая сила первичной субстанции неиссякаема, творческий процесс вечен. Начало, одухотворяющее живые существа, проникает собою и всю вселенную вплоть до ее мельчайших частей.

Им же проникнуто и атомистическое строение косного принципа — материи. Частицы материи, наполняющие собой мироздание, квалифицируются Ц. Различно с точки зрения их совершенства. Градация устанавливается отношением к центру материального мира — к солнцу и небу как сфере последнего. В нем источник их жизни и движения. Небесного огня или источника тепла недостаточно еще, однако, для образования жизни, хотя, по-видимому, процессы разложения материи (напр. Гниение) порождают живые организмы, дотоле не существовавшие. Заблуждением было бы предполагать, что одних материальных условий достаточно для такого самозарождения. Без участия конечной движущей причины мира, без воздействия творческой формы никакая жизнь не мыслима.

В психологии Ц. Является чистым спиритуалистом. Духовное начало человека резко различается им от душ других живых существ. Только человек обладает разумной, мыслящей и бессмертной душой. Действия его души не зависимы от тела. Причинной связи здесь не существует. Соединяя все отдельные члены тела в гармоническое единство, душа является формой для тела. Не локализируясь ни в одной из частей последнего, она лишь проникает его собою. Если уже непременно желательно говорить о ее седалище, то эта роль всего скоре может быть приписана сердцу, источнику движения и деятельности всего организма. Здесь средоточие нашей чувственности. Чувственные образы, воспринятые нашей душой, не имеют пространственного протяжения. Познавая единое во всех вещах нашего внешнего опыта, а вечное и божественное начало — в нас самих, в недрах собственной духовной субстанции, мы приобщаемся к истинному блаженству Божества, которое, однако, лишь тогда станет нашим совершенным и неотъемлемым достоянием, когда в акте смерти наш интеллект отрешится окончательно от чисто человеческих черт своей деятельности и вступит в состояние чистого о себе бытия.

Такими чертами характеризуется психология Ц. Допуская чудеса как акты специального проявления Божества в мире естественных явлений, Ц. Решительно отвергал веру в темные силы природы, в магию и волшебство, столь распространенную в его время. См. Прекрасную статью о Ц. Пьера Бейля в его "Dictionnaire historique".С. Эверлинг.Некоторые ученые считают Ц. Первым, еще до Гарвея, открывшим кровообращение. Его главный ботанический труд "De plantis libri XVI", изданный во Флоренции в 1583 г., содержит, кроме описания многочисленных растений, классификацию растений, основанную на семенах. Ц. Различал 15 классов растений. Кл. 1 и 2 обнимает деревья и кустарники, различая их по положению зародыша в семени. Остальные классы обнимают полукустарники и травянистые растения.

Кл. 3. Единственное семя в плоде, напр. Valeriana, Urtica, Gramineae. Кл. 4. Несколько семян в мясистом плоде, напр. Тыквенные, спаржа. Кл. 5. Несколько семян в сухом плоде, напр. Бобовые, гвоздичные и др. Кл. 6. Два семени, до созревания слитые, цветы в зонтике. Зонтичные. Кл. 7. Плод двугнездный, напр. Mercurialis, Galium, Nicotiana, крестоцветные. Кл. 8. Плод трехгнездный, с немясистым корнем, напр. Euphorbia Viola. Кл. 9. То же, но корень мясистый, напр. Лилейные и др. Кл. 10. Четыре семени на общем ложе. Borragineae, Labiatae. Кл. 11 и 12 содержат сложноцветные, а также Eryngium и Scabiosa с "общим цветком, распределенным частями на вершинах отдельных семян". Кл. 13. Несколько семян в общем цветке. Напр. Ranunculus, Alisma. Кл. 14. Несколько семян в одном плоде. Напр. Oxalis, Aristolochia, Caffaris.

Кл. 15. Без цветов и плодов. Споровые растения. Кроме того, написал. "Appendix ad libros de plantis" (Рим, 1603). "De metallicis libri III" (Нюрнберг, 1602). "Kotoptron sive speculum artis medicae Hippocraticum" (1605). "Quaestionum peripateticarum libri V". "Daemonum investigatio peripatetica". "Quaestilonum medicorum libri II". "De medicamentorum facultatibus libri II" (Венеция, 1593). Гербарий Ц. Сохраняется во Флоренции.В. Траншель..

Значения в других словарях
Цедрирет

См. Церулигнон.. ..

Цедрол

Или камфара масла виргинского можжевельника — главная составная часть этого масла. Представляет спирт состава С15Н26О. Темп. Пл. 84°, темп. Кип. Около 290°. При окислении Ц. Получается смесь альдегида и кетона, а потому его надо считать за спирт третичный. Это подтверждается и легкостью, с которой Ц. Теряет воду, давая сесквитерпен цедрен (см.).К. Дебу. Δ.. ..

Цезальпиниевые

См. Бобовые.. ..

Цезальпиния

(Caesalpinia L.) — род растений из сем. Бобовых (Leguminosae), подсем. Caesaplinioideae. Деревья или лазящие кустарники, часто колючие, с двоякоперистыми листьями. Цветки желтые или красные, довольно крупные, в кистях. Чашечка с 5 долями, из которых нижняя вогнутая и обыкновенно больше остальных. Лепестков 5, почти равных или верхний мельче остальных. Тычинок 10, свободных. Завязь сидячая. Плод — боб, кожистый, плоский или вздутый, раскрывающийся или не раскрывающийся. Около 40 видов в теплых ст..

Дополнительный поиск Цезальпин Цезальпин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цезальпин" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цезальпин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 9 символа